Проводится проверка соответствия базового образования преподавателей профилю преподаваемых дисциплин и участие преподавателей в научной и (или) научно-методической деятельности.
а) Проверка соответствия базового образования ППС профилю преподаваемых дисциплин.
Проверяется на основе изучения личных дел преподавателей кафедр, ведущих занятия по указанной в задании образовательной программе. Проверка выборочная, позволяющая эксперту определить достоверность представленных сведений по базовому образованию преподавателей.
В Заключении эксперт ставит оценку «соответствует» или «не соответствует». Дополнительно проводится подготовка выписок из личных дел преподавателей (в соответствии с заданием).
б) Проверка участия ППС в научной и (или) научно-методической деятельности.
Для проверки образовательное учреждение предоставляет эксперту: диссертации; авторефераты дисс., протоколы заседания кафедр по предзащите диссертаций; монографии и отчеты преподавателей; учебные и учебно-методические пособия, указанные в отчетах преподавателей.
При выборочной проверке отчетов преподавателей эксперт устанавливает соответствие тематики научных и научно-методических работ представленным в Отчете сведениям. Также эксперт выборочно проверяет наличие результатов научной и научно-методической работы преподавателей.
Оценка, выносимая экспертом в данном случае: «соответствует» или «не соответствует».
Содержание документарной экспертизы
Документарная (камеральная) проверка осуществляется экспертом путем изучения полученного пакета документов и анализа сведений, представленных ВУЗом в рамках госаккредитации образовательных программ.
Дата добавления: 2015-08-11 ; просмотров: 633 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Может ли закончивший академию инженер преподавать в ВУЗе дисциплину, которую полностью не изучал?
Квалификацию Инженер-Гидротехник можно получить в институте, академии, университете.
Вопрос будет из двух частей:
Может ли инженер-гидротехник после академии, к. т. н. доцент, 10 лет преподававший в академии поступить на работу в университет?
Может ли он в университете преподавать Прикладную Механику (это сопромат, теория механизмов и машин, детали машин) если у него в дипломе инженера-гидротехника нет ни теории механизмов и машин, ни деталей машин, а есть только сопромат)?
Других документов подтверждающих знания этих предметов у него нет.
(Пожалуйста, при ответе указывайте ссылки на законы, т.к. я буду использовать Ваш ответ как документ, показывая что проводилась консультация с юристом по этому вопросу).
Добрый день, Сергей!
По существу заданных Вами вопросов поясняю следующее:
Может ли инженер-гидротехник после академии, к. т. н. доцент, 10 лет преподававший в академии поступить на работу в университет?
В соответствии со статьей 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Федерального закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Далее обратимся к еще одному нормативному акту, а именно к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования“. На основании этого документа, должность преподавателя отнесена к должности профессорско-преподавательского состава. К преподавателю установлены следующие требования к квалификации:
Высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) илиученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, кандидат технических наук доцент, 10 лет преподававший в академии может трудоустроиться на работу в университет.
Читайте также:Является ли арендатор правообладателем земельного участка
Что касается второго вопроса:
Может ли он в университете преподавать Прикладную Механику (это сопромат, теория механизмов и машин, детали машин) если у него в дипломе инженера-гидротехника нет ни теории механизмов и машин, ни деталей машин, а есть только сопромат)?
то здесь не стоит забывать о таком документе, как Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N
608н „Об утверждении профессионального стандарта “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». В данном профессиональном стандарте указаны требования к образованию и обучению преподавателя, к ним относятся:
Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Это означает, что при наличии высшего профессионального образования, которое не соответствует преподаваемому учебному предмету необходима профессиональная переподготовка в сфере преподаваемого предмета. То есть, чтобы преодавать дисциплину под названием «Прикладная Механика» Вам необходимо соответствующая переподготовка, которая будет подтверждаться соответсвующими документами.
Кроме того в данном же нормаьтивном акте установлены требования к опыту практической работы, которые указывают на то, что при несоответствии направленности (профиля) образования у преподавателя преподаваемому учебному предмету необходимо наличие
опыта работы в области профессиональной деятельности, соответствующей преподаваемому учебному предмету.
Таким образом, чтобы преподавать, такой предмет как «Прикладная Механика», имея квалификацию инженера-гидротехника, Вы должны соответствовать профессиональному стандарту, а для этого есле нет дополнительной профессиональной подготовки и документов подтверждающих такую профессиональную подготовку, то необходимо опыт практической деятельности, связанный с теорией механизмов и машин, и деталей машин. Если такой опыт у вас есть, то Вы имеете право осуществлять деятельность в качестве преподавателя дисциплины «Прикладная механика».
Необходимо отметить, что если деятельность по преподаванию данного предмета является дополнительной нагрузкой для Вас и помимо этого Вы осуществляете еще и преподавание других дисциплин, то работодатель имеет право отправить Вас на курсы повышения квалификации, затем Вы сможете осуществлять образовательную деятельность по данному предмету.
Если у Вас имеются дополнительные вопросы, вы можете воспользоваться зеленой кнопкой «Сообщение юристу/общаться в чате» рядом с фото. При необходимости Вы можете заказать более подробную платную консультацию с детальным разбором вашей ситуации, или заказать составление документа.
Обращайтесь — буду рада вам помочь!
С уважением, Кузьмина Дарья!
К ВОПРОСУ КАК РАБОТАТЬ С ПОКАЗАТЕЛЕМ «СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ГОС/ФГОС ВПО ДОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОФИЛЮ ПРЕПОДАВАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ».
ОБ УКРУПНЕННЫХ ГРУППАХ ПРОФЕССИЙ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Министерство образования и науки Российской Федерации Приказом утвердило новый перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования. В документе представлена информация о 8 областях образования, содержащих 55 укрупненных групп специальностей.
Установление соответствия между специальностями и направлениями подготовки высшего образования, указанными в старом, 2009 года, перечне и новом, 2013 регламентируется Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. N 1245 (размещены на страничке Государственная аккредитация 2015 сайта ВятГУ в разделе «Внешние нормативные акты»).
Читайте также:Уголок потребителя для салона красоты перечень документов
Некоторые пояснения: В связи с вступлением в силу Федерального закона от 01.01.2001 «Об образовании в Российской Федерации» и в связи с введением аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры и ассистентуры-стажировки в уровни высшего образования Минобрнауки России была проведена соответствующая работа по модернизации перечней направлений подготовки и специальностей профессионального образования.
Последнее переутверждение данного перечня было проведено в 2009 году. В этой редакции содержались сведения о 29 укрупненных группах направлений подготовки и специальностей, 295 профессиях начального профессионального образования, 241 специальностях среднего профессионального образования. В перечне также содержались записи о более чем 350 направлениях подготовки бакалавриата и магистратуры, 114 специальностях высшего профессионального образования.
Однако, данный подход не соответствовал принятым на международном уровне документам и не позволял обеспечить сопоставимость национальных показателей в международном статистическом учете. Кроме того, до принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» программы аспирантуры относились к послевузовскому образованию. Соответственно, на них не устанавливались перечни направлений подготовки, не утверждались федеральные государственные образовательные стандарты. В лицензиях на ведение программ аспирантуры указывались конкретные специальности научных работников (их в настоящее время в Номенклатуре специальностей научных работников около 500). По используемым подходам и по структуре Номенклатура специальностей научных работников не совпадала с подходами и структурой Перечней направлений подготовки высшего образования.
В основу модернизации перечней направлений подготовки и специальностей были положены следующие принципы:
ü Структура перечней по всем уровням профессионального образования (среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура (адъюнктура), ординатура, асссистентура-стажировка) должна быть унифицированной.
ü Структура перечней по всем уровням профессионального образования должна соответствовать структурам современных международных классификаторов по образованию и классификаторов по научным областям. За основной ориентир была взята международная система классификации отраслей науки и технологий, предложенная ОЭСР (FOS, 2007). Для того, чтобы учесть специфику уровней среднего профессионального образования и бакалавриата, а также не потерять образовательные программы в тех областях профессиональной деятельности, которые не содержат научный и высокотехнологичный компоненты, в качестве второго ориентира была использована Международная система классификации по образованию (МСКО, 2011), утвержденная и поддерживаемая ООН.
Структура перечней должна строится на основе трех иерархических уровней:
ü область образования,
ü укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (далее — укрупненные группы);
ü направление подготовки (для бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и адъюнктуры), или специальность (для специалитета, ординатуры и ассистентуры-стажировки), или профессия (специальность) среднего профессионального образования.
Для обеспечения принципов преемственности всех уровней профессионального образования в свете концепции образования в течение всей жизни Области образования и Укрупненные группы формируются едиными для всех уровней профессионального образования.
Разработка нового перечня направлений подготовки и специальностей осуществлялась рабочей группой по модернизации содержания образования, созданной при Департаменте государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России совместно с экспертами Ассоциации классических университетов России, Ассоциации инженерного образования, Координационного совета учебно-методических объединений вузов России, Совета Ассоциации технических университетов.
В соответствии с рекомендациями группы разработчиков было принято решение:
ü Сформировать Области образования следующим образом: за основной ориентир взять 6 широких областей наук и технологий из классификатора ОЭСР (FOS, 2007), при необходимости переформулируя их названия с учетом специфики российской науки и российского образования, добавить область «Образование и педагогические науки» (в соответствии с МСКО-2011), а также «Искусство и культура». Таким образом, были образованы 8 областей образования:
Читайте также:Человек находящийся на больничном относится к категории
Математические и естественные науки;
Инженерное дело, технологии, технические науки;
Здравоохранение и медицинские науки;
Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
Науки об обществе;
Образование и педагогические науки;
Искусство и культура.
ü Сформировать Укрупненные группы (единые для всех уровней профессионального образования) следующим образом: за основной ориентир взять укрупненные группы наук и технологий из классификатора ОЭСР (FOS, 2007), добавив в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» несколько Укрупненных групп (с учетом приоритетных областей развития науки и технологий, определенных Президентом России, и нужд оборонной промышленности) и 1 Укрупненную группу в область «Социально-экономические и общественные науки» («Сервис и туризм»). Всего было образовано 55 Укрупненных групп.
Все действующие направления подготовки бакалавров и магистров, а также специальности высшего образования распределить по новым Укрупненным группам таким образом, чтобы в одну группу попадали образовательные программы, имеющие общее содержательное (предметное) ядро и схожие условия реализации (материально-технические, кадровые и др.). Это, в первую очередь, обусловлено тем, что в соответствии с требованиями 273-ФЗ аккредитация образовательных программ будет проходить по Укрупненным группам.
ü В каждой Укрупненной группе установить, как правило, одно направление подготовки аспирантуры (учитывая, что в рамках направления подготовки, на которое будет утвержден рамочный федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная или научная организация сможет разработать несколько образовательных программ с ориентацией на конкретные специальности научных работников).
Ранее действовавшие перечни могут применяться организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, до завершения обучения лиц, ранее принятых на направления подготовки (специальности), указанные в перечнях.
Итак, КАК РАБОТАТЬ С ПОКАЗАТЕЛЕМ «соответствие требованиям ГОС/ФГОС ВПО доли преподавателей, имеющих базовое образование, соответствующих профилю преподаваемых дисциплин по основной образовательной программе»?
В данном случае имеется ввиду специальность (направление) по диплому высшего профессионального образования. Копия диплома в обязательном порядке должна находится в личном деле преподавателя.
Доля преподавателей, имеющих базовое образование, соответствующих профилю преподаваемых дисциплин по ООП должна составлять не менее 50 % (исходя из учебной нагрузки преподавателей в рамках образовательной программы).
Соответствие базового образования и профиля дисциплины рекомендуется определять следующим образом:
а) определяется направление подготовки, которому соответствует дисциплина (напр., дисциплине "Математика" соответствует направление подготовки 010100 "МАТЕМАТИКА");
б) определяется УГН, соответствующая направлению подготовки (напр., направлению подготовки 010100 "МАТЕМАТИКА" соответствует УГН 01.00.00 "МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА"); Причем та же математика на пересечении с информационными науками или с физикой будет относится уже к УГН 02.00.00 «КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ» и «ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ» соответственно.
в) определяется УГН, соответствующая специальности преподавателя по диплому;
г) соответствие считается установленным в случае совпадения УГН, определенных в пп. б) и в).
Понятно, что специальность по диплому не всегда формулируется так же, как в ПЕРЕХОДНИКЕ (часто меняется за последние годы). Поэтому соответствие определяет специалист в том или ином направлении подготовки/специальности по содержательному признаку. При экспертизе ООП такое право дано эксперту. В нашем случае это определяет заведующий кафедрой, который должен быть готов ответить за свое решение.
Источник: