Содержание
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
Статья 23 . Типы образовательных организаций
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Цель профессионального образования – научить человека профессии. Профессия это не только возможность занятости, но и творческая, всесторонняя реализация личности. Отсюда вытекает, что цель профессионального образования – помочь человеку правильно выбрать профессию в соответствие с его склонностями и возможностями, воспитать профессионала, способного приносить пользу обществу.
Цель профессионального образования последовательно достигается на всех этапах получения профессионального образования. И начальные навыки профессионального образования, постановка цели, происходит в школе.
Начало профессиональному образованию проходит в учебных заведениях начального профессионального образования – училищах. Цель профессионального образования на этом этапе обучения – выпустить квалифицированных рабочих и служащих. В последнее время кроме профессионально-технических училищ создаются образовательные учреждений начального профессионального образования нового типа, носящие название профессиональные лицеи. Цель профессионального образования этих лицеев – подготовка рабочих кадров высшей квалификации. В последнее время система начального профессионального образования переживает некоторые изменения в специализации. На первый план ставится новая цель профессионального образования – воспитывать людей таким востребованным обществом профессиям, как организатор малого бизнеса, эколог, дизайнер.
Начальное и среднее профессиональное образование является основным на этапе выхода России из кризиса. Темпы развития экономики уже сейчас определяют дефицит квалифицированных рабочих, имеющих профессиональное образование. Сама жизнь ставит перед системой образования различные задачи профессионального образования.
Среди основных задач профессионального образования можно выделить следующие:
— дальнейшее усовершенствование материальной базы профессионального образования;
— создание центров практик на предприятии;
— привлечение специалистов предприятия в организации и постановке задач профессионального образования;
— формирование так называемого заказа на специалиста профессионального образования.
Принципы ПО — это главные правила, которыми должны руководствоваться мастера ПО при определении содержания, форм и методов обучения и воспитания студентов. Принципы находят свое выражение и применение на всех этапах ПО в учебных мастерских и на базовых предприятиях. Основными принципами являются:
1) Гуманизация и демократизация. Эти принципы за последние годы получают большое развитие в условиях обновления нашего общества на идеях приоритета общечеловеческих ценностей.Мастера ПО и студенты коренным образом изменяют свои взаимоотношения, взаимопонимание, взаимную требовательность с обязательной совместной постановкой учебно-воспитательных задач и целей, совместным анализом процесс а их решения и достигнутых результатов. Демократизация обучения — это взгляд на перестройку со стороны отношений между педагогами и учащимися, между руководителями и педагогами. Процесс демократизации сложный, но учиться ему предстоит в ходе перестройки профессионального образования.
Читайте также:Отличие федерального закона от федерального конституционного закона
2) Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций. Эти три взаимосвязанные функции учебного процесса характерны для ПО. Они реализуются мастерами ПО в формах, методах и средствах обучения. Образовательная функция ПО проявляется в формировании у студентов навыков выполнения трудового процесса, который включает операции, приемы, действия; конечной целью является формирование у студентов профессионального мастерства.Воспитательная функция проявляется в формировании у студентов коллективизма, нравственности, морали — это процесс формирования личности. Развивающая функция заключается в развитии у студентов познавательных способностей, формировании рациональных приемов мышления, интересов, самостоятельности, выносливости.
3) Обучение в процессе производительного труда. Этот принцип является одним из основных требований в учебно-воспитательной работе. Производительный труд создает благоприятные условия для воспитания у студентов личностных качеств для всестороннего развития. На основе выпуска сложной продукции, товаров народного потребления, изучения новой техники и современной технологии у студентов формируются самостоятельность, производственная инициатива и экономический эффект, особенно в связи с рыночной экономикой и переходом училищ на частный хозяйственный расчет.
Участие студентов в производительном труде порождает у них потребности в глубоких знаниях. студенты осмысливают технологические процессы, учатся их планировать и анализировать, овладевать основами экономики, применять знания на практике.
4) Самостоятельность. Сознательность и активностьэти принципы ПО взаимосвязаны. Профессиональная самостоятельность проявляется в привычке студентов самостоятельно разбираться в работе, планировании трудового процесса, пользоваться технической документацией, литературой; в умении самостоятельно устранять неполадки, контролировать результаты и ход труда, а также брать на себя ответственность. Самостоятельность не приходит сама по себе, она не образуется стихийно путем проб и ошибок, ее нужно формировать и воспитывать в течение всего ПО. Сознательность и активность исключает у студентов механическое воспроизведение показанных мастером приемов работы.
5) Доступность и посильность. Этот принцип ПО предусматривает строгое соблюдение норм, нагрузки, правильного сочетания труда и отдыха, учет индивидуальных особенностей студентов, их умственного и физического развития. Как говорил К.Д. Ушинский «преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы». Однако доступность не означает устранение всех затруднений. Излишне легкая работа не вызывает интереса, порождает поверхностное отношение к делу, не воспитывает настойчивости.
6) Наглядность обучении. Принцип наглядности применяется при изучении учебного материала на основе живого и непосредственного восприятия студентом процессов, способов действия, их изображений. Необходимо демонстрировать студентам образцы изделий, материалов, заготовок, инструментов, приспособлений, механизмов, машин, моделей, макетов. Включать различные виды восприятий: слуховые, зрительные, осязательные. Наглядность повышает интерес, внимание, содействует глубокому пониманию и осмыслению изучаемого материала.
7) Систематичность и последовательность в формировании умений и навыков. Этот принцип требует такой организации обучения, при которой учебный материал усваивается студентами в строгом логическом порядке, с опорой на ранее усвоенные знания и умения
Важнейшим требованием этого принципа является тесная взаимосвязь теории и практики обучения. Необходимо соблюдать четкую последовательность этапов ПО, переход от овладения первоначальными знаниями, умениями и навыками к их совершенствованию и углублению, а затем к выполнению учебно-производственных работ по профессии.
8) Прочность усвоения студентами знаний, формирование умений и навыков. Профессиональное обучение должно производиться так, чтобы студенты не утрачивали усвоенных ими знаний, умений и навыков, а прочно удерживали их в памяти, могли уверенно, безошибочно, с достаточной полнотой и скоростью воспроизвести их в профессиональной деятельности. Без этого студенты не смогут успешно выполнять последующие задания и применять полученные умения и навыки в работе. В программе ПО на каждую операцию и вид работы отводится время, необходимое для проведения упражнений.
Содержание профессионального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт как источник формирования содержания образования.
Под понятием содержание образованияподразумевают систему знаний, умений, навыков, отношений и творческой деятельности, которыми овладевает человек в ходе процесса обучения.
Стержневой социальной функцией обучения является развитие личности, отвечающей потребностям общества. Обучение строится на базе отношений, выработанных человечеством в ходе исторического развития
Содержание профессионального образования определяют профессиональные образовательные программы. Они направлены на решение задач последовательного повышения образовательного и профессионального уровня специалистов.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
стандарт это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Стандарт является основой для:
Читайте также:Отличительным признаком деятельности предпринимателя является
· разработки примерных основных образовательных программ;
· разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
· организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
· разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
· осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
· проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
· построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
· организации деятельности работы методических служб;
· аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
· организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
3.1. Основной деятельностью Учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых Учреждение создано.
3.2. Учредитель устанавливает задания для Учреждения в соответствии с предусмотренной Уставом основной деятельностью. Учреждение осуществляет в соответствии с заданиями Учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
3.3.Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением Учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития Учреждения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. В случае сдачи в аренду с согласия Учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением Учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества Учредителем не осуществляется.
3.4.Финансовое обеспечение указанной выше деятельности Учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
3.5. Условия и порядок формирования задания Учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются Администрацией Наро-Фоминского муниципального района.
3.6. Кроме указанных заданий Учредителя и обязательств Учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.
3.7 . Деятельность Учреждения строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.
3.8.. Основными целями деятельности Учреждения являются:
— создание благоприятных условий для интеллектуального, личностного и физического развития обучающихся;
— формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения федеральных государственных стандартов, образовательных программ, формирование ключевых компетентностей и социального опыта учащихся;
— создание основы осознанного выбора и последующего освоения профессиональных общеобразовательных программ;
— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
— воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
— формирование здорового образа жизни.
3.9.. Предметом деятельности Учреждения является реализация гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования.
3.10.. Основными задачами Учреждения являются:
— создание благоприятных условий для интеллектуального, личностного и физического развития обучающихся;
— формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;
— создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
— формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
— воспитание у обучающихся внимательного и бережного отношения к культурному наследию человечества, обучение приемам работы с ним;
— создание условий для формирования у обучающихся современного уровня знаний, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся;
-создание условий для осуществления охраны и укрепления здоровья обучающихся.
3.11. Для реализации основных целей и задач Учреждение имеет право:
— самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов разрабатывать, принимать и реализовывать образовательные программы;
— самостоятельно разрабатывать и утверждать годовой учебный план в соответствии с примерным учебным планом, расписание занятий, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), по согласованию с Учредителем годовой календарный учебный график, правила внутреннего распорядка Учреждения, иные локальные акты;
— выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания;
— определять списки учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе;
— использовать и совершенствовать методики образовательного процесса и образовательных технологий;
— выбирать систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся;
— реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе и платные, за пределами основных образовательных программ;
— устанавливать структуру управления деятельностью Учреждения, штатное расписание, распределять должностные обязанности;
— привлекать дополнительные финансовые источники за счет предоставления платных образовательных и иных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц;
— устанавливать прямые связи с российскими и иностранными предприятиями, учреждениями, организациями;
— осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством РФ.
Читайте также:Скважина водозаборная это движимое или недвижимое имущество
3.12. Основными видами деятельности Учреждения являются;
— реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
— организация отдыха детей в каникулярное время (в том числе в лагере с дневным и круглосуточным пребыванием детей).
— реализация дополнительных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг.
3.13. Дополнительными видами деятельности Учреждения являются:
— Реализация дополнительных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг на платной основе за пределами определяющих его статус образовательных программ
а) спецкурсы по сельскохозяйственным дисциплинам;
б) спецкурсы по русскому языку;
в) спецкурсы по математике;
г) спецкурсы по информатике и информационным технологиям;
д) спецкурсы по технологии;
е) занятия в клубах, студиях, кружках различной направленности;
ж) индивидуальные занятия музыкой;
з) индивидуальные занятия с обучающимися по предметам художественно-эстетического цикла;
к) изучение второго иностранного языка;
л) занятия с дошкольниками по подготовке к поступлению в 1 класс;
м) центр игрового развития дошкольников;
н) репетиторство с обучающимися других образовательных учреждений;
о) курсы по подготовке выпускников к сдаче государственной итоговой аттестации и ЕГЭ;
— Оказание услуг, сопровождающих образовательный процесс:
а) консультации для родителей с приглашением специалистов;
б) сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов;
в) группы по адаптации детей к условиям школьной жизни;
г) проведение стажировок, семинаров для педагогических кадров;
д) проведение индивидуальных праздников и развлечений, организация экскурсий;
е) клубы по интересам;
ж) создание и передача научной (научно-методической) продукции, объектов интеллектуальной собственности;
з) выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты;
и) учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями и подразделениями общественного питания;
к) предоставление услуг библиотеки, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;
л) предоставление дистанционного обучения, оказание услуг по использованию Интернет;
— Оздоровительные услуги, направленные на охрану и укрепление здоровья обучающихся (валеологические услуги):
организация и проведение летних оздоровительных мероприятий на базе школьного спортивного зала и спортивной площадки;
— Оказание услуг в сфере коррекции недостатков в физическом и (или) психическомразвитии:
а) консультации психолога;
б) психологические тренинги;
в) психологическое тестирование с комментариями и рекомендациями;
г) консультации семейного психолога;
д) логопедические услуги.
— Оказание услуг по фото — видеосъемке и монтажу.
Учреждение предоставляет платные дополнительные образовательные и развивающие услуги в соответствием с положением об оказании дополнительных образовательных услуг и при наличии соответствующей лицензии:
На оказание платных образовательных услуг составляется смета доходов и расходов по предпринимательской, и иной приносящий доход деятельности оказание платных дополнительных услуг производится по ценам, согласованным с Учредителем.
Виды оказываемых Учреждением платных дополнительных образовательных услуг согласовываются с Управляющим советом Учреждения. Учреждение оказывает платные дополнительные образовательные услуги не в рамках и не взамен программ, финансируемых из средств бюджета.
Платные дополнительные образовательные услуги оказываются как обучающимся в данном Учреждении, так и обучающимся в других учреждениях по заявлению родителей и на основании заключенного с ними соответствующего договора.
Средства, полученные за платные образовательные услуги, расходуются на организацию и проведение образовательного процесса в данном Учреждении согласно утвержденной смете.
3.14. Перечень платных дополнительных услуг является «открытым»: Учреждение вправе осуществлять и иные платные дополнительные услуги в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными документами.
3.15 . Учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность.
К предпринимательской деятельности Учреждения относятся:
-оказание платных услуг населению, используя учебную базу трудового и профессионального обучения:
— реализация продукции, полученной от растениеводства и животноводства, в том числе и в столовую Учреждения,
-оказание транспортных услуг, услуг по ремонту техники, обработке почвы и заготовке кормов:
— реализация продукции, произведенной учащимися в учебных мастерских,
-использование учебного магазина для реализации товаров населению, в том числе и приобретенных;
-реализация научно-практических идей, педагогических и сельскохозяйственных технологий, а также исследований и анализов, проведенные в лабораториях Учреждения;
— оказание посреднических услуг;
— долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
— приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов
(дивидендов, процентов) по ним;
3.16.Прибыль, полученная от реализации услуг, используется на развитие
учебно-материальной базы и нужды Учреждения, а также на заработную плату и стимулирование работников, оказывающих эти услуги, размер которых устанавливается по соглашению сторон, премию в соответствии с положением о материальном стимулировании работников.
3.16.Учреждение в праве:
-устанавливать цены на товары и продукцию, приобретенные и полученные от растениеводства и животноводства при реализации их населению и в столовую Учреждения;
-арендовать и сдавать в установленном порядке в аренду здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество;
-оказывать посреднические услуги, вести предпринимательскую и иную деятельность, приносящую доход, в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирующим ее, не приносящую ущерб основной уставной деятельности; виды предпринимательской деятельности указываются в настоящем Уставе;
-устанавливать прямые связи, в пределах своей компетенции, с зарубежными предприятиями и учреждениями, организациями.
Здравствуйте, друзья! Мы рады приветствовать Вас на страницах нашего сайта!
Источник: