Содержание
- В казенном учреждении при инвентаризации было выявлено неучтенное основное средство стоимостью более 40 000 руб. Предположительно, данное основное средство было подарено индивидуальным предпринимателем в прошлые годы. Каков порядок принятия к бюджетному учету неучтенного основного средства?
- Инвентаризационные описи.
- Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
- Протокол заседания инвентаризационной комиссии.
- Отражение результатов инвентаризации.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
- В казенном учреждении при инвентаризации было выявлено неучтенное основное средство стоимостью более 40 000 руб. Предположительно, данное основное средство было подарено индивидуальным предпринимателем в прошлые годы. Каков порядок принятия к бюджетному учету неучтенного основного средства?
- Инвентаризационные описи.
- Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
- Протокол заседания инвентаризационной комиссии.
- Отражение результатов инвентаризации.
В казенном учреждении при инвентаризации было выявлено неучтенное основное средство стоимостью более 40 000 руб. Предположительно, данное основное средство было подарено индивидуальным предпринимателем в прошлые годы.
Каков порядок принятия к бюджетному учету неучтенного основного средства?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае, если будет установлено, что основные средства были подарены предпринимателем, принятие их к учету осуществляется в порядке исправления ошибок прошлых лет в корреспонденции со счетом 1 401 19 189.
Если учреждению не удастся подтвердить факт дарения основных средств, отражение операций по оприходованию неучтенных объектов основных средств, выявленных при инвентаризации, производится в корреспонденции с кредитом счета 1 401 10 189.
Порядок отражения в учете зависит от варианта постановки неучтенного имущества на балансовый учет с учетом причины, по которой оно не было учтено своевременно.
Обоснование вывода:
Инвентаризация имущества является одним из основных мероприятий, предшествующих составлению годовой отчетности (п. 7 Инструкции N 191н, п.п. 65, 70 СГС "Концептуальные основы. "). В ходе инвентаризации можно не только выявить недостачи или неучтенное имущество, объекты, не являющиеся активами, и провести тест на обесценение*(1), но и найти ошибки, допущенные в бухгалтерском учете.
В связи с этим отметим, что при обнаружении в ходе инвентаризации неучтенных объектов казенному учреждению, в первую очередь, необходимо выяснить причину отсутствия данного объекта на балансе учреждения.
В рассматриваемой ситуации учреждению предположительно известно, что основное средство было подарено индивидуальным предпринимателем в прошлые годы.
В связи с этим отметим, что каждый факт хозяйственной жизни должен оформляться первичным учетным документом (п. 20 СГС "Концептуальные основы. ", ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, далее — Закон N 402-ФЗ). Если по каким-либо причинам контрагент (передающая сторона) не представляет сопроводительные документы, оприходование имущества может оформляться на основании первичных документов, оформляемых учреждением самостоятельно с учетом требований ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 25 СГС "Концептуальные основы. ". Например, подобным образом может оформляться дарение физическими лицами учреждениям движимого имущества стоимостью до 3 тысяч рублей (п.п. 1, 2 ст. 547 ГК РФ).
Таким образом, если точно будет установлено, что основные средства были подарены предпринимателем, можно вести речь об ошибочном его непринятии к учету в прошлые годы. В общем случае на момент безвозмездного поступления имущества в учреждение в бюджетном учете необходимо было отразить его принятие к учету в корреспонденции со счетом 1 401 10 189 "Иные доходы" (п. 7 Инструкции N 162н).
Но так как оно не было принято к учету по ошибке, в бюджетном учете казенного учреждения необходимо ее исправить в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции N 157н.
Исправление выявленной ошибки производится в бюджетном учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью (п. 18 Инструкции N 157н). При этом бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бюджетном учете и отчетности (п. 18 Инструкции N 157н).
Корреспонденции по применению счетов, введенных в целях обособления ошибок прошлых лет, в Инструкции N 162н отсутствуют. Поэтому конкретный порядок отражения той или иной хозяйственной операции с применением новых счетов для исправления ошибок прошлых лет следует определить в порядке п. 2 Инструкции N 162н.
Исходя из общего порядка безвозмездного поступления основных средств в учреждение (п. 7 Инструкции N 162н), способа исправления ошибок, приведенного в п. 18 Инструкции N 157н, и перечня счетов, введенных для обособления ошибок прошлых лет (п.п. 276, 281, 298 Инструкции N 157н), в рассматриваемой ситуации исправление ошибки в части непринятия к бюджетному учету основного средства может быть отражено следующей записью:
Дебет КРБ 1 101 ХХ 310 Кредит гКБК 1 401 19 189.
После отражения последним днем отчетного периода в бюджетном учете такой корреспонденции счетов на начало 2018 года будут восстановлены остатки по счету учета основных средств. Поясним почему.
С учетом изменений, внесенных в Инструкцию N 191н приказом Минфина России от 30.11.2018 N 244н, в Балансе (ф. 0503130) остатки на начало года будут отражаться с учетом внесенных исправлений по ошибкам прошлых лет (п. 14 Инструкции N 191н). То есть на сумму восстановленного остатка по счету 101 00 изменится входящий остаток, а обороты в части исправления ошибок прошлых лет (восстановления остатков по счету 101 00) в обороты 2018 года не включаются. Сами изменения остатков подлежат отражению в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173). А именно, по строке 010 графы 6 по коду причины 03 (п. 170 Инструкции N 191н).
В случае, если учреждению не удастся подтвердить факт дарения индивидуальным предпринимателем основных средств, отражение операций по оприходованию неучтенных объектов основных средств, выявленных при инвентаризации, производится в порядке, предусмотренном п. 7 Инструкции N 162н, в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 189 "Иные доходы":
Дебет КРБ 1 101 ХХ 310 Кредит КДБ 1 401 10 189.
Обратите внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. При этом движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ. Отметим, что нормативные акты не ограничивают круг лиц, которые вправе требовать признание вещи бесхозяйной. После обращения в установленном законом порядке в собственность бесхозяйной вещи учреждение отражает ее поступление в бухгалтерском учете в качестве излишков.
При отражении принятия к бюджетному учету основного средства в качестве неучтенного, выявленного при проведении инвентаризации, обороты отразятся уже в 2018 году. То есть в Балансе (ф. 0503130) балансовая стоимость основного средства отразится по строке 010 граф 6 и 8 (п. 16 Инструкции N 191н). Также данные по счету 1 401 10 189 отразятся по строке 104 графы 4 Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) (п. 96 Инструкции N 191н).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Ответ прошел контроль качества
25 января 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) п. 6 СГС "Обесценение активов". Смотрите подробнее в Энциклопедии решений. Федеральный стандарт "Обесценение активов". Применяется с 1 января 2018 года (для госсектора).
© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Читайте также:Транспортное средство это движимое или недвижимое имущество
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 1
Вопрос: При проведении инвентаризации в учреждении выявлены излишки основных средств и материальных запасов. Как отразить оприходование излишков в бюджетном и налоговом учете? По какой стоимости приходовать излишки материальных запасов и основных средств?
Ответ:
Излишки основных средств
Оприходование излишков объектов основных средств Инструкция N 25н не рассматривает. Однако согласно Письму Минфина России от 15.06.2007 N 03-03-05/161 при выявлении излишков операции отражаются в бюджетном учете следующим образом:
——————————————T————-T——————¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦
+—————————————-+————-+——————+
¦Приняты к учету излишки основных средств¦ 1 101 xx 310¦ 1 401 01 180 ¦
+—————————————-+————-+——————+
¦Произведена оплата организации-оценщику ¦ 1 302 09 830¦ 1 304 05 226 ¦
+—————————————-+————-+——————+
¦Начислена кредиторская задолженность за ¦ 1 401 01 226¦ 1 302 09 730 ¦
¦услуги по оценке ¦ ¦ ¦
+—————————————-+————-+——————+
¦Расходы по услуге оценщика отнесены на ¦ 1 401 01 180¦ 1 401 01 226 ¦
¦уменьшение доходов ¦ ¦ ¦
+—————————————-+————-+——————+
¦Начислен налог на прибыль ¦ 1 401 01 180¦ 1 303 03 730 ¦
+—————————————-+————-+——————+
¦Перечислен налог на прибыль ¦ 1 303 03 830¦ 1 304 05 290 ¦
L—————————————-+————-+——————-
———————————
Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.
Таким образом, по рекомендациям вышеуказанного Письма первоначальная стоимость основных средств, выявленных в результате инвентаризации, определяется как их рыночная стоимость. Для целей бюджетного учета под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов на дату принятия их к бухгалтерскому учету.
Кроме того, излишки должны учитываться по коду вида деятельности 1 — бюджетная деятельность, а налог на прибыль должен перечисляться с лицевого бюджетного счета. Такая постановка вопроса предполагает, что в смете доходов и расходов по бюджетной деятельности предусмотрены средства на уплату налога и на содержание основного средства.
Примечание. Инструкция N 25н не содержит запрета начисления амортизации на объекты основных средств, выявленных в ходе инвентаризации. Таким образом, в бюджетном учете амортизация начисляется исходя из рыночной стоимости основного средства, по которой оно принимается к учету (п. п. 20, 38 Инструкции N 25н).
Вопрос определения первоначальной стоимости основных средств, выявленных в результате инвентаризации, с целью начисления амортизации в налоговом учете для бюджетных учреждений неактуален по той причине, что в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество бюджетных учреждений, за исключением имущества, приобретенного и используемого в рамках приносящей доход деятельности. Ведь если следовать рекомендациям Письма Минфина России N 03-03-05/161, то приходовать основные средства нужно по коду вида деятельности 1 — бюджетная деятельность.
Если же основное средство по причине его использования исключительно для оказания платных услуг приходуется учреждением по коду вида деятельности 2 — приносящая доход деятельность, то следует иметь в виду мнение Минфина о том, что на такие основные средства нельзя начислять амортизацию. Об этом говорится в Письме Минфина России от 15.02.2008 N 03-03-06/1/98. Так, в разъяснениях Письма, данных коммерческой организации, указано, что порядок определения первоначальной стоимости основных средств, выявленных при проведении инвентаризации, а также возможность амортизации таких основных средств Налоговым кодексом не установлены. Отсюда — налогоплательщик не вправе амортизировать в налоговом учете основные средства, выявленные в результате инвентаризации.
Излишки материальных запасов
Согласно п. 57 Инструкции N 25н оприходование излишков материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, отражается по рыночной стоимости проводкой:
Дебет счета 1 (2) 105 xx 340 (увеличение стоимости соответствующих материальных запасов)
Кредит счета 1 (2) 401 01 180 "Прочие доходы".
Примечание. Пользуясь рекомендациями Письма Минфина России N 03-03-05/161, налоговые органы вполне обоснованно могут потребовать уплаты налога на прибыль в результате выявления не только излишков основных средств, но и материальных запасов, даже в случае если внебюджетной деятельности учреждение не ведет и использует материалы исключительно в уставной (бюджетной) деятельности.
Поэтому во избежание трений с налоговыми органами лучше начислить налог на прибыль, определив сумму прибыли как рыночную стоимость материальных запасов, в случае если материалы предполагается использовать в бюджетной деятельности.
Если материальные запасы будут использованы в коммерческой деятельности, то в налоговом учете стоимость излишков включается в облагаемый доход учреждения, то есть рыночную стоимость излишков материальных запасов нужно учесть как внереализационный доход (п. 20 ст. 250 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода. То есть в налоговом учете стоимость материальных запасов при их списании определяется как произведение ставки налога на прибыль и ранее учтенного внереализационного дохода. Такая позиция выражена и в Письме Минфина России N 03-03-05/161.
Л.Максимова
Главный редактор журнала
"Бюджетные организации:
бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать
17.12.2008
Автор Т. Обухова
Перед составлением годовых отчетных форм казенные учреждения должны провести инвентаризацию активов и обязательств. В рамках статьи рассмотрены вопросы, касающиеся оформления результатов инвентаризации и их отражения в бюджетном учете.
Это требование установлено п. 7 Инструкции № 191н[1]. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств устанавливается субъектом в учетной политике (п. 6 Инструкции № 157н[2]). Казенные учреждения, входящие в систему силовых министерств и ведомств, в большинстве своем прописывают в учетной политике порядок проведения инвентаризации, руководствуясь ведомственным нормативным актом, регулирующим его. В рамках этой статьи мы не будем акцентировать внимание на том, в каком порядке проходит инвентаризация, а поговорим об оформлении результатов инвентаризации и их отражении в бюджетном учете.
Итак, учреждение готовится к составлению годовых отчетных бухгалтерских форм. Приказом (распоряжением) руководителя учреждения утверждаются период проведения инвентаризации, объекты проверки, члены и председатель инвентаризационной группы. Инвентаризация проводится в установленные приказом (распоряжением) руководителя учреждения сроки. На момент составления годовых отчетных бухгалтерских форм необходимо:
1) наличие надлежащим образом оформленных инвентаризационных описей;
2) наличие надлежащим образом оформленного акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
3) наличие оформленной в соответствии с требованиями законодательства РФ ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) (при наличии расхождений между фактическими данными и данными бухгалтерского учета);
4) наличие протокола собрания комиссии по инвентаризации;
5) отражение результатов инвентаризации на счетах бюджетного учета и в отчетности.
Читайте также:Протокол заседания инвентаризационной комиссии пример заполнения
На сайте Минфина размещен проект, который вносит изменения в Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. После того, как проект приобретет статус нормативного акта, данные методические указания не будут применяться казенными учреждениями.
Инвентаризационные описи.
Формы инвентаризационных описей и порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина РФ № 52н[3]. Казенные учреждения при проведении инвентаризации чаще всего используют следующие инвентаризационные описи.
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082). В этой описи указываются наименование подразделения ЦБ РФ, номер счета, код валюты по ОКВ, остаток денежных средств на дату инвентаризации. В случае если у учреждения имеется счет, открытый в кредитной организации в иностранной валюте, фиксируется курс ЦБ РФ на дату инвентаризации и приводится остаток на счете на дату инвентаризации в рублях. В инвентаризационной описи должны быть:
запись о подтверждении к началу инвентаризации данных о наличии денежных средств банковскими выписками;
подписи всех членов комиссии учреждения, осуществляющих инвентаризацию.
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. В ней отражаются:
наименование и код бланков строгой отчетности;
сведения о фактическом наличии (цена, количество);
сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);
сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и излишкам – количество и сумма);
подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию;
расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, поступающие под ответственность МОЛ, оприходованы.
Инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. Инвентаризационная опись (ф. 0504087) составляется комиссией учреждения по материально ответственным лицам. В ней указываются:
место проведения инвентаризации;
расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и никаких неоприходованных или списанных в расход ценностей не имеется;
наименование и код объекта учета;
сведения о фактическом наличии объекта учета (цена, количество);
сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);
сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и излишкам – количество и сумма);
подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию.
Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088). Данная опись формируется комиссией учреждения и отражает:
сведения о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью);
сведения по недостаче и излишкам, выявленным по результатам инвентаризации;
номера последних приходного и расходного кассовых ордеров;
подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию.
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Эта инвентаризационная опись формируется комиссией учреждения и включает:
сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности;
наименование дебитора (кредитора);
данные о сумме задолженности учреждения по платежам (переплатам по платежам в бюджеты) (отражаются по видам платежей в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в которые подлежит перечислению задолженность);
номер счета бюджетного учета;
общую сумму задолженности по данным бюджетного учета (в том числе подтвержденную и не подтвержденную дебиторами (кредиторами), а также сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности);
подписи председателя и членов комиссии, осуществляющих инвентаризацию.
Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
После того, как члены комиссии провели инвентаризацию активов и обязательств на основании оформленных надлежащим образом инвентаризационных описей, составляется акт о результатах инвентаризации. В нем отражается, что было установлено по результатам инвентаризации:
соответствие данных бюджетного учета и фактических данных;
расхождение между данными бюджетного учета и фактическими данными (недостачи или излишки объектов нефинансовых активов, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности).
В случае если в ходе инвентаризации были выявлены отклонения между фактическими показателями и данными бюджетного учета, составляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В этом документе фиксируются установленные расхождения с данными бюджетного учета.
Протокол заседания инвентаризационной комиссии.
По результатам инвентаризации проводится заседание инвентаризационной комиссии, итоги которого оформляются протоколом. Его форма не установлена, поэтому он составляется в произвольном виде. В протоколе указываются все данные о проведенной инвентаризации. В частности, в нем фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки активов и обязательств учреждения. Составление протокола не является обязательным (за исключением случаев, когда составление протокола установлено ведомственным нормативным актом).
Отражение результатов инвентаризации.
Расхождения между фактическими данными и данными бюджетного учета, выявленные в ходе проведения инвентаризации, подлежат отражению в учете.
Излишки, выявленные в ходе проведения инвентаризации. Пунктом 31 Инструкции № 157н определено, что неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризации активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей ведения бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету. Неучтенные объекты финансовых активов (например, излишки денег, обнаруженные в кассе учреждения) принимаются к учету по фактическому номиналу.
Соответственно, перед составлением годовых отчетных форм необходимо:
правильно определить текущую оценочную стоимость объектов нефинансовых активов, выявленных в ходе инвентаризации (излишков);
верно отразить в учете факты неучтенных объектов нефинансовых и финансовых активов.
Напомним, что понятие «текущая оценочная стоимость» установлено п. 25 Инструкции № 157н. Так, под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату их принятия к учету. Способы определения такой стоимости предусмотрены тем же пунктом. В нем сказано, что текущая оценочная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случае невозможности документального подтверждения – экспертным путем.
При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе заключения экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
По активам учреждения, не имеющим аналогов и не являющимся предметами договоров купли-продажи, по которым информация о стоимости изготовления отсутствует, следует применять (Письмо Минфина РФ от 11.02.2016 № 02-07-10/7458):
условную оценку «один объект – 1 руб.»;
страховую сумму, определенную договором страхования, в пределах которой страховщик при наступлении страхового случая обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования (в случае коллекционной, исторической и научной значимости объектов, принимаемых к учету).
Читайте также:Оценить капитализированную стоимость предназначенного для аренды
На счетах бухгалтерского учета выявленные при проведении инвентаризации неучтенные объекты нефинансовых активов, а также излишки денежных средств и денежных документов отражаются следующим образом:
Оприходованы неучтенные объекты в составе нефинансовых активов:
Оприходованы в кассу учреждения излишки:
Недостачи, выявленные в ходе проведения инвентаризации. В процессе проведения инвентаризации могут быть выявлены недостачи объектов нефинансовых и финансовых активов. При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба согласно положениям п. 220 Инструкции № 157н. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.
На суммы недостач, хищений, потерь от порчи, иного ущерба, не признанного виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. При получении решения суда суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно законодательству РФ.
Учет задолженности дебиторов по ущербу и иным доходам в иностранной валюте одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и рублевом эквиваленте на дату начисления задолженности (признания доходов).
Недостача имущества отражается в бюджетном учете на соответствующих аналитических счетах счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам», при этом совершаются следующие записи:
Начислена сумма ущерба, причиненного учреждению недостачей объектов нефинансовых активов, в том числе:
Начислена сумма ущерба, причиненного учреждению недостачей финансовых активов в кассе, в том числе:
– денежных документов и иных финансовых активов
Списаны объекты нефинансовых активов по причине их утраты (хищения), выявленной в ходе проведения инвентаризации, в том числе:
Списаны потери продуктов в объеме норм естественной убыли
Списаны потери, недостачи материальных запасов в пределах установленных норм естественной убыли
Списаны денежные документы, иные финансовые активы, недостача которых обнаружена в ходе инвентаризации
Списание сумм дебиторской и кредиторской задолженности. При проведении инвентаризации расчетов нередко выявляются факты дебиторской и кредиторской задолженности. При этом в ходе инвентаризации важно выявить причины образования такой задолженности и возможность ее погашения. Поэтому в ходе проведения инвентаризации:
составляются акты сверки расчетов с контрагентами и выверяются расчеты с ними;
делается анализ сумм дебиторской и (или) кредиторской задолженности, выявленной в учреждении на отчетную дату;
проверяется правильность оформления операций по списанию сумм задолженности со счетов бухгалтерского учета, забалансовых счетов;
проверяется соблюдение учреждением методологии учета при совершении операций по списанию сумм задолженности.
Напомним, что по правилам бюджетного учета списанию с баланса учреждения подлежат нереальная к взысканию задолженность неплатежеспособных дебиторов и задолженность, по которой отсутствуют требования кредиторов. Списание задолженности со счетов бюджетного учета производится при наличии фактов, подтверждающих невозможность погашения задолженности, истечение срока исковой давности.
По мнению Минфина, изложенному в Письме от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, если в отношении дебиторской задолженности не выполняются критерии отнесения ее к активам[4], в соответствии с решением комиссии о списании данной задолженности с балансового учета ее учет осуществляется на забалансовом счете. Указанное решение принимается с учетом:
сведений, выявленных в ходе инвентаризации, в отношении дебиторской задолженности, обладающей признаками нереальной к взысканию;
документов, подтверждающих наличие рисков невозможности взыскания дебиторской задолженности.
Если по итогам проведения инвентаризации будет выявлена дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, такая задолженность списывается со счетов бухгалтерского учета следующими записями:
Списана задолженность по доходам
Списана задолженность по расходам
Дальнейший учет такой задолженности ведется на забалансвом счете 04 (п. 339 Инструкции № 157н). На этом счете она учитывается в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом.
Также по результатам проведения инвентаризации может быть выявлена кредиторская задолженность, подлежащая списанию со счетов бюджетного учета. Основаниями для списания такой задолженности являются:
истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
прекращение обязательства в связи с невозможностью его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
прекращение обязательства по акту государственного органа (ст. 417 ГК РФ).
Операции по списанию кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами, отражаются так:
Списана кредиторская задолженность по доходам, не востребованная кредиторами
Списана с балансового учета задолженность по принятым к бюджетному учету суммам произведенных подотчетным лицом расходов, не востребованным подотчетными лицами
Списана с балансового учета задолженность по принятым обязательствам, не востребованная кредиторами
Учет сумм не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе сумм кредиторской задолженности, не подтвержденных по результатам инвентаризации кредитором (далее – задолженность учреждения, не востребованная кредиторами), ведется на забалансовом счете 20 (п. 371 Инструкции № 157н). Списание задолженности, не востребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) учреждения в порядке, установленном для бюджетных учреждений, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством РФ, актом учреждения в рамках формирования учетной политики.
В завершение статьи отметим, что со следующего года начинает применяться Федеральный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н. В разделе VIII данного стандарта установлены основные требования к инвентаризации активов и обязательств. Из положений этого раздела следует, что инвентаризация проводится для обеспечения достоверности данных учета и составления отчетности. Инвентаризация активов и обязательств осуществляется по основаниям, в сроки и порядке, которые предусмотрены субъектом учета в рамках формирования учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным. Такие случаи обозначены в п. 81 данного стандарта.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того периода, в котором она была закончена. Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, показываются в данной отчетности.
[1] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н. [2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. [3] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению». [4] Понятие актива дано в Федеральном стандарте «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.
Источник: