2 августа вступит в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 236-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций".
Документ отменяет требование государственной регистрации символики НКО, но при этом устанавливает к ней единые требования (ранее требования устанавливались лишь для символики политических партий и общественных объединений).
Согласно закону, все НКО могут иметь эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, зафиксированные в учредительных документах. Символика не должна совпадать с государственной символикой России, ее регионов и муниципальных образований, органов государственной власти, Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, иностранных государств и международных организаций. Кроме того, нельзя использовать символы, ранее занятые какой-либо политической партией, а также символы организаций, деятельность которых в России запрещена.
При этом символика не должна быть составлена специально таким образом, чтобы опорочить вышеуказанные символы. Также она не должна оскорблять религиозные, расовые и национальные чувства (например, нельзя выбрать в качестве символики карикатуру на какой-либо религиозный символ).
Те организации, которые начали использовать символику до 2 августа 2014 года, должны будут включить ее описание в свои уставы при первом их изменении.
Положение, при котором НКО могли использовать символику только после регистрации в Минюсте, вызывало критику правозащитников. Так, в 2012 году Пермский правозащитный центр безуспешно пытался отстоять свое право на использование незарегистрированной символики в судебном порядке.
Последние изменения в гражданский кодекс сделают жизнь некоммерческих организаций проще и понятнее.
До недавнего времени в законодательстве Российской Федерации была закреплена обязанность некоммерческих организаций регистрировать используемую символику. Порядок этой регистрации был крайне неудобен для организаций. Регистрация осуществлялась только в Москве, что было затруднительно для региональных некоммерческих организаций, создавало дополнительные трудности и затраты. Законодатель внес изменения, делающие порядок оформления символики более понятным и удобным. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций» (далее Закон № 236-ФЗ) закрепил, что описание символики должно содержаться в учредительных документах. Таким образом был упразднен порядок регистрации символики некоммерческих организаций как отдельного действия. При создании некоммерческой организации учредители должны позаботиться заранее о том как будет выглядеть их символика и описать ее в уставе.
Что же делать уже созданным некоммерческим организациям в уставе, которых не предусмотрено описание символики?
В соответствии со ст. 6 Закона № 236-ФЗ, учредительные документы и символика некоммерческих организаций должны быть приведены в соответствие с законодательством при первом внесении изменений в учредительные документы некоммерческих организаций.
Напомним требования к символике некоммерческих организаций, здесь ничего не поменялось, законодательство РФ (прежде всего, ФЗ «Об общественных объединениях») предусматривает ряд требований к символике некоммерческих организаций.
Читайте также:Предпринимательское законодательство россии находится в ведении
1. Символика общественных объединений не должна совпадать:
- с государственной символикой РФ;
- с государственной символикой субъектов РФ;
- с символикой муниципальных образований;
- с символикой федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;
- с символикой иностранных государств;
- с символикой международных организаций.
2. В качестве символики общественных объединений не могут быть использованы:
- эмблемы и иные символы ранее зарегистрированных в РФ общественных объединений;
- эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории РФ запрещена.
Информацию об уже зарегистрированной символике некоммерческих организаций можно уточнить на официальном сайте Министерства юстиции.
3. Символика общественных объединений не должна порочить Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ, Государственный гимн РФ, флаги, гербы и гимны субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.
4. Кроме того, символика некоммерческих организаций не должна совпадать до степени смешения с зарегистрированной символикой иных некоммерческих организаций.
5. Награды общественных объединений не должны иметь аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами РФ, наградами и ведомственными знаками отличия органов государственной власти и наградами органов местного самоуправления.
Не претерпели существенных изменений и последствия, которые наступают в случае использования символики не описанной в учредительных документах и не зарегистрированной ранее в Минюсте.
Использование незарегистрированной (не описанной в уставе) символики либо использование уже зарегистрированной ранее символики других организаций является нарушением законодательства.
Для некоммерческих организаций, за исключением общественных объединений, такое нарушение может повлечь следующую процедуру:
- Территориальный орган Минюста в случае выявления нарушения выносит предупреждение с требованием устранить допущенное нарушение. Это означает необходимость для организации внести описание символики в свой устав либо прекратить использовать чужую (п.6 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
- За неисполнение данного требования предусмотрена административная ответственность по ст.19.5 Кодекса об административных правонарушениях, в форме административного штрафа: на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей.
- Дальнейшее игнорирование требований Минюста совместно с другими неоднократными нарушениями некоммерческой организацией законодательства может повлечь принудительную ликвидацию такой организации.
Для общественных объединений использование незарегистрированной символики может вызвать следующие последствия:
- Территориальным органом Минюста выносится представление о нарушениях, устанавливается срок их устранения.
- За неисполнение данного требования предусмотрена указанная выше административная ответственность – по ст.19.5 Кодекса об административных правонарушениях.
- В случае если в установленный срок эти нарушения не будут устранены, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев (ст.42 ФЗ «Об общественных объединениях»).
- Дальнейшее неустранение нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием для принудительной ликвидации этого общественного объединения (ст.44 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Читайте также:Опоздание на выгрузку по уставу автомобильного транспорта
М.В.НЕЧАЕВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО ДЕЛАМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Федеральным законом от 21.07.2014 № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций» пункт 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изложен в новой редакции. Федеральным законом установлено, что некоммерческие организации вправе иметь символику — эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, — описание которой должно содержаться в учредительных документах.
Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.
Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.
В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.
Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаг, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.
Как усматривается из норм федерального законодательства, описание символики некоммерческих организаций должно содержаться в их уставах.
Кроме того, следует обратить внимание некоммерческих организаций на вступление в силу с 1 сентября 2014 года изменений, внесенных Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищностроительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, само-регулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
9) автономных некоммерческих организаций;
10) релишозных организаций;
11) публично-правовых компаний.
Таким образом, Гражданским кодексом Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации.
Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на организационно-правовую форму и характер ее деятельности.
Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа ичи лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Источник: