Содержание
- Сбор данных о семье
- Из чего состоит характеристика
- Начало текста
- Основная часть документа
- При каких обстоятельствах не выдается положительная характеристика
- Содержание положительной формы характеристики на родителей
- Вариант отрицательной характеристики на родителя
Характеристика на мать ребенка из школы (или другое лицо, представляющего интересы несовершеннолетнего) — это официальный документ, отражающий моральное, психологическое, материальное положение в семье. Сделать запрос на него могут органы опеки, суд и т. п. Составляет и выдает характеристику обычно классный руководитель. Заверяется она подписями социального педагога, директора школы и печатью образовательного учреждения.
Сбор данных о семье
Характеристика на одного из родителей – это результат всестороннего исследования. Чтобы ее написать используют следующие методы:
- Наблюдение за семьей. Это посещение места проживания. Цель визита: изучение условий содержания ребенка, соблюдения необходимых санитарно-гигиенических норм, наличие у школьника индивидуального места, для занятий.
- Беседы с родителями. На основании таких встреч можно составить характерологический портрет родителя, определить семейные взаимоотношения.
- Беседы с учителями. Это необходимо для того, чтобы услышать их отзывы об исполнении обязанностей мамы в заботе и воспитании.
Также используются другие вспомогательные материалы, например, социальные исследования и диагностирование семьи.
Из чего состоит характеристика
В документе описывается место работы, личные качества и характерологические черты родителя.
Начало текста
При составлении характеристики матери учащегося соблюдаются следующие правила:
- Заголовок (шапка) пишется по центру. «Характеристика» обозначается крупным шрифтом.
- С новой строчки, в родительном падеже ФИО родственника. Кем приходится ребенку по статусу (фамилия, имя, номер школы, класса).
- Сообщаются сведения о маме: год ее рождения, где проживает, наличие образования, место деятельности.
- Если есть необходимость, повествуется о наличии у нее заболеваний, оказывающих влияние на трудоспособность и обеспечение семьи.
Обязательно описание социального статуса, полная семья у школьника либо отца нет. А также сведения о численности детей.
Основная часть документа
Фиксируется описание психологических качеств мамы и методов воспитания школьника:
- Что важно для человека, каковы его ценностные ориентации, приоритеты.
- Как строится общение с ребенком.
- В какой степени исполняются родительские обязанности по защите и учету его интересов.
- Каким образом создаются условия для правильного воспитания и всестороннего развития учащегося.
- Насколько мать поддерживает запрет на нанесение психологического, а также физического вреда здоровью несовершеннолетних детей. Были ли случаи эксплуатации ребенка.
- Оценивается стиль родительского поведения (например, авторитарность, демократизм, либеральность или попустительство).
- Дается описание того, как внешне выглядит ученик (опрятность), степень воспитанности, наличие интересов.
- Как родитель проводит время с сыном (дочерью), интересуется ли успехами в школе, посещение родительских собраний.
Школьная характеристика на мать ребенка строится на выводах о благополучии или неблагополучии семьи по каждому пункту перечисленных требований к ее составлению.
Таким образом, она может быть положительной или отрицательной.
Читайте также:Сведения характеризующие опо сеть газопотребления заполненный образец
При каких обстоятельствах не выдается положительная характеристика
Если классным руководителем выявлены и упомянуты в тексте негативные поступки, неадекватное поведение мамы в семье, то характеристика не может расцениваться как положительная.
- Наличие асоциального поведения: противоправное, аморальное, аддиктивное (различные зависимости и тяготение к ним).
- Имеются ли психические заболевания у мамы (или обоих родителей).
- Неспособность обеспечить дочь (сына) питанием, одеждой.
- При многодетности мать пренебрегает воспитанием всех детей либо одного из них.
- Конфликтность — допускается насилие к детям, или вообще в семье.
Содержание положительной формы характеристики на родителей
Вариант оформления документа:
- Характеристика
- Зуевой Елены Николаевны, матери Зуева Олега Максимовича, 2010 года рождения, учащегося 2 «В» класса МБОУ «СОШ N 45». Адрес проживания: г. Соликамск, улица Космодемьянской, д. 2, кв. 12.
- Мама Зуева Е. Н., 1991 г. рождения, С 2016 года оформлен декретный отпуск. По образованию женщина – медицинская сестра Городской больницы N 1.
- Жилищно-бытовые условия супругов удовлетворительные – члены семьи занимают трехкомнатную квартиру.
- Достаток средний: обеспечивает семью отец, Зуев Максим Игоревич.
- Елена Николаевна ответственно занимается воспитанием детей, заботится о питании, одежде, интересуется успеваемостью старшего сына.
- Активно принимает участие в классных мероприятиях, регулярно помогает ребенку с домашними заданиями, оказывает моральную поддержку членам семьи.
- В общении с детьми мать доброжелательна, терпелива. Всегда находит выходы из конфликтных ситуаций. Зуев Олег отзывается о матери с уважением.
- Мальчик аккуратен внешне, неконфликтный, спокойный, добрый.
- Стиль общения Зуевой с детьми — демократичный. По всем критериям семья гармоничная, открытая для общения, с четким определением социальных границ.
Характеристика дана для предъявления по месту требования.
Образец не является руководством к точному составлению документа, можно перечислить другие положительные моменты, свидетельствующие о добросовестном отношении матери (отца) к воспитанию школьника.
Вариант отрицательной характеристики на родителя
За образец можно принять следующий текст:
- Характеристика
- Орловой Оксаны Денисовны, матери Орлова Богдана Сергеевича, 2006 г. рождения, обучающегося в С.О.Ш. №50. Домашний адрес: г. Медвежьегорск, ул. Кострикова дом 3, кв.6.
- Мать Орлова О. Д. 1988 г. р. имеет среднее образование, работает техслужащей магазина «Магнит».
- Отец Орлов С. А. 1985 года рождения осужден за преступную деятельность. Находится в учреждении закрытого типа.
- Оксана Денисовна с Богданом живут в однокомнатной малогабаритной квартире, совместно с прабабушкой Богдана по отцу Никифоровой Тамарой Петровной. Братьев и сестер нет.
- Состояние жилищных условий в плане быта — неудовлетворительное: комната и кухня с печным отоплением находятся в деревянном многоквартирном ветхом доме. У школьника не имеется отдельного письменного стола для занятий.
- В комнате не всегда прибрано. Богдан посещает школу в неопрятном виде.
- Оценка материального обеспечения семьи — неудовлетворительно. Школьник, зачастую, одет не по сезону.
- Участие матери в учебном процессе сына слабое. На собраниях присутствует обычно бабушка ребенка, жалобы на негативное поведение школьника заканчиваются скандалами дома.
- Психологическая семейная атмосфера напряженная, это выражается в поведении ребенка в школе: с одноклассниками резок, драчлив. На замечания учителя не реагирует.
Читайте также:Протокол заседания инвентаризационной комиссии в бюджетном учреждении
Все методы домашнего воспитания выражаются упреками и угрозами. С Орловой неоднократно проводились беседы при участии классного руководителя, а также школьного социального педагога. После профилактических наставлений улучшения ситуации в семье не отмечалось.
Характеристика из школы на мать ребенка составлена по запросу опекунского совета.
В заключение необходимо отметить, что любая характеристика пишется от третьего лица. Описание приводится в настоящем или прошедшем времени. Опираться необходимо не на эмоциональное восприятие, а на конкретные факты. Задача педагога при составлении документа – оценка физической и моральной состоятельности матери в воспитании учащегося.
Источник: