Основные правила изменения квалификации преступления переквалификации

Изменение квалификации, виды и ограничения

Под изменением квалификации преступлений понимают изменение уголовно-правовой оценки содеянного, отражаемое (закрепляемое) в процессуальных документах в ходе квалификации на различных стадиях уголовного судопроизводства.

Изменение квалификации может быть вызвано тремя обстоятельствами:

1) изменением уголовного закона;

2) изменением фактических данных;

3) исправлением допущенной ошибки.

Закон предусматривает изменение квалификации в определенной процессуальной форме и ограничивает эти изменения рядом условий .

На первом этапе квалификации,в стадии возбуждения уголовного дела, следователь не связан ограничительными условиями, т.к. в постановлении о возбуждении уголовного дела дается первичная квалификация.

На втором этапе, который завершается вынесением обвинительногоприговора, квалификация может изменяться в связи с установлением новых фактических данных о совершенном преступлении. В постановлении о предъявлении обвинения дается так называемая устойчивая квалификация. Для изменения квалификации на этом этапе необходимо вынести новое постановление.

На этапе составления обвинительного заключения при необходимости квалифицировать содеянное по более строгому закону лицо, проводящее расследование, должно вернуться на предыдущий этап и снова предъявить обвинение.

На этапе проверки и утверждения обвинительного заключения прокурор вправе изменить квалификацию содеянного, но при этом переквалифицировать действия обвиняемого на менее тяжкое преступление.

На этапе судебного рассмотрения дела действует правило, в соответствии с которым основным ограничением при переквалификации преступления в суде является требование о том, чтобы объем нового обвинения составлял лишь часть прежнего обвинения.

Это правило нашло отражение в п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.1996 г. №1 «О судебном приговоре», где указано, что суд вправе изменить обвинение и квалифицировать действия подсудимого по другой статье закона лишь при условии, если действия, квалифицируемые по новой статье, не содержат признаков более тяжкого преступления. (Сб. действующих постановлений ПВС СССР, РСФСР и РФ по уголовным делам. –М., 2000. С.576-577).

Соответственно, суд, рассматривающий дело в порядке судебного надзора, не вправе применить закон о более тяжком преступлении. Это означает, что суд второй инстанции при изменении квалификации может применить закон только о менее тяжком преступлении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8612 — | 7074 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Молодежь. Образование. Общество: материалы Международной НПК (Иркутск, 02 мая 2017 г.)

Правила квалификации преступлений при изменении уголовного закона

Rules for the qualification of crimes when the criminal law is amended

Далида Алёна Юрьевна

Dalida Alena Yuryevna

Магистрант ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

moyasemya_@mail.ru

Аннотация. В статье изучены мнения учёных относительно понятия, признаков и значения квалификации преступления при изменении уголовного закона. На основе данного исследования сформулированы правила квалификации преступления при изменении уголовного закона.

Annotation. The article examines the opinions of scientists regarding the concept, signs and significance of the qualification of a crime when a criminal law changes. Based on this study, the rules for the qualification of a crime are formulated when the criminal law is amended.

Ключевые слова: уголовное право, квалификация, уголовный закон, преступление, правила квалификации.

Key words: criminal law, qualification, criminal law, crime, rules of qualification.

Правильная квалификация преступлений, как известно, имеет исключительно важное значение в свете реализации принципов законности, справедливости, личной ответственности за виновное причинение вреда, а также обеспечивает эффективное воздействие на преступность со стороны государства, утверждает чувство защищенности в обществе. Зачастую эти важнейшие положения нарушаются на различных стадиях уголовного судопроизводства.

На первый взгляд, задача правильной квалификации преступлений должна решаться без каких бы то ни было ограничений на любой стадии уголовного судопроизводства. По крайней мере, уголовно-правовых ограничений для этого нет. Более того, принцип законности требует точного и неукоснительного соблюдения уголовно-правовых норм любым субъектом правоприменения.

Квалификация преступлений как динамический процесс установления тождества признаков фактически совершенного деяния признакам состава преступления обладает определенной спецификой на каждой стадии уголовного процесса и закрепляется в уголовно-процессуальных документах, составляемых работниками следствия, прокуратуры и суда. Квалификация преступления осуществляется на всех стадиях расследования и судебного разбирательства уголовного дела. На каждой из них дается юридическая оценка содеянному, определяется состав преступления, содержащий признаки деяния, и норма уголовного закона, предусматривающая ответственность за данное деяние.

Читайте также:Протокол заседания инвентаризационной комиссии завода газовой аппаратуры

Квалификация (от лат. qualis — качество, facere — делать) означает характеристику предмета, явления, отнесение явления по его качественным признакам, свойствам к каким-либо группам, разрядам, классам.

В отечественной юридической литературе приводится немало определений квалификации преступлений, предлагаются правила квалификации и правила изменения квалификации преступлений. Впервые определение квалификации дал В.Н. Кудрявцев в 1971 году и определил данное понятие как установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой. [1]

Так, например, А.В. Корнеева определяет квалификацию преступлений как логический процесс установления признаков состава преступления в общественно опасном поведении лица и результат этого процесса, то есть закрепление в процессуальных документах ссылки на уголовный закон, подлежащий применению. [2]

Н.К. Семернёва, говоря о квалификации преступлений, определяет её как уголовно-правовую оценку конкретного общественно-опасного деяния, устанавливающую соответствие признаков совершённого деяния признакам состава преступления, предусмотренного конкретной статьёй уголовного закона. Цель квалификации – установление данного соответствия. [3]

По мнению автора наиболее полное и точное определение понятию «квалификация» дано А.В. Корнеевой, поскольку оно содержит все его существенные признаки.

Квалификация — не только результат определенной деятельности, но и процесс, во время которого сопоставляются обстоятельства конкретного деяния и признаки юридической нормы, уточняются отдельные положения закона, устанавливаются новые факты, изменяются версии и намечается путь дальнейшего исследования.

Мыслительная логическая деятельность правоприменителя, квалифицирующего преступление, на пути к решению конечной задачи проходит несколько этапов, совокупность которых называется процессом квалификации.

Первый этап в этом процессе заключается в выделении из всего многообразия фактических обстоятельств, установленных по уголовному делу, тех, которые имеют уголовно-правовое значение, и их систематизации.

Второй этап процесса квалификации преступления заключается в определении всех возможных конструкций составов преступления, которые можно и нужно «примерить» к фактическим обстоятельствам дела, установленным на данный момент производства по нему. В результате этой деятельности круг правовых норм сужается, по крайней мере в пределах раздела, главы уголовного кодекса, отражающих родовой или видовой объекты преступлений, когда можно сказать, что совершено преступление против личности, собственности, порядка управления и т.д.

Третий этап процесса квалификации преступления заключается в выявлении группы всех смежных составов, которые могут иметь отношение к данному случаю. Так, если в результате наезда автомашиной погиб сотрудник полиции, тот, в чьем производстве находится уголовное дело, может сосредоточиться на «примерке» фактических обстоятельств дела с позиции части 3 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека), статьи 105 УК РФ (убийство) и статьи 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа). Согласно этой альтернативе осуществляется и планирование по установлению недостающих признаков.

Четвертый, заключительный этап процесса квалификации преступления — выбор одного состава, который соответствует содеянному по всем объективным и субъективным признакам. [4]

Согласно части 1 статьи 9 УК РФ общественно опасное деяние квалифицируется по статье уголовного закона, который действовал во время совершения деяния. В связи с этим требует уточнения вопрос, что понимается под временем совершения преступления. В соответствии с ч. 2 ст. 9 УК РФ, таковым признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Статья 10 УК РФ содержит исключение из общего правила о том, что общественно опасное деяние квалифицируется по статье уголовного закона, который действовал во время совершения этого деяния: уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т. е. распространяется на лиц, совершивших общественно-опасное деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. В таком случае возможна переквалификация содеянного лицом в соответствии с новым законом. [5]

Итак, правила квалификации преступлений при изменении уголовного закона состоят в следующем.

  1. Общественно опасные деяния квалифицируются по статье уголовного закона, который действовал во время совершения этого деяния (часть 1 статьи 9 УК РФ).
  2. Если новый уголовный закон устраняет преступность деяния, совершенного виновным, оно не может быть квалифицировано в качестве преступления.
  3. Если новый уголовный закон не устраняет преступности деяния полностью, однако изменяет правила его квалификации, то в случае смягчения им наказания деяние подлежит переквалификации по соответствующей статье нового закона. При усилении же наказания оно квалифицируется по статье старого уголовного закона.
  4. Если новый уголовный закон смягчает наказуемость или иным образом улучшает положение лица, он имеет обратную силу, а совершенные лицом деяния подлежат переквалификации на новый закон.
  5. Если диспозиция нормы нового уголовного закона уже по кругу описываемых деяний, в действиях лица может отсутствовать состав преступления или содеянное подлежит переквалификации по статье закона, содержащей более мягкую санкцию.
  6. Если диспозиция нормы нового закона шире, а санкция мягче, норма имеет обратную силу в отношении деяний, являющихся преступными в соответствии как со старым, так и с новым законом.
  7. Если диспозиция и санкция нормы нового закона совпадает с диспозицией и санкцией нормы старого закона, квалификация производится по закону, действовавшему во время совершения преступления (часть 1 статьи 9 УК РФ).
  8. Если диспозиция нормы нового закона шире, эта норма не имеет обратной силы в отношении деяний, характеризующихся новыми признаками.
  9. Если новый уголовный закон усиливает наказуемость деяния, не меняя при этом диспозиции нормы старого закона, он не имеет обратной силы (часть 1 статьи 10 УК РФ).
  10. Если промежуточный закон является более мягким, чем закон, действовавший во время совершения преступления, квалификация производится по промежуточному закону.[6].

Читайте также:По причинам производственного характера директор предприятия самостоятельно

Список истоников:

  1. Корнеева А.В. Теория квалификации преступлений: учебное пособие для магистрантов. – Москва: Проспект, 2016. C. 55.
  2. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 2013. 18-20.
  3. Мозяков В.В. Руководство для следователей / Под общ. ред. В.В. Мозякова. М.: Экзамен, 2013. 10-11.
  4. Рарог А.И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. СПб., 2013.C. 96.
  5. Савельева В.С. Основы квалификации преступлений: Учебное пособие. «Проспект», 2014. C. 24-30.

Семернёва Н.К. Квалификация преступлений (части общая и особенная). Научно-практическое пособие. – ООО «Проспект», 2014. C. 8-11.

Задание для подготовки к лекции

Понятие правил квалификации преступлений. Виды правил квалификации преступлений. Общие и частные правила квалификации преступлений.

Квалификация при изменении уголовного закона.

Квалификация при изменении фактических обстоятельств дела.

Задание для подготовки к практическому занятию

1. В 1996 г. в УК РФ были включены новые статьи 106 ("Убийство матерью новорожденного ребенка"), 120 ("Принуж­дение к изъятию органов или тканей человека для трансплан­тации"), 140 ("Отказ в представлении гражданину информа­ции"). Как вы полагаете, подпадали ли соответствующие дей­ствия (полностью или частично) под положения норм уголовного законодательства до 1996 года? Если да, то по каким статьям УК должна была наступать за них уголовная ответственность?

2. По отношению к каким нормам УК I960 года и в каких случаях имеют обратную силу позднее принятые статьи 149 ("Воспрепрятствование проведению собрания, митинга, демонст­рации, шествия, пикетирования или участию в них"), 170 ("Ре­гистрация незаконных сделок с землей"), 172 ("Незаконная банковская деятельность"), 173 ("Лжепредпринимательство")?

3. Всегда ли можно переквалифицировать без возвращения дела на доследование умышленное преступление на соответствующее неосторожное? Оконченное преступление на покушение (приготовление)? Преступление, совершенное исполнителем, на организаторскую деятельность, пособничество или подстрекатель­ство к тому же преступлению?

4. В каких случаях допустима переквалификация с одной статьи УК на две? Приведите примеры. Всегда ли допустима переквалификация с двух на одну статью? Мотивируйте свой ответ.

5. Что такое промежуточный закон и каково его значение? Можно ли квалифицировать по ч. 2 ст. 213 УК 1996 г. хулиганство, совершенное в 2005 году, если дело рассматривается в 2008 году? Мотивируйте свой ответ.

6. Что общего и каковы различия в порядке переквалифи­кации преступлений: а) при изменении закона и б) при изменении фактических обстоятельств дела? Попытайтесь сформулировать общие правила переквалификации, пригодные для обоих случаев.

1. Понятие правил квалификации преступлений. Виды правил квалифи­кации преступлений

2. Общие и частные правила квалификации преступлений

3. Квалификация при изменении уголовного закона

4. Квалификация при изменении фактических обстоятельств дела

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ В ЧАСАХ ПО ВСЕМ ВИДАМ АУДИТОРНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Виды работы Трудоемкость, часов
ОФО ОФО на бвзе СПО
Общая трудоемкость
Аудиторная работа:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа:
Курсовой проект (КП), Курсовая работа (КР)
Расчетно-графическое задание (РГЗ)
Реферат (Р) + +
Эссе (Э) + +
Самостоятельное изучение разделов + +
Контрольная работа
Самоподготовка + +
Самостоятельная контролируемая работа
Вид итогового контроля Экзамен Экзамен

Читайте также:Почему выгодно приобретать готовое предприятие?

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ В ЧАСАХ ПО ВСЕМ ВИДАМ АУДИТОРНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Виды работы Трудоемкость, часов
ЗФО ВСЕГО
Общая трудоемкость
Аудиторная работа:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа:
Курсовой проект (КП), Курсовая работа (КР)
Расчетно-графическое задание (РГЗ)
Реферат (Р) + +
Эссе (Э) + +
Самостоятельное изучение разделов + +
Контрольная работа
Самоподготовка + +
Вид итогового контроля Экзамен -9 Экзамен — 9

Разделы дисциплины, изучаемые на очной форме обучения (ОФО)

№ раздела Наименование разделов
Всего Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Л ПЗ ЛР
Понятие и значение квалификации преступлений. Виды и этапы квалификации
Толкование уголовного закона как стадии правоприменительной деятельности
Состав преступления как юридическое основание квалификации преступлений
Признак состава преступления
Квалификация по объекту преступления
Квалификация по объективной стороне преступления
Квалификация по субъективной стороне преступления
Квалификация по субъекту преступления
Конкуренция норм и вопросы квалификации преступлений
Квалификация при множественности преступлений
Квалификация при неоконченном преступлении
Квалификация преступлений при соучастии
Правила изменения квалификации преступлений
Итого:

Разделы дисциплины, изучаемые на очной форме обучения

(ОФО на базе СПО)

№ раздела Наименование разделов
Всего Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Л ПЗ ЛР
Понятие и значение квалификации преступлений. Виды и этапы квалификации
Толкование уголовного закона как стадии правоприменительной деятельности
Состав преступления как юридическое основание квалификации преступлений
Признак состава преступления
Квалификация по объекту преступления
Квалификация по объективной стороне преступления
Квалификация по субъективной стороне преступления
Квалификация по субъекту преступления
Конкуренция норм и вопросы квалификации преступлений
Квалификация при множественности преступлений
Квалификация при неоконченном преступлении
Квалификация преступлений при соучастии
Правила изменения квалификации преступлений
Итого:

Разделы дисциплины, изучаемые на заочной форме обучения

№ раздела Наименование разделов
Всего Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Л ПЗ ЛР
Понятие и значение квалификации преступлений. Виды и этапы квалификации 0,5
Толкование уголовного закона как стадии правоприменительной деятельности
Состав преступления как юридическое основание квалификации преступлений
Признак состава преступления
Квалификация по объекту преступления 0.5
Квалификация по объективной стороне преступления 0,5
Квалификация по субъективной стороне преступления 0,5
Квалификация по субъекту преступления 0,5
Конкуренция норм и вопросы квалификации преступлений
Квалификация при множественности преступлений 0,3
Квалификация при неоконченном преступлении 0.5
Квалификация преступлений при соучастии 0,5
Правила изменения квалификации преступлений
Итого:

Образовательные технологии

Под образовательными технологиями понимаются пути и способы формирования соответствующих компетенций.

В рамках изучения дисциплины «Квалификация преступлений» в целях формирования названных выше компетенций предусмотрены:

— практические занятия, в ходе которых обсуждаются необходимые теоретические вопросы; осуществляется решение задач; анализ приговоров судов; делаются устные сообщения (рефераты) по определенным вопросам темы; проводятся научные дискуссии, круглые столы, коллоквиумы; осуществляется написание эссе;

— самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, обсужденного в ходе лекций, а также предлагаемого для самостоятельного освоения; подготовку к практическим занятиям, научным дискуссиям, круглым столам, коллоквиумам, тестированию, зачету; выполнение индивидуальных заданий, рефератов; разработку презентаций. Она предполагает работу с учебниками, иной литературой, нормативным материалом, Интернет-ресурсами;

— тестирование по отдельным темам (комплексу тем) дисциплины;

— научно-исследовательская работа студентов;

— консультирование студентов по вопросам дисциплины, а также по осуществлению ими научно-исследовательской работы;

— контроль над самостоятельной работой студентов, осуществляемый в различных формах, — ознакомление с выполненными ими рефератами, презентациями, решением задач и результатами изучения приговоров судов; проведение научных дискуссий, коллоквиумов, круглых столов, консультаций (групповых и индивидуальных).

Освоение учебной дисциплины предполагает активное использование интерактивных форм обучения. В таких формах проводится не менее 20% практических занятий. К ним относятся:

— работа с судебными решениями (приговорами) по конкретным уголовным делам;

— проведение научных дискуссий, коллоквиумов, круглых столов;

— обсуждение подготовленных студентами рефератов и научных эссе;

— представление и обсуждение подготовленных студентами презентаций;

— использование мультимедийных средств.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

Источник: lawsexp.com

 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧𝐥𝐢𝐠𝐚🌈™