Комментарий к статье 31
Законодательство об образовании относит к лицам, осуществляющим образовательную деятельность:
1) образовательные организации — некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы (п. 18 ст. 2);
2) организации, осуществляющие обучение, — юридические лица, осуществляющие на основании лицензии, наряду с основной деятельностью, образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2);
3) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (ст. 32).
В совокупности образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели образуют понятие "организации, осуществляющие образовательную деятельность" (п. 20 ст. 2).
Выделение "организации, осуществляющей обучение" в отдельную категорию лиц, отличную от "образовательных организаций" обусловлено наличием принципиальных различий, оказывающих влияние на их правовой статус и на правовой режим их деятельности.
Во-первых, если образовательная организация осуществляет образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, то для организации, осуществляющей обучение, образовательная деятельность, не является основной, она выступает как дополнительное направление деловой активности.
Во-вторых, образовательная организация является некоммерческой организацией. При определении же организации, осуществляющей обучение, такого ограничения не установлено. Иными словами, она может осуществлять коммерческую деятельность в качестве основной деятельности.
Организации, осуществляющие обучение, реализуют образовательную деятельность в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". При этом в соответствии со ст. 21 на такие организации, на их обучающихся и педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
К организациям, осуществляющим обучение, относятся:
— научные организации — юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и научно-техническую деятельность (ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" );
СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
— организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — в соответствии со ст. 155.1 Семейного кодекса РФ к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся организации различной ведомственной принадлежности, в том числе образовательные и медицинские организации, а также организации, оказывающие социальные услуги (письмо Минобрнауки России от 21 августа 2013 г. N ВК-316/07 "Об организациях для детей-сирот" , письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей»[1]);
Официальные документы в образовании. 2013. Октябрь. N 28.
— организации, осуществляющие лечение, оздоровление и отдых, — медицинские, санаторно-курортные организации, детские лагеря всех типов (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 августа 2015 г. № ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительной лечении» (вместе с «Разъяснениями по вопросу о порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»[2]);
Читайте также:Столичное агентство по возврату долгов отзывы должников
— организации, осуществляющие социальное обслуживание, — организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" );
СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. 1). Ст. 7007.
— загранучреждения МИД России — дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (с учетом положений ст. 88 комментируемого Закона);
— иные юридические лица.
К "иным юридическим лицам", осуществляющим обучение, можно отнести, например, территориальные органы МВД России по субъекту Российской Федерации. В письме Рособрнадзора от 4 февраля 2015 г. N 02-28 "О лицензировании образовательной деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" разъясняется, что Указом РФ были внесены изменения в нормативно-правовую базу, в соответствии с которыми территориальный орган МВД России по субъекту Российской Федерации в дополнение к уже имеющимся у него полномочиям по подготовке кадров для органов внутренних дел, наделяется также полномочием по осуществлению профессионального обучения сотрудников территориального органа, что позволяет в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" отнести его к иным юридическим лицам, осуществляющим обучение. Рособрнадзор обращает внимание лицензирующих органов на то, что территориальные органы МВД России по субъекту Российской Федерации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения при наличии соответствующей лицензии.
Официальные документы в образовании. 2015. Февраль. N 5.
Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение. Так, например, в федеральном государственном научно-исследовательском учреждении "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации" для осуществления образовательной программы высшего образования — программы магистратуры в структуре института (в блоке научно-вспомогательных центров и отделов) был создан отдел магистратуры и повышения квалификации .
Официальный сайт института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России: http://www.izak.ru/news.html? >
Законодатель за каждым видом организации, осуществляющей обучение, закрепляет образовательные программы, которые эта организация вправе осуществлять. Соответствующее распределение приведено в следующей таблице.
3 сентября 2015
В чем заключаются отличия образовательных учреждений дополнительного образования от учреждения дополнительного профессионального образования и какие виды образовательных программ реализуют указанные учреждения?
1. Статья 23 Федерального закона от N «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N ) определяет типы образовательных организаций, осуществляющих деятельность по основным (ч. 2 ст. 23 Закона N ) и дополнительным (ч. 3 ст. 23 Закона N ) образовательным программам, реализация которых является их основной целью, а также по программам, реализация которых не является их основной целью (ч. 4 ст. 23 Закона N ). То есть в основу разграничения типов образовательных организаций в настоящее время положен критерий реализуемых такими организациями образовательных программ.
Таким образом, если образовательная организация в качестве основной цели деятельности реализует программу по дополнительным образовательным программам, то она, в зависимости от содержания такой программы, относится к организациям дополнительного образования или организациям дополнительного профессионального образования.
Читайте также:Справка об отсутствии необходимости одобрения сделки образец
2. В рамках дополнительного образования выделяют дополнительные общеобразовательные программы, к числу которых относятся дополнительные общеразвивающиеся программы и дополнительные предпрофессиональные программы (п. 1 ч. 4 ст. 12 Закона N ), а также дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной подготовки (п. 2 ч. 4 ст. 12 Закона N ). Подобная система образования позволяет обучающимся осваивать одновременно несколько образовательных программ с учетом уровня их подготовки, практического опыта
Дополнительные общеразвивающие программы предназначены как для детей, так и для взрослых, а дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта — только для детей. Такое образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей составляются с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей (ч. 1 ст. 75 Закона N ).
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ч. 3 ст. 75 Закона N ). Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает содержание этих программ и сроки обучения (ч. 4 ст. 75 Закона N ).
В отличие от дополнительного общеразвивающего и предпрофессионального обучения к освоению дополнительных программ профессионального образования допускаются лица, уже имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. При этом программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (ч. 4 ст. 76 Закона N ), а программа профессиональной переподготовки — на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Закона N ).
Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также в форме стажировки (ч.ч. 11, 12 ст. 76 Закона N , п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от N 499).
Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной ею самостоятельно. Иные требования могут устанавливаться актами, соглашением сторон, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 76 Закона N ). При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, должны учитывать не индивидуальные психофизиологические особенности слушателей, а квалификационные требования, профессиональные стандарты соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76 Закона N ).
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся. Форма итоговой аттестации по результатам освоения дополнительных профессиональных образовательных программ определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 14 ст. 76 Закона N ). Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 15 ст. 76 Закона N ). Причем образовательная организация самостоятельно разрабатывает процедуру утверждения форм документов о получении такого образования и закрепляет данную процедуру локальным актом организации (ч. 3 ст. 60 Закона N , ответ на вопрос 23 письма Минобрнауки от N 06–735 «О дополнительном профессиональном образовании»).
Читайте также:Ответственность воспитателя детского сада за травму ребенка
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Ответ прошел контроль качества.
4 сентября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
В хозяйственном праве существует градация юридических лиц по типам и видам. Учитывая всё большее проникновение законодательства в жизнь каждого человека, мы не можем отделиться от данной реальности. Для многих людей термин «учреждение» является синонимом слова «организация» (и наоборот), хотя это не так. В чём разница между данными понятиями и почему так важно отграничивать их друг от друга?
Учреждение – некоммерческое юридическое лицо, созданное для решения социальных, управленческих, культурных и иных задач за счёт средств собственника. Иными словами, данное лицо не направлено на получение прибыли и существует за счёт спонсорской помощи или дотаций. Собственником может быть абсолютно любой субъект правоотношений (физическое или юридическое лицо, государство, город и т.д.).
Организация – объединение людей и ресурсов, созданное для выполнения тех или иных задач, удовлетворения интересов и нужд людей. Распределение ролей и обязанностей может быть как формальным, так и неформальным. Организации, действующие в сфере экономической и политической деятельности, нуждаются в обязательной регистрации. В то же время, часть неформальных объединений (союзы художников, группы по интересам), могут действовать совершенно свободно на принципах добровольного участия.
Итак, понятие «организация» — широкое, сюда входят государственные, муниципальные, общественные юридические лица, в том числе и учреждение. Они могут быть спортивными, военными, культурными, просветительскими. Значительная часть организаций либо ведёт коммерческую деятельность, либо обладает таким правом. Учреждение же всегда является некоммерческим юридическим лицом, которое не направлено на получение прибыли. Его содержит собственник (физическое или юридическое лицо), который покрывает все расходы.
Учреждение всегда действует на легальной основе. Применительно к организациям, они могут быть и противозаконными (преступная, террористическая, религиозно-деструктивная). Учреждение должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Его создатели готовят устав, который утверждается их общим решением. Организация тоже может быть зарегистрирована. В некоторых странах (из близких нам – Беларусь) регистрация обязательна, а за её отсутствие можно понести уголовную ответственность. Но в развитом мире формальное закрепление объединения не является необходимым, так как, в противном случае, это нарушает базовые права и свободы человека. В крайнем случае, работает уведомительный порядок.
Источник: