Чем отличается оперативное управление от оперативного ведения

Содержание

  1. Понятие и виды прав
  2. Обозначение
  3. Ограниченное право
  4. Функции и задачи управляющего
  5. Функции
  6. Задачи
  7. Как взять в аренду имущество под подобным управлением?
  8. Передача имущества под оперативное управление
  9. Вывод

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

>
Право хозяйственного ведения
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Оперативное управление имуществом – это узкоотраслевое вещное право, его регламентирует ГК РФ, его ст. 269. Такой объект имущества находиться во владении государства либо муниципалитета, распоряжение им возможно только с разрешения владельца. Процедура подобного управления должна быть зарегистрирована, согласно закона. Что интересно такое понятие, как и схема ведения дел используется только странах постсоветского пространства.

Понятие и виды прав

Прежде чем разбираться в этом понятии, следует понять, что вообще такое вещные права. Согласно закона у каждого человека существуют вещные и обязательственные права. В этом аспекте следует рассмотреть особенные черты интересующих нас прав, среди них:

  1. Это абсолютное право. То есть имеется в виду, что человек, который владеет чем-либо, в противоставление другим людям, которые не являются истинным владельцем подобного имущества. По закону это огромное количество людей не имеет права нарушать полномочия истинного владельца.
  2. Оно может признаваться только в том случае, когда это прописано в нормах закона и предусмотрено ним.
  3. Объектом может выступать только одна единственная вещь, ее параметры и применение в этом случае не имеет значения.

Теперь можно рассматривать оперативное управление, как ограниченное вещное право, оно отличается объемом полномочий, который имеется у владельца. В этом случае что-либо находиться в собственности одного лица и при этом во владении другого лица оно также есть, но при этом возможности управления ограничены.

Важно! Подобные права могут возникать вне воли владельца, в следствии действия права следования, когда права идут за вещью.

Обозначение

Оперативное управление – это право ведения хозяйства, является производным от права владения. Пользоваться им может исключительно юрлицо. Если сказать проще, то суть в том, что собственность, находящаяся во владении муниципалитета, госучреждения может быть применена по необходимости, то есть право на подобные действия передаются другому лицу, хотя они и ограничены.

Собственник он же руководитель предприятия имеет следующие права:

  • Создание задач и установление сроков их выполнения.
  • Внесение изменений в организационную структуру.
  • Контроль организационных процессов.
  • Контроль над правильностью и законностью использования имущества.
  • Назначение руководящего состава, он же может быть контролирующим органом от государства.

Есть также четкие ограничения подобного формата управления госимуществом, среди них:

  1. Операции по продаже, в том числе отдельных объектов.
  2. Сдача в аренду.
  3. Использование в качестве залога при кредитовании.

Важно! Если получить разрешение от первичного владельца, то есть государства, даже подобные действия могут быть разрешенными.

Среди других особенностей, следует выделить такие:

  • Субъекты не могут делиться на части и паи, он передаются управляющему только единым целым.
  • Отвечает за вверенное имущество управляющий, помимо того оно находиться на балансе его предприятия.
  • Лицо, осуществляющее рассматриваемое управление все равно находиться в подчинении первичного собственника.

Ограниченное право

Именно так можно сказать об оперативном управлении, среди самых важных черт можно выделить такие:

  1. Управляться подобным образом могут исключительно казенные и чаще всего производственные предприятия, имущество находиться в собственности государства непосредственно или через муниципалитет.
  2. Оперативный управленец распоряжается имуществом, но только в той области, где функционирует предприятие. Иногда корректировка тех или иных действий происходит за счет указаний собственника.
  3. Распоряжаться ввереным без согласия государства нельзя. Единственное что возможно – это продавать произведенную продукцию.

Читайте также:Трехстороннее соглашение об оплате третьему лицу образец

Функции и задачи управляющего

Тот, кто стоит у руля оперативного управления имеет определенные функциональные задачи, которые становясь владельцем, обязан выполнять. Также перед ним ставятся конкретные задачи, ответственность за который он несет.

Функции

Среди них такие:

  • Координация работы всех структурных подразделений. Если рассмотреть производственное предприятие полного цикла, то тут в круг функций управляющего входит обработка заказов, связь с производственными мощностями, реализация готового товара.
  • Работа с документооборотом. В этом случае отвечает оперативный управляющий, а не конечный собственник, то есть все необходимые бумаги, в частности отчеты должны быть готовы своевременно, иначе ответственности по закону не миновать.
  • Планирование. Управляющие контролирует сроки выполнения поставленных задач. Кроме того, собственнику обязательно предоставляется отчет.
  • Управление производством, в том числе контроль качества изготовленных товаров.
  • Учет издержек, которые невозможно исключить, адекватное их обоснование.
  • Техническая составляющая для выполнения производственных задач, то есть оснащение всем необходимыми агрегатами, учет, сохранность и отправка произведенных товаров.
  • Учет запасов и своевременная закупка сырья.

Задачи

Задачи, которые ставятся перед оперативным собственником многочисленны, но основная – это сделать производство прибыльным. Среди ключевых задач, которые этому способствуют:

  1. Определение объемов производимых товаров, которые возможно производить на имеющихся мощностях.
  2. Выбор места размещения производства, опираясь на параметр цена-качество.
  3. Координация заказов, которые поступают на предприятие.
  4. Выдача заданий для работы.
  5. Установление адекватных сроков для выполнения.
  6. Контроль над соблюдением правил, сроков.
  7. Обеспечение наибольшей эффективности работы.

Как взять в аренду имущество под подобным управлением?

Далеко не каждое имущество, находящееся под оперативным управлением взять в аренду сложно, но существует процедура, позволяющая это сделать. Полномочия собственника делегированные, поэтому по своему усмотрению он не может распоряжаться тем, чем управляет и отдавать его в аренду или продавать.

Важно! Обсуждать возможность сдачи в аренду подобной собственности необходимо обсуждать с государственными органами, то есть фактическими владельцами.

  • Прошение на имя собственника (государства) о возможности получит имущества в аренду. Причем в кругу интересов могут быть только не задействованные в данный момент активы.
  • К подобному прошению следует прикрепить пояснительную записку, в ней указывается: характеристика здания, помещения, которое заинтересовало, обоснованная целесообразность аренды и влияние ее на работу предприятия.

Если доводы устроили государство/муниципалитет, то подписывается договор аренды. Финансы, вырученные от сдачи в аренду, направляются предприятию в качестве вспомогательного бюджетного финансирования.

Передача имущества под оперативное управление

Для того чтобы факт передачи имущества под оперативное управление был зафиксирован, необходимо произвести следующие манипуляции:

  1. Составление акта приема-передачи, согласно с требованиями закона.
  2. Заверение акта. Это делают обе стороны, после этого бланки регистрируют.
  3. Только после этого помещения/здание переходят на баланс оперативного управляющего.

Вывод

Хотя оперативное управление на данный момент активно используется в нашей стране, нормативы, которые на данный момент прописаны в законе устаревшие. Возможности управления ограничены, но именно благодаря передаче в управление юридическому лицу, госимущество (предприятия) могут работать и приносить доход.

Л. КУЛИКОВА
Л. Куликова, консультант Высшего Арбитражного Суда РФ.
Чем отличается право хозяйственного ведения от оперативного управления? Чем отличается доверительное управление имуществом (траст) от оперативного управления?
Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, получаемых субъектами этих прав от собственника на закрепленное за ними имущество.
Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица, существующие в специальных организационно — правовых формах — "предприятия" и "учреждения".
Субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть государственное или муниципальное унитарное предприятие (ст. ст. 113 — 114 ГК РФ) как разновидность коммерческих организаций.
Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные (казенные) предприятия (ст. 115 ГК РФ), принадлежащие к категории коммерческих организаций, так и учреждения (ст. 120 ГК РФ), относящиеся к некоммерческим структурам, а также предприятия, относящиеся к частным собственникам.
Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.
В соответствии со ст. 294 ГК РФ право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.
В этом случае сам собственник уже не может осуществлять в отношении фактически выбывшего из его обладания имущества правомочия владения и пользования (а в значительной мере — и правомочие распоряжения).
В отношении такого имущества собственник — учредитель сохраняет
правомочия, предусмотренные п. 1 ст. 295 ГК РФ, т.е. он вправе создать предприятие — несобственника (назначить директора, утвердить устав и определить объем правоспособности), реорганизовать и ликвидировать его (с соблюдением прав и интересов его кредиторов), осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Осуществление правомочий, принадлежащих унитарному предприятию, может быть дополнительно ограничено специальным законом или даже иными правовыми актами.
В соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ из правомочия распоряжения изъята возможность без предварительного согласия собственника (в лице соответствующего комитета по управлению имуществом) распоряжаться недвижимостью (продажа, сдача в аренду, в залог, внесения в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ).
Предприятие распоряжается самостоятельно движимым имуществом, если только законом либо иным правовым актом не будут предусмотрены соответствующие ограничения.
Вместе с тем Кодекс не предусматривает возможности для учредителя — собственника произвольно ограничивать правомочия по владению и пользованию закрепленным за унитарным предприятием имуществом, в частности, изымать его без согласия предприятия (если речь не идет о его ликвидации или реорганизации).
В этой связи указание на возможность изъятия у федерального предприятия имущества, используемого им не по целевому назначению, содержащееся в п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.94 N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности", не соответствует Гражданскому кодексу, а потому не подлежит применению (п. 5 ст. 3 ГК РФ).
Право оперативного управления в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ — это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Собственник — учредитель вправе изъять имущество у субъекта права оперативного управления только в трех предусмотренных законом случаях (излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению), и распорядиться им по своему усмотрению.
Никаким имуществом, кроме готовой продукции, казенное предприятие не вправе распорядиться без согласия собственника.
В силу п. 2 ст. 297 ГК РФ собственник устанавливает и порядок распределения доходов казенного предприятия, не согласуя его с самим предприятием.
Учреждения вообще лишены права распоряжения, в том числе и отчуждения закрепленным за ним имуществом или имуществом, полученным по смете (кроме денежных средств, расходуемых по смете в соответствии с целевым назначением).
Правовое положение учреждения, как финансируемой собственником некоммерческой организации, имеет ту особенность, что допускает осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с учредительными документами, то есть с закрепленным в них разрешением собственника.
Согласно пункту 2 статьи 298 Гражданского кодекса доходы от такой деятельности и приобретенное за их счет имущество поступают в "самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе".
К праву учреждения на полученное им таким образом имущество применяются правила статьи 295 Гражданского кодекса.
Таким образом, результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение предприятия или учреждения (пункт 2 статьи 299 Гражданского кодекса).
Предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, поскольку все имущество полностью остается объектом права собственности учредителя.
Следует провести четкую границу между понятиями "доверительной собственности" (траста) и "доверительного управления".
Доверительное управление является способом осуществления собственником принадлежащих ему правомочий, одной из форм реализации правомочия распоряжения, но не установлением нового права собственности на данное имущество.
Институт доверительного управления не имеет ничего общего с институтом "доверительной собственности" ("траста"), попытка внедрения которого была предпринята в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2296 "О доверительной собственности (трасте)".
При доверительном управлении управляющий использует имущество своего подопечного, не становясь собственником этого имущества и не в своих интересах, а в интересах собственника или назначенного им выгодоприобретателя, причем только в пределах, установленных законом и договором.
Управляющий осуществляет юридические и фактические действия на четких обязательственных основах.
Поскольку Гражданский кодекс установил в сфере, на которую распространяется Указ, иной правовой режим (не доверительную "собственность", а доверительное "управление"), Указ утратил силу.
Доверительное управление является институтом обязательственного, а не вещного права.
Основанием возникновения управления имуществом всегда является договор.
Право оперативного управления — особая разновидность вещных прав (статьи 216 Гражданского кодекса) юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.
Имущество, передаваемое в доверительное управление, должно принадлежать учредителю на праве собственности.
Носители права оперативного управления или хозяйственного ведения не могут быть учредителями доверительного управления, поскольку уже осуществляют вторичные правомочия собственника.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Читайте также:Справка о временной нетрудоспособности сотрудника мвд бланк

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
УКАЗ Президента РФ от 24.12.1993 N 2296
"О ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ТРАСТЕ)"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.02.1994 N 96
"О ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
УПРАВЛЕНИЮ И РАСПОРЯЖЕНИЮ ОБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ"
Бизнес-адвокат, N 2, 1997

Источник: lawsexp.com

 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧𝐥𝐢𝐠𝐚🌈™