Объекты способствующие привлечению и массовому скоплению птиц

Размещение полигона твердых коммунальных бытовых отходов на приаэродромной территории — решение проблемы массового скопления птиц

При строительстве полигонов твердых коммунальных отходов (ТКО) учитывается множество факторов: выбор земельного участка надлежащей категории и вида разрешенного использования, соблюдение границ санитарно-защитных зон, соответствие требованиям экологических норм, жесткие требования к порядку эксплуатации таких полигонов. Еще одним фактором, который, порой, недооценивается инвесторами и владельцами полигонов, является расстояние до действующих аэропортов и аэродромов.

На практике порой возникают иски о запрете на осуществление деятельности по размещению ТКО, ликвидации свалок (как законных, так и несанкционированных) в приаэродромной зоне. Обосновываются такие требования тем, что созданные и функционирующие места размещения отходов являются местами привлечения и массового скопления птиц, что, в свою очередь, негативно отражается на орнитологической обстановке вблизи аэродрома и влияет на безопасность полетов воздушных судов.

Однако вопрос о законности размещения и эксплуатации полигонов и свалок вблизи аэропортов решается неоднозначно как в законодательстве, так и в правоприменительной практике. Рассмотрим подробнее, какие сейчас установлены ограничения по строительству полигонов и свалок на приаэродромной территории, и какие существуют способы снижения орнитологических рисков.

НОРМАТИВНАЯ СТОРОНА ВОПРОСА

Воздушный кодекс РФ устанавливает общее требование для размещения промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории: строительство и реконструкция таких объектов должны быть согласованы с собственником аэродрома. При этом нормативно утвержденный порядок такого согласования не исключает размещение в приаэродромной зоне в том числе и «свалок бытовых отходов».

Согласно Федеральным правилам использования воздушного простран-ства РФ, «запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов — до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц».

Таким образом, в законодательстве отсутствует запрет на строительство объектов размещения отходов в пределах приаэродромной территории, но также отсутствует и четкое указание на необходимость оценки фактического влияния указанных объектов (их создания и эксплуатации) в каждом конкретном случае на безопасность полетов.

Стоит отметить, что именно принцип доказывания фактического влияния полигонов и свалок на орнитологическую обстановку полигона устанавливается в Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. Согласно документу, «соответствующие полномочные органы принимают меры по ликвидации или предотвращению появлению мусорных свалок или любых других источников, которые могут привлекать птиц и диких животных к аэродрому и его окрестностям, если только соответствующая оценка поведения птиц и диких животных не показывает, что они вряд ли будут создавать условия, усугубляющие проблему опасности птиц и диких животных».

Совокупность приведенных выше норм и положений позволяет сделать следующий вывод: допустимость размещения объектов, потенциально угрожающих безопасности движению воздушных судов, должна оцениваться собственником (оператором) аэропорта в каждом конкретном случае, с учетом степени, в которой указанные объекты могут способствовать привлечению и массовому скоплению птиц.

Кроме того, согласно положениям Воздушного кодекса РФ, размещение на приаэродромной территории определенных объектов, в том числе объектов размещения отходов, согласовывается с собственником аэродрома, то есть размещение любых объектов должно в каждом случае оцениваться собственником аэропорта с точки зрения обеспечения безопасности такого размещения и дальнейшей эксплуатации при осуществлении летной деятельности.

Большинство судов разрешает споры о законности эксплуатации мест размещения отходов вблизи аэропортов также по принципу доказывания фактического влияния таких мест на орнитологическую обстановку. При этом суды примерно в половине случаев прибегали к результатам орнитологической экспертизы.

Важно отметить, что судами всегда в той или иной степени исследуются фактические обстоятельства, показывающие наличие массового скопления птиц (рис. 1). Только в одном судебном акте в связи с тем, что объект размещения отходов был расположен в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы аэропорта (0,5 км), достаточным для закрытия такого объекта был признан факт его размещения на определенном расстоянии от аэропорта.

Важным фактором является также вид и качество объектов размещения отходов, находящихся вблизи аэропортов. Большинство споров возникает в отношении несанкционированных либо слабо оборудованных объектов или участков для размещения отходов (рис. 2). Нет ни одного подобного судебного дела в отношении объекта, который был построен и эксплуатируется с использованием современных технологий, сокращающих риски массового скопления птиц. Кроме того, почти во всех спорах налицо были грубые нарушения правил эксплуатации.

Также можно выявить статистическую зависимость решений судов вопроса о «закрытии» полигона/свалки/участка складирования отходов от расстояния между аэродромом и спорным объектом. Из таблицы видно, что чем больше расстояние от контрольной точки аэродрома до места размещения отходов, тем меньше вероятность удовлетворения иска о закрытии полигона/привлечении к административной ответственности.

Если говорить об общей тенденции, сформировавшейся в судебной практике по вопросу о закрытии полигонов вблизи аэропортов, то можно констатировать, что суды удовлетворяют соответствующие иски только при наличии доказанных фактов привлечения и массового скопления птиц и/или негативного влияния такого скопления птиц на безопасность воздушного пространства аэропорта.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ВЛИЯНИЯ НА ОРНИТОЛОГИЧЕСКУЮ ОБСТАНОВКУ

Снижение влияния деятельности объектов размещения отходов, скотомогильников, ферм на массовое скопление птиц, то есть на орнитологическую обстановку в целом, является актуальной задачей для обеспечения безопасности полетов. В науке и практике (в том числе судебной) выработано множество способов снижения влияния полигонов ТКО на орнитологическую обстановку аэропорта и приаэродромной территории. Использование данных способов позволяет исключить полигоны из числа объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.

В частности, судебной практикой сформирован следующий набор мероприятий на полигоне, способствующих снижению влияния на орнитологическую обстановку приаэродромной территории:

· немедленное уплотнение вновь доставляемых отходов;

· изоляция заполненной отходами рабочей карты слоем грунта;

· применение средств отпугивания птиц;

· осуществление сортировки отходов;

· уменьшение объемов отходов на гидравлическом прессе;

Читайте также:Уведомление арендатору о повышении арендной платы образец

· создание на полигоне твердых бытовых отходов (ТБО) резерва объемов грунта, предназначенного для оперативной изоляции отходов при необходимости в зависимости от обстановки;

· периодическая оценка (аудит) орнитологической обстановки в секторе расположения полигона и направление кратких отчетов по результатам аудита орнитологической обстановки в аэропорт/аэродром;

· максимально возможное сокращение площади рабочей карты, выделяемой для текущего накопления отходов;

· определение размера рабочей карты и закрепление ее в документации по эксплуатации полигона ТБО;

· периодическое проведение действий по дератизации (уничтожению грызунов) на на территории полигона ТБО, а также на прилегающих участках.

О том, что современные технологии строительства и эксплуатации полигонов и других объектов по обращению с отходами позволяют свести орнитологические риски к минимуму, свидетельствуют и мнения экспертов из области проектирования полигонов.

В частности, Стив Миллер, главный исполнительный директор Bulk Handling Systems (BHS) — мирового лидера по проектированию, производству и установке мусоросортировочных комплексов, утверждает, что технологии, которые предлагает его компания, позволяют эффективно предупреждать массовое скопления птиц на объектах по обращению с отходами. По его словам, отходы, спрессованные в брикеты, хранятся внутри здания. Здесь проблемы скопления птиц не возникает. Рабочая карта полигона является местом, где кормятся птицы и отходы раздуваются ветром. В этой связи необходимо использовать технологии по управлению размером рабочей карты в целях уменьшения привлекательности для птиц. Для этих целей используются шумы, такие как автоматические хлопушки для отпугивания птиц, или хищники, таких, как сокол, для отпугивания птиц, которые прилетают на рабочую карту. Ежедневная изоляция рабочей карты брезентом или грунтом также снижает актуальность проблемы. При сортировке мусора используются аналогичные технологии: если отходы, содержащие пищевые отходы, находятся за пределами помещения, они должны быть складированы и укрыты во избежание скопления птиц.

Роберт Джонсон, опытный менеджер по управлению полигонами в штате Калифорния, отмечает, что защита производства от скопления птиц означает следование стандартной практике изоляции (укрытия) грунтом или иным покрытием отходов после окончания рабочего дня. В случае если популяции птиц большие, это означает, что нужно использовать закрытые грузы, минимизацию размера рабочей карты и использовать покрытие (изоляцию) в течение дня, не дожидаясь окончания рабочего дня.

Целое исследование посвящено управлению орнитологическими рисками организацией Outer Loop Recycling and Disposal Facility (OLRDF) Университета Небраски. Данная организация разделяет способы борьбы с птицами на полигонах на несколько видов.

Один из видов — управление производственной деятельностью. В рамках него говорится о том, что управление рабочей картой является важными инструментами борьбы против скопления птиц на полигоне. Метод «рабочей карты полигона» предполагает использование небольшой поверхности карты полигона, тем самым минимизируя источники питания птиц и других животных. Рабочая зона должна составлять порядка 300х400 футов, соответствующее покрытие (например грунт) также используется, если необходимо. OLRDF предлагает использовать ежедневно альтернативные способы изоляции (например, отбракованный компост, брезент). OLRDF поддерживает рекомендуемую высоту травы на пассивных картах полигона на уровне от 7 до 14 дюймов. Полигон регулярно проверяется и косится несколько раз в год для поддержания такой высоты травы».

Также OLRDF предлагает использовать методы визуального контроля: «Персонал по контролю за птицами осуществляет два наблюдения в день, пять дней в неделю на пяти точках наблюдения полигона и один раз в субботу. Утреннее наблюдение осуществляется примерно с 08:00 до 10:00, послеполуденное наблюдение — с 14:00 до 16:00. Каждый объект, на котором птица находится около 5 минут, а также все виды птиц, которых можно увидеть и услышать в радиусе 300 футов, протоколируется. Также протоколируется дата, погода и время».

Еще одним эффективным способом контроля за количеством птиц на полигоне OLRDF считает использование радаров: OLRDF использует MERLIN XS2530i Avian Radar System, произведенные DeTect, Inc., чтобы отслеживать активность птиц на полигоне и соседней местности в целях обеспечения информацией и данными в режиме реального времени, а также отслеживания активности птиц на и вне территории полигона.

Отдельным направлением в борьбе с массовым скоплением птиц является использование различных видов отпугивателей. Преимущества и недостатки визуальных и акустических отпугивателей для птиц и их влияние на орнитологическую обстановку аэродрома Барнаул подробно описано в статье. Специалисты указывают, что применяемые средства отпугивания птиц, позволяют сократить численность птиц в районе полигона ТБО города Барнаула на 60–70% при затратах, не превышающих 100 тыс. рублей на техническое оснащение территории полигона акустическими и визуальными средствами отпугивания птиц в течение периода гнездования (периода наиболее массовой концентрации птиц на полигоне ТБО). В соответствии с вышеизложенным необходимо считать возможным размещение комплекса приемки, хранения, переработки и захоронения твердых бытовых и промышленных отходов в 6,3 км от аэропорта при условии режима эксплуатации полигона с учетом необходимости сокращения прямого контакта птиц с пищевыми отходами и предусмотрев следующие мероприятия: размещение на территории участков подвоза бытовых отходов на шестах (высота около 4–5 м) 10–12 специальных надувных цветных шаров с рисунком глаз хищника, имеющих эффект подвижности зрачков.

OLRDF также рекомендует использовать акустические отпугиватели для птиц: пробная эксплуатация дальнодействующего акустического устройства Long Range Acoustical Device (LRAD) началась в августе 2007 года. Это устройство позволяет пользователю собрать пучок звука, который может быть использован для отпугивания хищных видов птиц и разнообразных черных дроздов. LRAD производит громкий направленный акустический раздражитель и показал себя как эффективный способ отпугивания птиц в расширенном диапазоне (Florida LRAD Tests, DeTect/ATC Joint Report, 2006).

На отечественном рынке также существует широкий выбор качественного отпугивающего оборудования. Подробное описание его видов и преимущества можно найти на сайте Отраслевой группы авиационной орнитологии.

Резюмируя все вышесказанное, с учетом сложившейся практики и устоявшихся подходов к обеспечению орнитологической безопасности можно говорить о том, что законодательство допускает создание мест размещения отходов в пределах приаэродромной территории при условии надлежащего соблюдения правил их эксплуатации и использования мер снижения рисков массового скопления птиц. В связи с этим важным является выявление эффективных мер, что как раз и имеет место в научной и бизнес-среде, где предлагается множество обоснованных способов минимизации рисков привлечения и массового скопления птиц при организации процесса захоронения и обработки отходов.

Читайте также:Пту это среднее профессиональное образование или начальное

Текст: Екатерина Доля, юридическая фирма LECAP

ВОПРОС: Какой высоты объекты необходимо в обязательном порядке согласовывать с авиационной администрацией аэродромов (аэропортов), военных округов?

В границах Полос воздушных подходов (ПВП), а также вне границ этих полос в радиусе 10 км от КТА.
Строительство(размещение) объектов любой высоты подлежит согласованию с собственником аэродрома и штабом объединения ВВС(территориальным управлением Росавиации) в границах которого расположен аэродром.

В границах R = 15 км от КТА
Строительство(размещение) объектов высотой до 50 м подлежит согласованию с собственником аэродрома.

В границах R = 30 км от КТА
Строительство(размещение) объекта высотой более 50 м относительно уровня аэродрома подлежит согласованию с собственником аэродрома и штабом объединения ВВС в границах которого расположен аэродром.

В границах ПВП, R = 15 км, R = 30 км
Строительство(размещение) объектов высотой 50 м и более подлежит согласованию с собственником аэродрома, штабом объединения ВВС и штабом военного округа в границах которого расположен аэродром.

Вне зависимости от других условий согласованию со штабом военного округа и штабом объединения ВВС подлежат:

— Объекты высотой от поверхности земли 50 м и более;

— Линии связи, электропередачи, а также другие объекты радио- и электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств;

— Факельные устройства для аварийного сжигания сбрасываемых газов 1 ;
1 При определении высоты факельных устройств учитывается максимально возможная высота выброса пламени.
— Промышленные и иные предприятия и сооружения, деятельность которых может привести к ухудшению видимости в районах аэродромов.

Запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов — до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.».

ВОПРОС: Что такое приаэродромная территория?

Приаэродромная территория — прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории (ФП ИВП РФ Утверждены постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. №138).

ВОПРОС: Каковы размеры приаэродромной территории?

Для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов – окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома (ст. 58. ФП ИВП РФ).

ВОПРОС: Какого размера полоса воздушных подходов на аэродроме?

Для аэродромов гражданской авиации полосы воздушных подходов должны иметь ближнюю, дальнюю, боковые и внешнюю границы.
Ближняя граница полосы воздушных подходов должна прилегать к торцу ВПП и совпадать по размерам с шириной летной полосы.
Дальняя граница полосы воздушных подходов должна располагаться параллельно на расстоянии 30 км от ближней границы полосы воздушных подходов.
Боковые границы полосы воздушных подходов должны начинаться от ближней границы полосы воздушных подходов и расходиться под углом 8,5° (15%) в каждую сторону от продолжения осевой линии ВПП аэродрома до пересечения с дальней границей полосы воздушных подходов.
Внешняя граница полосы воздушных подходов вне боковых границ полосы воздушных подходов устанавливается окружностью радиусом 15 км от центра ВПП для аэродромов классов А, Б, В, Г и окружностью радиусом 8 км от центра ВПП для аэродромов классов Д и Е

Размеры полос воздушных подходов для аэродромов государственной авиации устанавливаются Федеральными Авиационными Правилами «НОРМЫ ГОДНОСТИ К ЭКСПЛУАТАЦИИ АЭРОДРОМОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ» (ФАП «НГЭА ГосА(А)

ВОПРОС: С какой целью на объектах устанавливается светоограждение и наносится дневная маркировка?

Световое ограждение и дневную маркировку объектов, являющихся препятствием для движения воздушных судов, выполняют в соответствии с целью обеспечить безопасность полетов в ночное, дневное время суток и при плохой видимости (низкая облачность, туман, осадки и т.д.). Необходимость светоограждения и дневной маркировки объектов регламентируется ФАП «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов»

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

от 8 августа 2013 г. N 02.3-947

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 14

На протяжении последних нескольких лет в некоторых аэропортах Российской Федерации сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с повреждениями воздушных судов в результате столкновения с птицами во время взлета и посадки. Подобные инциденты представляют серьезную угрозу безопасности полетов. Кроме того, это приводит к значительным материальным затратам, связанным с восстановлением летной годности поврежденных воздушных судов.

В Приложении к настоящей информации приведены сведения по орнитологическому обеспечению безопасности полетов на территории Российской Федерации и рекомендации по улучшению орнитологической обстановки в районе аэродромов.

С целью обеспечения безопасности полетов предлагаю руководителям территориальных органов Росавиации:

1. Довести настоящую информацию до руководителей подконтрольных эксплуатантов ВТ и аэропортов.

2. Потребовать от главных операторов аэропортов проанализировать эффективность проводимых мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов и при необходимости принять дополнительные меры, в том числе для выполнения требований п. 59 "Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138, в соответствии с которым запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов — до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Читайте также:Чем отличается объяснительная от пояснительной?

3. Предложить руководителям подконтрольных предприятий гражданской авиации:

3.1. довести настоящую информацию до летного состава, персонала по ОВД и подразделений, принимающих участие в орнитологическом обеспечении безопасности полетов;

3.2. провести анализ наличия и реализации мероприятий по предотвращению инцидентов, связанных со столкновением воздушных судов с птицами (Приложение к настоящей информации).

по безопасности полетов

к письму Росавиации

от 8 августа 2013 г. N 02.3-947

ПО ОРНИТОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЛЕТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По данным автоматизированной системы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, за период с 1990 года по 2012 год зарегистрировано 1211 авиационных событий, связанных со столкновением воздушного судна с птицей или стаей птиц. Из них 2 катастрофы (29.07.2007, Ан-12 RA-93912, в районе аэропорта Домодедово и 25.05.2008, АВС-52 RA-0872G, в районе аэродрома "Северка"), 6 аварий и 1203 инцидентов, из них 18 серьезных.

Распределение инцидентов по годам представлено на рисунке 1.

Проблеме минимизации риска столкновения воздушных судов с птицами не всегда придается должное значение.

Сведения об относительном (на 100 тыс. часов налета) числе авиационных событий на всем парке воздушных судов из-за столкновений с птицами за последнее десятилетие приведены на рисунке 2.

Рис. 2. Относительное число инцидентов, связанных

со столкновением воздушных судов с птицами

за последнее десятилетие

Данные по распределению инцидентов, связанных со столкновением воздушных судов с птицами, по месяцам года за 1990 — 2012 годы, представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Распределение числа инцидентов, связанных

со столкновением воздушных судов с птицами,

по месяцам 1990 — 2012 годов

По данным, представленным на рис. 3, можно сделать вывод о том, что на частоту возникновения подобных инцидентов влияют сезонные особенности выполнения полетов. Наиболее опасным периодом для ВС является май — сентябрь. Пики столкновений приходятся на летние месяцы, что для природно-климатических условий России указывает на активное участие в столкновениях с ВС местных, то есть гнездящихся птиц и их потомства. Также характерно нарастание интенсивности столкновений воздушных судов с птицами в период весенней и осенней миграции при перелетах к местам размножения и к местам зимовок.

В 2009 — 2012 годы из 238 инцидентов, связанных со столкновением ВС с птицами, 34 инцидента (14,28%) произошло в аэропорту Пулково (Санкт-Петербург) или в его районе. Для сравнения: за аналогичный период в районе аэропорта или в аэропорту Шереметьево зарегистрировано 24 случая столкновения с птицами, Внуково — 8 случаев, Домодедово — 8 случаев.

По этапам полетов ВС распределение случаев столкновений с птицами выглядит следующим образом: на этапах отрыва от взлетно-посадочной полосы или при приземлении — 23,6%, набора высоты после взлета — 27%, захода на посадку и на предпосадочной прямой — 19% инцидентов. В ряде случаев этап полета, на котором произошло столкновение, не был установлен.

Орнитологическая обстановка в аэропорту Пулково осложняется тем, что недалеко от аэропорта находится городская свалка — полигон "Волхонка", который привлекает птиц в больших количествах. Несмотря на принимаемые орнитологической службой аэропорта меры, количество инцидентов растет.

Наиболее опасными являются попадания птиц в двигатели и лобовое стекло.

Исследования показали, что сила удара птицы величиной с чайку при скорости самолета 320 км/ч составляет 3200 кг, при скорости 960 км/ч — 28800 кг. Для наглядного сравнения при весе птицы 1,8 кг и скорости самолета 700 км/ч на высоте менее 2400 м сила удара птицы о самолет в три раза сильнее чем удар 30 миллиметрового снаряда.

По данным ФАУ "Государственный центр "Безопасность полетов", наибольшее число столкновений птиц с воздушным судном приходится на двигатели — 44% от всех случаев, крыло — 36%, фюзеляж — 6,6%, шасси — 5,3%, обтекатель бортовой РЛС, остекление кабины пилотов и хвостовое оперение — по 2,7%.

К числу основных мероприятий по предотвращению скопления птиц на аэродромах, рекомендованных нормативными документами, относятся следующие:

— вырубка зарослей кустарников в пределах территории аэродрома и скашивание травяного покрова на летном поле до оптимальной высоты;

— исключение возможности попадания птиц в аэродромные сооружения (особенно ангары) путем загораживания имеющихся технологических проемов и отверстий проволочными или нейлоновыми сетками;

— осушение увлажненных и заболоченных участков на территории аэродрома путем их дренирования или засыпки;

— минимизация доступа птиц к пищевым отходам самолетных и аэродромных кухонь, организация хранения пищевых отходов в закрытых контейнерах и полная утилизация отходов в закрытых от птиц помещениях;

— устранение городских свалок промышленных и продуктовых отходов на удалении менее 30 км от зоны аэропорта с целью изменения путей миграции птиц от мест гнездования на кормежку и обратно;

— уменьшение возможности гнездования птиц на аэродромных сооружениях (ангарах, командно-диспетчерских пунктах и других зданиях и сооружениях) путем спиливания верхних ветвей деревьев, на которых расположены гнездовые колонии птиц, а также в момент самого начала гнездования птиц — сбивание гнезд с помощью водомета;

— запрещение использования территории аэродрома для посева сельскохозяйственных культур, привлекающих птиц;

— применение методов отпугивания птиц и соблюдение обязательной смены методов отпугивания (непрерывное или слишком частое применение любого отпугивающего средства со временем снижает его эффективность из-за привыкания к нему птиц);

— одновременное применение нескольких способов отпугивания птиц (например, воспроизведение криков бедствия и стрельба из ракетниц и ружей, установка отпугивающих предметов и стрельба из ракетниц) при соблюдении их периодического чередования для повышения эффективности.

Источник: lawsexp.com

 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧𝐥𝐢𝐠𝐚🌈™