Перевозка спирта автомобильным транспортом для собственных нужд

Содержание

  1. Требования к транспорту и таре
  2. Маркировка
  3. Правила безопасности
  4. Совместимость с другими грузами
  5. Законы, штрафные санкции
  6. Перевозка спирта автомобильным транспортом с лицензией
  7. Вопрос-ответ по теме
  8. Вопрос
  9. Ответ

Перевозки спирта по фармакопейным статьям

В каждом лекарстве столько пользы, сколько в нем спирта…

Изменения, внесенные Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ в законодательство об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порождают массу вопросов, например о необходимости лицензий на автомобильные перевозки спирта по фармакопейным статьям. На первый взгляд данные перевозки необходимо осуществлять только при наличии аж трех лицензий: на перевозки спирта, фармацевтической, на перевозки опасных грузов.

С опасными грузами все более-менее ясно. Автомобильные перевозки опасных грузов не являются лицензируемым видом деятельности согласно статье 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Однако согласно п.1 ст.31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Согласно нормам Приказ Минтранса РФ от 4 июля 2011 г. N 179 Опасные грузы, на которые необходимо получение специального разрешения, приведены в подпункте 1.10.5 Приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). В классификации опасных грузов нет деления на просто этиловый спирт и спирт по фармакопейным статьям, от изменения своего предназначения спирт гореть не перестает.

Итого: спирт (этанол) – легковоспламеняющаяся жидкость, опасный груз, лицензия не требуется, но при перевозке цистернами свыше 3000 литров нужно специальное разрешение.

А вот с оборотом этилового спирта и спирта по фармакопейным статьям, как товара, все далеко не так однозначно.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. В силу подпункта 47 пункта 1 статьи 12 названного Закона фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции также установлены в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее — Федеральный закон N 171-ФЗ).

Абзацем седьмым пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу.

Согласно п.3 ст.9 Федерального закона N 171-ФЗ Перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются организацией, которая имеет лицензии на данные перевозки.

Перевозка этилового спирта без соответствующей лицензии означает, что данная продукция находится в незаконном обороте. Согласно статье 25 Федерального закона N 171-ФЗ изъятие и конфискация этилового спирта, находящегося в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством. Конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению.

Перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются на основании лицензии с 1 января 2013 года. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет выдачу лицензий на осуществление указанного вида деятельности с 1 июля 2012 года. Лицензии на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, выданные с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года, действуют с 1 января 2013 года (пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ в ред. Федерального закона от 30.06.2012 N 98-ФЗ).

Таким образом, перевозка этилового спирта должна осуществляться только при наличии лицензии на данный вид деятельности. Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 648 утверждено "Положение о лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автомобильным транспортом".

Согласно определениям, данным в п.1 и п.2.1 ст.2 Федерального закона N 171-ФЗ к этиловому спирту отнесены все виды спиртов независимо от их концентрации, вида сырья, из которого они производятся, и от того, по какой нормативно-технической документации они изготавливаются (по ГОСТам, ТУ, ОСТам или фармакопейным статьям).

Исходя из этих определений и сказанного выше, перевозка этилового спирта по фармакопейным статьям теоретически также должна осуществляться при наличии лицензии на перевозки этилового спирта.

Однако в силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.

Согласно пункту 16 статьи 2 названного Закона, под оборотом следует понимать закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничную продажу, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Согласно п.3 ст.1 Федерального закона N 171-ФЗ действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

— обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств , за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям;

— деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций.

Таким образом, оборот (в т.ч. и перевозки) этилового спирта по фармакопейным статьям подпадает под действие Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, но лицензированию в рамках законодательства об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не подлежит.

Но это вовсе не означает, что перевозки этилового спирта по фармакопейным статьям можно осуществлять вообще без лицензии. Наоборот, данные перевозки можно осуществлять только в рамках лицензии, но уже на фармацевтическую деятельность.

Этиловый спирт или этиловый спирт по фармакопейным статьям

Особое внимание следует обратить на момент перехода из общего определения "этиловый спирт" в разряд "этилового спирта по фармакопейным статьям".

Согласно фармакопейным статьям ФС 42-3071-00 и ФС 42-3072-00 изготавливаемая по этой нормативно-технической документации продукция представляет собой соответственно:

— спирт этиловый 90%, 70% и 40%, применяемый для приготовления экстрактов, настоев лекарственных трав, бальзамов, а также для централизованного обеспечения аптек и лечебных учреждений;

Читайте также:Сличительная ведомость составляется на этапе проведения инвентаризации

— спирт этиловый 95%, применяемый в медицинских целях.

Кроме того, в Государственном реестре лекарственных средств фармакопейные спирты также зарегистрированы как спирты этиловые, а не как спиртосодержащие растворы или препараты.

Согласно п.2.1 ст.2 Федерального закона N 171-ФЗ этиловый спирт по фармакопейным статьям — этиловый спирт, который произведен путем добавления очищенной воды в закупленный ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья. Этиловый спирт по фармакопейным статьям используется в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств. Содержание этилового спирта в этиловом спирте по фармакопейным статьям изменяется путем добавления в него очищенной воды;

Нормативно-технической документацией, регламентирующей производство спиртов этиловых фармакопейных, являются вышеуказанные фармакопейные статьи, утвержденные Минздравом России, в которых содержатся требования по упаковке этих спиртов в потребительскую тару (в банки или флаконы).

Таким образом, для приобретения фармакопейными спиртами готового к реализации товарного вида их упаковка (розлив, расфасовка) в потребительскую тару является обязательной и, следовательно, рассматривается как часть общего процесса их производства.

Если организация осуществляет полный цикл производства: пищевое сырье – ректификованный этиловый спирт – добавление очищенной воды — этиловый спирт по фармакопейным статьям – расфасовка в потребительскую тару (флакон, канистра) в качестве лекарственного средства, то его дальнейшая перевозка осуществляется в рамках лицензии на фармацевтическую деятельность.

Фармацевтические компании не могут привлекать для транспортировки этилового спирта по фармакопейным статьям сторонний транспорт по договору перевозки, если перевозчик не осуществляет фармацевтическую деятельность, и у него нет соответствующей лицензии. Передача лекарственных средств организациям, не имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, прямо противоречит положениям ст.53 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Фармацевтические компании должны либо перевозить лекарственные средства собственным транспортом, либо арендовать транспортное средство по договору фрахта.

О том, что любые перевозки медикаментов подлежат лицензированию как фармацевтическая деятельность, см. статью " Ты-виновен! О лицензировании перевозок лекарственных средств ", (сентябрь, 2012).

Если же организация не осуществляет полный цикл производства, а лишь приобретает ректификованный этиловый спирт с целью дальнейшего изготовления этилового спирта по фармакопейным статьям (в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов), то данная автоперевозка должна осуществляться в рамках Федерального закона N 171-ФЗ. Такая перевозка осуществляется юридическими лицам (организациями) на основании лицензии на перевозки этилового спирта, выданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 648 "О лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции".*

*Действие Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 648, не распространяется на перевозку автомобильным транспортом продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного транзита. О перемещении этилового спирта по территории Российской Федерации см. Постановление Правительства РФ от 10 января 1999 г. N 34.

Перевозить этиловый спирт собственным транспортом ни продавец, ни покупатель не может, только по договору перевозки. Согласно п.3 ст.9 Федерального закона N 171-ФЗ Поставки и перевозки этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются при условии представления уведомления. Перевозки этилового спирта осуществляются организацией (далее — перевозчик) на основании договора перевозки, заключенного между перевозчиком и покупателем указанной продукции. При этом договор поставки, заключенный между поставщиком-продавцом и покупателем указанной продукции, должен предусматривать переход права собственности на указанную продукцию к покупателю с момента ее сдачи перевозчику.

Перевозки этилового спирта, осуществляемые автомобильным транспортом, допускаются только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации движения в автоматическом режиме. Данные технические средства должны обеспечивать передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации. Требования к специальным техническим средствам регистрации и автоматическом режиме движения, которыми оснащаются транспортные средства, утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 7 сентября 2012 г. N 258.

Согласно п.2.2 Требований к транспортным средствам, утв. приказом Росалкогольрегулирования от 7 сентября 2012 г. N 256, емкости автомобильного транспорта должны быть неразрывно соединены с шасси данного транспортного средства.

Договор перевозки спирта

Особое внимание следует обратить на то, что в порядке исключения договор перевозки спирта, заключается между перевозчиком и покупателем указанной продукции. С 1.07.2012 норма Федерального закона N 171-ФЗ является специальной нормой относительно общих норм ГК РФ, регулирующих договор перевозки. Следовательно, порядок заключения договора перевозки определенный в Главе 40 "Перевозка" Гражданского кодекса к перевозке этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции не применяется. Ситуация когда в порядке исключения договор перевозки спирта заключается между покупателем и перевозчиком, а все остальные договора перевозок заключаются между отправителем и перевозчиком в настоящий момент нормативно-правовыми актами не урегулирована. Введение специальной нормы по отношению к перевозке этилового спирта привело к тому, что к данным перевозкам не применяются также и нормы уставов и правил перевозок груза, которые основаны на нормах ГК РФ.

Общий порядок заключения договора перевозки определен в Главе "Перевозка" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), и в частности для автоперевозок в статье 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее – УАТиГНЭТ). Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем. Договор перевозки является реальным договором, то есть представляет собой классическую элементарную конструкцию, предусмотренную Гражданским кодексом. Согласно требованиям ГК РФ, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, то договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Данное правило применяется к реальным договорам, т.е. таким, для заключения которых необходимы как согласование сторонами условий, так и передача имущества. Таким образом, заключение договора перевозки состоит как бы из трех частей: согласование ставки (прайс-листа), согласование сторонами условий (предварительный договор) и непосредственно прием груза к перевозке. Договор перевозки груза возмездный и двусторонний. Сторонами договора перевозки согласно УАТиГНЭТ являются только перевозчик и грузоотправитель.

— Грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

— Перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на их получение лицу.

Это исчерпывающий перечень и никаких иных возможных третьих сторон для заключения договора перевозки автомобильным транспортом в действующем законодательстве не предусмотрено.

Читайте также:Профессиональная гигиеническая подготовка проводится до заключения врача

Но на перевозки спирта эти общие нормы не распространяются.

Отдельных правил автомобильных перевозок спирта на текущий момент нет, и в ближайшее время их появления не предвидится. Каким законом с 1.07.2012 регулируются договорные отношения при перевозках спирта вообще, и в частности автотранспортом, остается загадкой. А вопросов много, например, Какова и чем регламентируется ответственность перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей? Каков претензионный порядок? Может, покупатель должен сам лично приехать к продавцу и принять у него товар (спирт), а затем вручить его перевозчику и тем самым заключить договор перевозки? И т.д.

Но, увы, на эти вопросы чиновники Росалкогольрегулирования ответов не дают. Похоже, что они и сами не знают…

Спирт, независимо от его разновидности, относится к опасным видам грузов. Поэтому правила перевозки спирта автомобильным транспортом строго регулируются многими нормативными актами, основным из которых является ДОПОГ.

Требования к транспорту и таре

Спирт относится к третьему классу опасности «Легковоспламеняющиеся жидкости». Его перевозят в специальных цистернах или в танк-контейнерах. К емкостям предъявляются следующие требования:

  • отсутствие повреждений, которые могут стать причиной течи и возникновения аварийной ситуации;
  • наличие пломб и маркировки.

Скоростной режим зависит от того, какой именно вид спирта находится на борту — этиловый, метиловый, авиационный и др. Согласно требованиям, на транспорте, перевозящем такого рода продукцию, устанавливают особые устройства для регистрации движения, которые содействуют со спутниковыми системами, а также приборы учета продукции, предусматривают заземление.

На автомобиль, задействованный в перевозках, а также на допуск емкости, в которую наливается легковоспламеняющаяся жидкость, оформляется соответствующее свидетельство.

Цистерны перед заливкой проходят специальную обработку. Сначала их пропаривают, затем моют водой и протирают тем спиртом, которым они будут наполняться. Снаружи на цистерне должны быть надписи: «Огнеопасно», «Спирт». Перед тем как добавить продукт в посудину, проверяют сливные краны, чтобы исключить их протекание и истекание жидкости.

Необходимо, чтобы материал, из которого изготовляется посуда, соответствовал определенным стандартам. Так, он не должен вступать в реакцию с жидкостью. Обычно это металл, стекло, темное стекло. Бутыли плотно закупоривают и помещают в прочные ящики, барабаны, обрешетки либо в корзины. Между ними делают прокладки из материалов, которые поглощают спирт и не вступают в реакцию с жидкостью. Высота стеклянных посудин должна быть такой, чтобы горлышко не выступало над ящиками.

Металлическую тару оснащают пробками, которые плотно завинчиваются, с прокладками или стопорами. На лицевую поверхность наносятся надписи, указывающие величину испытательного давления, число, месяц, год последнего испытания.

Цистерну заполняют на 90-97%, что зависит в том числе и от температуры воздуха. В жаркую погоду перевозка этого груза ограничивается.

Тару надежно закрепляют на ТС или прицепе. При использовании контейнеров следует руководствоваться Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, раздел 14. Прозрачную тару затемняют, чтобы защитить от попадания солнечного света или неоновых лучей.

При перевозке спиртов разрешают наружно использовать дополнительную посуду, но при условии, что она отвечает требованиям, предъявляемым к таким продуктам.

Согласно ДОПОГ, шофер должен пройти обучение по курсу перевозки опасных веществ и иметь соответствующую категорию водительских прав.

Маркировка

Маркировка содержит манипуляционные знаки, которые указывают на то, как надо обращаться с грузом, а также основные (грузополучатель, пункт назначения), информационные (масса брутто и нетто и др.) и дополнительные надписи (отправитель, пункт отправления, отметки транспортных организаций).

Знаки, извещающие об опасности, размещают в таких местах:

  • на упаковках в форме параллелепипеда — сбоку, на торце, сверху;
  • на бочках — на днище или обечайке с обеих сторон;
  • на других посудинах — на самых видимых местах.

Сначала идут знаки опасности, потом — манипуляционная маркировка.

При необходимости на упаковке размещают штрихкод, двумерные символы, радиочастотные метки, что упрощает и ускоряет управленческие операции.

На транспортное средство вывешивают информационные таблицы, информирующие других водителей про опасный груз. Первую располагают спереди, вторую — сзади, остальные — по бокам каждой цистерны. Размещают и знаки опасности (ромбы). Их окрашивают в красный цвет и наносят значок «огонь». Если в цистерне, разделенной на отсеки, перевозится несколько продуктов, то для каждого вещества используют свой значок в той части емкости, где находится груз. Знаки опасности прикрепляют по бокам и сзади автомобиля, по бокам цистерны (прицепа, переносной или контейнера).

Правила безопасности

Правила перевозки метанола и других спиртов автомобильным транспортом предусматривают определенные нормы обращения с грузом.

Так, до получателя никто не должен вскрывать упаковки с легковоспламеняющейся жидкостью. Экипажу не дозволяется использовать осветительные приборы с металлическим корпусом, которые способны давать искру. На борту автомобиля и рядом с ним нельзя курить. Особенно это правило следует соблюдать во время погрузки и разгрузки.

Совместимость с другими грузами

Спирты возможно транспортировать с иными продуктами в соответствии с таблицей совместимости. Уточнить, какие вещества допускаются к совместной перевозке, можно в Приказе Минтранса.

Если в автомобиле перевозится несколько видов грузов, то их отделяют друг от друга, чтобы в аварийной ситуации продукты не вступали в реакцию и не создавали еще большей угрозы для окружающих.

Законы, штрафные санкции

Основные нормативные акты, которыми руководствуются при перевозке спиртов, это:

  • Правила перевозки опасных грузов, или ДОПОГ;
  • ФЗ № 171 от 22.11.95, в котором приводят требования к сопроводительным и разрешительным документам относительно оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции;
  • КоАП, предусматривающий наказание за несоблюдение установленных правил.

При нарушении применяется статья 14.16 ч. 2 КоАП. Согласно ей, оборот этилового спирта без необходимой документации, которая призвана удостоверить законность производства и оборота, тянет за собой такие санкции:

  • конфискацию груза;
  • админштраф: для юрлиц — до 300 тыс. рублей, для должностных лиц — до 15 тыс. рублей.

Чтобы избежать наказания, водитель при транспортировке спирта обязан предъявить по требованию органов надзора такие документы:

  • свидетельство про свою подготовку к подобного рода перевозкам (ДОПОГ);
  • свидетельство про допуск цистерны к транспортировке;
  • товарно-транспортные документы;
  • инструкции в письменном виде на случай ЧП (вручает грузоотправитель), для международных рейсов выдаются на языке водителя, а также страны, где находятся отправитель, получатель и по территории которой предстоит транзит;
  • разрешение на осуществление перевозки и др.

Необходимо придерживаться всех установленных правил транспортировки и безопасности на дороге.

Перевозка спирта автомобильным транспортом с лицензией

Для перемещения спиртов, которые относятся к категории опасных грузов, в количестве более 3000 литров необходимо получить разрешение на транспортировку. Этот вид деятельности не является лицензируемым. Продукция, на которую необходимо получить разрешение, описывается в Приложениях А ДОПОГ.

Лицензия потребуется, если речь идет о коммерческих доставках продукта как товара и по фармакопейным статьям. Такая норма действует с 1 января 2013 года, в соответствии с Положением о лицензировании перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции, где концентрация его превышает 25%.

Лицензия необходима, если на предприятии осуществляется весь цикл производства — от пищевого сырья до расфасовки в качестве лекарственного средства во флакон или канистру. Таким компаниям запрещено привлекать к транспортировке спиртовой продукции сторонние предприятия на основе договора перевозки, если у тех нет лицензии на фармацевтическую или медицинскую деятельность. Передача для транспортировки таких грузов нелицензированным исполнителем карается в соответствии с ФЗ № 31 от 12.04.10 «Об обращении лекарственных средств».

Читайте также:Трудовой договор с работником сельского хозяйства образец

Поэтому производители лекарств должны иметь в своем распоряжении транспортный парк для совершения таких перевозок. Альтернативный вариант — это оформление договора фрахта и аренда транспортного средства на его основе.

Если организация приобретает ректификованный продукт для дальнейшего изготовления спирта по фармакопейным статьям — как лекарство или для другой фармацевтической продукции, то необходима лицензия на перевозку спирта, как того требует Постановление правительства от 28.06.12 № 648.

Этиловый спирт запрещено транспортировать собственными автомобилями продавцу или покупателю. Для этого прибегают к услугам автотранспортного предприятия, с которым заключают договор перевозки. При этом необходимо, чтобы право собственности переходило к покупателю с момента получения груза.

Однако лицензия не потребуется, если транспортировка этилового спирта происходит между подразделениями одной организации в рамках производственного процесса и не является готовой продукцией.

Потребуется лицензия и на перевозку алкогольной продукции автомобильным транспортом. Закупка и транспортировка для собственных нужд и в объеме, что превышает 200 декалитров в год, осуществляется при условии предоставления уведомления.

Спирт — груз, который быстро воспламеняется. Поэтому игнорирование предписанных норм и инструкций чревато вредом для здоровья экипажа автомобиля и людей, проводящих погрузку и разгрузку.

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Согласно ст.18 1. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве не спиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций. Можем ли мы без лицензии перевезти спирт на арендованном автомобиле? Да. Каким образом должно быть оснащено данное транспортное средство? Должно ли у водителя быть свидетельство ДОПОГ?

Ответ

Нет, без лицензии перевозить спирт на арендованном автомобиле не допускается.

Под исключения попадает только перевозка спирта в целях и объемах, указанных в абзаце 5 ч.1 ст.18 Закона № 171-ФЗ, на транспортных средствах находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении организации, закупившей указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции по автомобильным дорогам общего пользования утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 07.09.2012 № 256.

При перевозке этанола цистернами свыше 3000 литров (согласно ДОПОГ это груз повышенной опасности) нужно специальное разрешение (ч.1 ст.31 Закона № 257-ФЗ; п.1.10.3.1.2 главы 1.10 ДОПОГ).

Водители ТС, перевозящих опасные грузы, к которым относится спирт (этанол), должны иметь свидетельство ДОПОГ о прохождении подготовки и сдаче экзамена на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов (п.8.2.1.1 ДОПОГ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

«Статья 8. Правила использования оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

12. Перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются только организацией, имеющей в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении транспортные средства и оборудование для учета объема перевозок такой продукции, соответствующие требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования настоящего пункта не распространяются на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, указанные в абзаце пятом пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.*

Статья 9. Оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции, поставки алкогольной продукции

Перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемые автомобильным транспортом, допускаются только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения,* которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации».

2. Приказ Росалкогольрегулирования от 07.09.2012 № 256 «О Требованиях к транспортным средствам и оборудованию для учета объема перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, в части автомобильного транспорта»

«1.1. Настоящие Требования определяют требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции по автомобильным дорогам общего пользования* (далее — автомобильный транспорт), а также к оборудованию для учета объема перевозки автомобильным транспортом этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее — продукция)».

3. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«Статья 31. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов

1. Движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи».

Источник: lawsexp.com

 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧𝐥𝐢𝐠𝐚🌈™