Представительство правопреемство и соучастие в исполнительном производстве

Соучастие в исполнительном производстве.

Говоря о соучастии в исполнительном производстве, следует отметить, что в нем могут участвовать несколько взыскателей или должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников. Необходимость соучастия в исполнительном производстве связана со сложной структурой материальных прав и обязанностей, подтвержденных исполнительными документами. Соучастие возможно в трех формах: активное (одновременное участие нескольких лиц на стороне взьгскателя); пассивное (одновременное участие нескольких лиц на стороне должника) и смешанное (одновременное участие нескольких лиц как на стороне взыск-теля, так и на стороне должника).

В исполнительном производстве соучастие всегда имеет обязательный характер.

Каждый из соучастников по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве вполне самостоятельно. Помимо общих прав и обязанностей, которыми наделены соучастники в исполнительном производстве, у них есть дополнительное право — они могут поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников.

Это принципиально новый институт исполнительного производства: ранее подобные вопросы решались исключительно судом. Статьей 32 Закона «Об исполнительном производстве» установлено, что в случае выбытия одной из сторон судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом.

При этом правопреемство в исполнительном производстве основано на правилах соответствующего материального законодательства с учетом процедурных особенностей принудительного исполнения.

Необходимо подчеркнуть, что возможность перехода прав и обязанностей по конкретному исполнительному документу есть реализация как процессуальных, так и материальных прав субъекта. Сущность правопреемства — это переход прав и обязанностей в рамках исполнительного производства от одной стороны к другому лицу, ранее не участво­вавшему в исполнительном производстве. Правопреемство возможно в течение всего исполнительного производства — с момента возбуждения до его окончания — по основаниям, указанным в ст. 27 Закона «Об исполнительном производстве».

Далее следует проанализировать основания возникновения правопреемства. В качестве таковых в исполнительном производстве выступает переход материальных прав и обязанностей от стороны к другим лицам. Такими основаниями могут быть следующие юридические факты. Во-первых, смерть гражданина, бывшего стороной. Во-вторых, прекращение существования юридического лица в форме реорганизации (ст. 57, 58 ГК). Если юридическое лицо ликвидируется, то его деятельность в соответствии со ст. 61 ГК прекращается без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В-третьих, уступка требования. В-четвертых, перевод долга.

Правопреемство возможно только по тем исполнительным документам, по которым оно допускается в материальном праве. Например, наследники отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости наследственного имущества, в связи с чем правопреемство допустимо, т.е. при условии, что подтвержденное исполнительным документом правоотношение неразрывно не связано с личностью кредитора..

Согласно Закону «Об исполнительном производстве» правопреемство оформляется путем вынесения постановления судебного пристава-исполнителя. При этом следует различать порядок правопреемства в зависимости от того, на основании каких исполнительных документов и по каким юридическим фактам оно возникает. Данный вопрос может быть разрешен двояко ввиду несовершенства юридической техники закона, в связи с чем складывается различная юридическая практика. Иногда судебные приставы-исполнители самостоятельно решают вопросы правопреемства в исполнительном производстве и выносят постановление о замене выбывшей стороны независимо от вида исполняемого ими документа. В других случаях судебные приставы-исполнители направляют правопреемников в соответствующий орган, выдавший исполнительный документ, для разрешения вопроса о правопреемстве.

В ст. 32 Закона «Об исполнительном производстве» четко сказано, что правопреемник определяется в порядке, установленном федеральным законом. Поэтому в случае возникновения оснований для правопреемства при исполнении исполнительного документа, выданного арбитражным судом, правопреемник должен определяться в соответствии со ст. 40 АПК путем вынесения определения арбитражного суда. В случае правопреемства в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, правопреемник должен определяться в порядке ст. 40 ГПК — путем вынесения определения суда общей юрисдикции. Кроме того, возможна, например в случае смерти лица, специальная юридическая процедура нотариального производства, в рамках которой нотариус выдает свидетельство о праве на наследство, в том числе и по взысканиям, производящимся на основании решений судов.

Обращение к суду за определением о правопреемстве позволяет обеспечить большую бесспорность исполнительных действий, поскольку в рамках судебного исследования материалов дела возможно установить много юридически значимых обстоятельств, которые определяют собой факт правопреемства. Поэтому целесообразно рекомендовать во всех случаях, за исключением правопреемства на основании свидетель­ства о праве на наследство, направлять вступающих в исполнительное производство лиц в соответствующий компетентный суд для разрешения вопроса о правопреемстве в порядке, предусмотренном ст. 40 АПК и ст. 40 ГПК.

По процедуре, предусмотренной ст. 32 Закона «Об исполнительном производстве», основанием для правопреемства в исполнительном производстве выступает постановление судебного пристава-исполнителя. Поэтому и при наличии определения суда общей юрисдикции либо арбитражного суда о правопреемстве, вынесенном после возбуждения исполнительного производства, необходимо вынесение дополнительного документа — постановления судебного пристава-исполнителя о правопреемстве.

Смерть гражданина влечет за собой процессуальное правопреемство по обязательствам имущественного характера, которые допускают пе­реход прав и обязанностей наследодателя к наследникам.

До вступления в исполнительное производство правопреемника исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению на основании определения соответствующего суда (п. 1 ст. 20 Закона «Об исполнительном производстве»). Что касается процессуально-правовых последствий при установлении других оснований для правопреемства (уступка требования, перевод долга), поскольку в Законе «Об исполнительном производстве» не содержатся основания для приостановления производства по делу в подобных случаях, то полагаем, что по заявлению правопреемника возможно отложение исполнительных действий (ст. 19 Закона «Об исполнительном производстве»), для того чтобы правопреемник ознакомился с материалами дела и подготовился к участию в исполнительном производстве.

В гражданском и арбитражном процессах для правопреемника все действия, совершенные в исполнительном производстве до его вступления, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которого правопреемник заменил. Например, принадлежность должнику имущества, которое он передал в порядке исполнения требований исполнительного документа взыскателю.

Органы принудительного исполнения. Служба судебных приставов, организация ее деятельности. Место, роль и полномочия органов юстиции в организации и деятельности службы судебных приставов.

Судебный пристав, правовые основы его деятельности. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристав, порядок назначения и освобождения от должности судебных приставов.

Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Обязанности и права судебных приставов-исполнителей. Постановления, выносимые судебным приставом-исполнителем.

Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью. Гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.

Вознаграждение судебного пристава-исполнителя.

Иные органы, организации и лица, исполняющие требования судебных актов и актов других органов.

Тема 3. Лица, участвующие в исполнительном производстве.

Стороны исполнительного производства, их права и обязанности. Правопреемство в исполнительном производстве.

Участие несовершеннолетних в исполнительном производстве, их правовое положение.

Участие в исполнительном производстве представителей сторон. Понятие и виды представителей в исполнительном производстве, правовые основания представительства. Лица, которые не могут быть представителями. Полномочия представителя.

Участие в исполнительном производстве переводчиков и специалистов, их права и обязанности.

Участие в исполнительном производстве понятых, их права и обязанности.

Тема 4. Основания исполнения и исполнительные документы. Давность исполнения.

При изучении темы «Исполнительные документы» следует обратить внимание на следующие основные положения.

Во-первых, исполнительные документы выступают в настоящее время единственным основанием для возбуждения исполнительного производства. При этом действителен только тот перечень исполнительных документов, который указан в ст. 7 Закона «Об исполнитель­ном производстве». Вопрос о возможности применения в юридической практике перечня ст. 339 ГПК носит дискуссионный характер. Однако очень важно то обстоятельство, что в силу сложившегося правила о преимущественном действии нового закона перед ранее принятым законодательным актом по одному и тому же вопросу перечень ст. 339 ГПК вряд ли применим в современной практике исполнительного производства.

Во-вторых, перечень исполнительных документов дан в самом обобщенном виде, поэтому изучение вопросов темы предполагает знание материала гражданского и арбитражного процессуального права, гражданского, трудового, административного и налогового права, других отраслей российского законодательства. В данной теме лишний раз прослеживается взаимосвязь материального, процессуального и процедурного исполнительного права, поскольку многие вопросы регулируются не в Законе «Об исполнительном производстве», а в ином законодательстве. Закон «Об исполнительном производстве» только приводит обобщенный перечень исполнительных документов, а конкретные требования к ним установлены в соответствующих законодательных актах. Например, порядок выдачи исполнительного листа урегулирован в ГПК и АПК

Читайте также:Соблюдение санитарных правил является обязательным для ответ

В-третьих, изучение правовых процедур предполагает развитие у судебного пристава-исполнителя навыков юридической деятельности, в связи с чем, возможно, предложить оформление (написание) определенных юридических документов. Прежде всего, судебным приставам-исполнителям необходимо задавать составление определенных юридических документов, например различных видов исполнительных листов, на совершение самых разных исполнительных действий (истребование имущества, взыскание денежных средств, вселение и выселение и т.д.).

Понятие исполнительных документов. Исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов к взысканию, перечень которых дан в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве». Для признания документа исполнительным необходимы следующие условия: 1) он должен быть указан в качестве исполнительного документа в законодательных актах; 2) уровень этого законодательного акта — федеральный закон, в связи с чем нелегитимны указания на исполнительные документы в подзаконных актах.

Значение исполнительного документа заключается в том, что он как бы аккумулирует в себе всю предшествующую юрисдикционную правоприменительную деятельность, закрепляя в своем содержании приказ и модель определенного юридического поведения.

Закон относит к исполнительным документам:

исполнительные листы, выдаваемые судами на основании: принимаемых ими судебных актов; решений международного коммерческого арбитража и иных третейских судов; решений иностранных судов и арбитражей; решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека. Это первый и основной вид исполнительных документов, являющийся наиболее распространенным основанием для возбуждения исполнительного производства;

нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов,

постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

постановления судебного пристава-исполнителя;

постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Следует обратить внимание судебных приставов-исполнителей на то, почему для судебных приставов-исполнителей необходимо не само судебное решение, а только его резолютивная часть. В связи с этим следует отметить особенности деятельности судебного пристава-исполнителя, который не вправе и не должен входить в существо спора, причины конфликта, его обстоятельства. Его единственная задача — исполнить предписание суда в том виде, как оно сформулировано в форме приказа в резолютивной части решения суда.

По своим юридическим характеристикам исполнительные документы подразделяются:

во-первых, на юридические документы, которые одновременно являются правоприменительными актами и исполнительными документами (судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов; постановления органов (должностных лиц), уполномочен­ных рассматривать дела об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя; постановления иных органов);

во-вторых, исполнительные документы, выдаваемые на основании других юрисдикционных актов (исполнительные листы, удостоверения комиссии по трудовым спорам).

Значимость данной классификации заключается в том, что судебные приставы-исполнители могут увидеть различное правовое значение тех либо иных актов органов гражданской юрисдикции — одни из них требуют выдачи исполнительного документа (решения любого суда), а другие выполняют одновременно роль и юрисдикционного акта, и исполнительного документа (судебные приказы и в основном акты несудебных органов).

Независимо от места в той либо иной приведенной классификации исполнительные документы едины по своим правовым характеристикам, требованиям, их содержанию, порядку исполнения и последствиям неисполнения содержащихся в них требований.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основными субъектами правоотношений, возникающих в рамках исполнительного производства, являются стороны — взыскатель и должник.

Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Должником признается гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.

Взыскателем и должником могут быть гражданин и организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом.

В определенных законодательством случаях взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования.

Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования выступают в правоотношениях посредством своих органов или специально назначаемых представителей.

Помимо этого органы государственной власти и органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами (например, федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления), вправе выступать в правоотношениях от своего имени и в своем интересе, преследуя цели экономического обеспечения своей основной деятельности.

В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников (соучастников). Каждый из них участвует в исполнительном производстве самостоятельно. Соучастник может поручить представлять свои интересы в исполнительном производстве другому соучастнику с его согласия.

До достижения совершеннолетия интересы несовершеннолетних граждан в исполнительном производстве защищают их законные представители — родители, усыновители, опекуны, попечители и другие лица, которым это право предоставлено законом.

Права и обязанности несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет осуществляет в исполнительном производстве его законный представитель.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве в присутствии или с согласия в письменной форме своего законного представителя или представителя органа опеки и попечительства.

Несовершеннолетний в возрасте от 16 до 18 лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно . Однако судебный пристав-исполнитель вправе в этом случае привлечь для участия в исполнительном производстве законного представителя несовершеннолетнего или представителя органа опеки и попечительства.

Может возникнуть ситуация, когда несовершеннолетний тем не менее будет обладать полной дееспособностью.

Стороны исполнительного производства наделены определенной совокупностью прав.

Они вправе знакомиться с материалами исполнительного производства;

делать из них выписки, снимать с них копии;

представлять дополнительные материалы;

участвовать в совершении исполнительных действий;

давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий;

приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства;

возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие);

заключать мировое соглашение до окончания исполнительного производства, утверждаемое в судебном порядке. Стороны имеют также иные права, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве

Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные Законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами. Причем в исполнительном производстве взыскатель выступает как лицо в основном управомоченное, а должник — как лицо в основном обязанное.

Помимо приведенных выше общих прав и обязанностей у сторон есть также специальные права и обязанности.

В отношении взыскателя можно выделить следующие права, закрепленные в Законе об исполнительном производстве:

право обратиться к судебному приставу-исполнителю с требованием о возбуждении исполнительного производства (ст. 30);

право знать, где находится исполнительный документ в данный момент, поскольку на судебном приставе-исполнителе лежит обязанность извещать взыскателя обо всех перемещениях исполнительного документа (ст. 33);

право обращаться с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению;

право получать информацию от налоговых органов о наличии у должника счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях;

право требовать от должника возмещения расходов по его розыску и совершению других исполнительных действий, связанных с осуществлением принудительного исполнения (ст. 117);

Читайте также:Письмо о возврате ошибочно перечисленных денежных средств

право отказаться от взыскания, от получения предметов, изъятых у должника при исполнении соответствующего исполнительного документа;

право оставить за собой нереализованное арестованное имущество должника (ст. 87) и др.

В исполнительном производстве действует институт правопреемства (ст. 52 Закона об исполнительном производстве), установленный материальным и процессуальным законодательством.

Правопреемство допускается в случае смерти гражданина, реорганизации юридического лица, уступки требования, перевода долга, т.е. в тех случаях, когда права и обязанности одного из субъектов правоотношений в силу указанных причин переходят к другому лицу, которое до этого не принимало участия в исполнительном производстве.

Судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Таким образом, вопрос о замене стороны в исполнительном производстве правопреемником рассматривается по заявлению правопреемника выбывшей стороны, противоположной стороны в исполнительном производстве или судебного пристава-исполнителя. Судебный пристав-исполнитель самостоятельно не может определить правопреемника стороны в исполнительном производстве. Это осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, судом или арбитражным судом, если исполнительный документ выдан последним

О месте и времени судебного заседания по вопросу замены стороны в исполнительном производстве правопреемником извещаются стороны и судебный пристав-исполнитель. На определение суда о замене или об отказе в замене правопреемником может быть подана частная жалоба.

При замене одной из сторон в исполнительном производстве правопреемником процесс исполнения судебным приставом-исполнителем исполнительного документа продолжается, а не начинается заново, так как для правопреемника обязательны все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, в той мере, в какой они были бы обязательны для правопредшественника. Вступление в исполнительное производство правопреемника стороны оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя.

В законодательстве, регламентирующем принудительное исполнение судебных и иных актов, закреплены нормы, определяющие участие представителя в исполнительном производстве. Стороны могут либо сами осуществлять свои права и обязанности в процессе принудительного исполнения исполнительного документа, либо поручать участие в исполнительном производстве своему представителю.

По смыслу закона представителем стороны в исполнительном производстве может быть любое дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия на участие в исполнительном производстве в интересах представляемого.

Согласно ст. 56 Закона об исполнительном производстве представителями сторон не могут быть лица, не обладающие полной дееспособностью. Кроме того, судьи, следователи, прокуроры, работники (сотрудники) Федеральной службы судебных приставов и аппаратов судов не могут быть представителями сторон исполнительного производства, за исключением случаев, когда они участвуют в исполнительном производстве в качестве представителей соответствующих организаций или в качестве законных представителей сторон исполнительного производства.

Чаще всего представители в исполнительное производство привлекаются в целях получения квалифицированной юридической помощи в процессе исполнения исполнительного документа. Нередко представителями в исполнительном производстве выступают адвокаты, работники юридических фирм, а также иные лица, обладающие необходимыми юридическими знаниями.

Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. В то же время, если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то должник не вправе действовать через представителя.

Организация в исполнительном производстве участвует через ее органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами. Допускается участие организации и через иных представителей. Отсюда следует, что юридические лица участвуют в исполнительном производстве опосредованно.

В некоторых случаях привлечение представителей в исполнительное производство является обязательным, так как некоторые категории граждан не могут лично осуществлять свои права и обязанности (несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные, признанные таковыми в установленном законом порядке). Таких лиц в исполнительном производстве представляют их законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители. Вместе с тем законный представитель может поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному им в качестве представителя.

С практической точки зрения крайне важным является правильное оформление полномочий представителей сторон исполнительного производства. Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Доверенность, выдаваемая от имени организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации.

Если имеет место законное представительство, то полномочия законных представителей граждан подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их статус.

Полномочия представителя, являющегося соучастником в исполнительном производстве, могут быть определены в заявлении, поданном представляемым лицом судебному приставу-исполнителю.

Во всех остальных случаях представительства полномочия представителя, в том числе полномочия адвокатов на совершение действий, связанных с осуществлением исполнительного производства, удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а в случаях, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — иным документом.

Закон об исполнительном производстве специально касается вопросов, связанных с полномочиями законных представителей сторон — родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.

Так, законные представители совершают от имени недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, все действия, право на совершение которых принадлежит указанным гражданам, с ограничениями, установленными федеральным законом. Разумеется, они должны представить документы, удостоверяющие их статус.

Все остальные представители сторон исполнительного производства вправе совершать от их имени все действия, связанные с исполнительным производством, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве.

В выданной представителю доверенности должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий: предъявление и отзыв исполнительного документа; передача полномочий другому лицу (передоверие); обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя; получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг); отказ от взыскания по исполнительному документу; заключение мирового соглашения.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Название Пиляева В. В. Исполнительное производство
страница 9/24
Тип Документы

filling-form.ru > Договоры > Документы

Правопреемство и соучастие в исполнительном производстве

Правопреемство — это переход прав и обязанностей во время исполнительного производства от одной стороны к другому лицу, ранее не участвовавшему в исполнительном производстве.

Основные особенности, касающиеся правопреемства:

— правопреемство представляет собой замену одной из сторон в случае ее выбытия в процессе исполнения исполнительного документа ее правопреемником;

— правопреемство возможно в течение всего исполнительного производства, т.е. правопреемство возможно с момента возбуждения исполнительного производства до его окончания (ст. 27 ФЗ "Об исполнительном производстве);

— для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил;

— основания правопреемства в исполнительном производстве те же, что и в материальном праве, — это смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга;

— правопреемство не допускается, если оно не представлено в материальном праве, например, исключается правопреемство в трудовом праве по делам о восстановлении на работе, поэтому не может быть правопреемства по таким делам и в исполнительном производстве;

— судебный пристав-исполнитель в случаях правопреемства в соответствии с основаниями, установленными законом, выносит постановление о замене стороны в исполнительном производстве и продолжает исполнительное производство, не приостанавливая его (за исключением случаев, перечисленных в п. 1 ст. 20 ФЗ "Об исполнительном производстве"), с участием правопреемника выбывшей стороны. Для правопреемника, допущенного в исполнительное производство, все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для выбывшей стороны.

Основные особенности, касающиеся соучастия в исполнительном производстве:

— соучастие в исполнительном производстве означает участие в одном производстве нескольких взыскателей или нескольких должников. Права и обязанности тех и других не исключают друг друга;

— соучастники независимы друг от друга и могут совершать по своему усмотрению любые предусмотренные законом действия;

Читайте также:Является ли договор аренды правоустанавливающим документом

— в исполнительном производстве соучастие может быть как активное, так и пассивное;

— соучастники наделены правом поручить участие в исполнительном производстве одному из них. В этом случае полномочия представителя должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом;

— полномочия одного из соучастников, который является представителем по поручению других соучастников, могут быть выражены в устном заявлении доверителя судебному приставу-исполнителю (ст. 29 ФЗ "Об исполнительном производстве".
┌───────────────────────────────────────┐

│Активное соучастие, т.е. одновременное│

│участие нескольких лиц на стороне│

│участие нескольких лиц на стороне как│

│взыскателя, так должника │

Представительство в исполнительном производстве

Представительство в исполнительном производстве — деятельность одного лица (представителя), осуществляемая на основании предоставленных ему полномочий от имени и в интересах другого лица (представляемого) в целях защиты его прав, а также для оказания представляемому помощи в реализации им своих прав при исполнении исполнительных документов судебным приставом-исполнителем.

Виды представительства в исполнительном производстве.

1. Законное (обязательное) представительство (основывается на прямом указании закона при наличии определенного фактического состава). Возникает в отношении недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, права и охраняемые законом интересы которых в исполнительном производстве защищают их законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители, которые представляют документы, удостоверяющие их полномочия (ст. 30, 33, 37, 43 ГК РФ). Законные представители совершают от имени представляемых все действия, право на совершение которых принадлежит представляемым с ограничениями, предусмотренными законом. Законодательство, которое регулирует сферу представительства, основанного на законе, достаточно обширно. Это могут быть и кодифицированные нормативные акты (ГПК РФ, ГК РФ, Семейный кодекс) и отдельные законы, например Закон "Об авторском праве и смежных правах". Законные представители могут поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному ими в качестве представителя.

2. Договорное (добровольное) представительство (возникает на основании соглашения сторон). С одной стороны, договорное представительство осуществляют, как правило, адвокаты, которые являются членами коллегии адвокатов. С другой стороны — договорное представительство может быть основано на основании трудового договора и в этом случае представителями могут быть юристы организации либо иные сотрудники. Договорное представительство основывается на договоре поручения (ст. 971-979 ГК РФ), на агентском договоре (ст. 1005-1011 ГК РФ), а также на трудовом договоре (контракте).

Юридический интерес судебного представителя (в форме процессуально-правового) — это обусловленная законом (законное представительство) или волеизъявлением представляемого субъекта (договорное представительство) потребность в защите чужого права (интереса) от имени и в интересах самого представляемого в процессе принудительного исполнения юрисдикционного акта. Эта потребность в защите подтверждается надлежаще оформленными полномочиями.

Лица, которые не могут быть представителями в исполнительном производстве (данное правило не распространяется на случаи, когда указанные лица участвуют в исполнительном производстве в качестве уполномоченных соответствующих судов, прокуратур или как законные представители):

— лица, не достигшие возраста 18 лет;

— лица, состоящие под опекой или попечительством (ст. 31 ГК РФ);

— судьи, следователи, прокуроры, работники службы судебных приставов и аппарата суда.

Основные особенности, касающиеся представительства в исполнительном производстве:

— отношение между представителем и представляемым регулируются нормами материального права;

— главное требование к представителям — это наличие надлежащим образом оформленных полномочий на ведение дела;

— в исполнительном производстве физические и юридические лица имеют право прибегать к представительству, т.е. законодательством предусмотрена диспозитивная норма, но с учетом императивной нормы;

— согласно диспозитивной норме данные лица могут: 1) лично участвовать в исполнительном производстве, не прибегая к помощи представителя; 2) участвовать в исполнительном производстве параллельно с представителем; 3) участвовать в исполнительном производстве только через представителя, не участвуя лично в совершении исполнительных действий;

— императивная же норма говорит, что если на должника возложены обязанности, которые он может исполнять только лично, то при их исполнении должник не имеет право действовать через представителя (ст. 33 ФЗ "Об исполнительном производстве");

— представителем в исполнительном производстве выступает только дееспособное физическое лицо (ст. 21 ГК РФ);

— не допускается участие в качестве представителя судей, следователей, прокуроров, работников службы судебных приставов и аппаратов судов, а также других лиц, способных в силу своего должностного положения оказать влияние на исполнение исполнительного документа. Исключение составляют случаи, когда указанные лица участвуют в исполнительном производстве в качестве уполномоченных соответствующих судов, прокуратур как законные представители или представители по специальным основаниям;

— юридические лица участвуют в исполнительном производстве через свои органы или должностных лиц либо через представителей (например, директора, юрисконсульта, адвоката). В учредительных документах юридического лица указывается орган юридического лица, уполномоченный защищать его права и интересы в суде и других органах;

— оформление документов, подтверждающих полномочия представителя в исполнительном производстве, зависит от того, от чьего имени выступает представитель, т.е. от физического или юридического лица;

— объем полномочий представителя зависит от двух фактических обстоятельств: 1) от объема полномочий доверителя; 2) от того, какими полномочиями доверитель наделил поверенного;

— представители сторон имеют процессуальную заинтересованность в исходе дела, которая определяется непосредственно законом (законное представительство), договором (договорное представительство) либо другим основанием, которое является юридическим;

— цели, стоящие перед представителями сторон, реализуются путем совершения действий, т.е. образуют объективную сторону действий, которые предусмотрены в ФЗ "Об исполнительном производстве" для содействия, оказания помощи представляемым лицам.

Права представителя в исполнительном производстве:

— представитель имеет право совершать за представляемого все действия, не связанные с личным участием последнего;

— в доверенности, выданной доверителем своему представителю, обязательно должны быть оговорены полномочия на: 1) предъявление и отзыв исполнительного документа; 2) передачу полномочий другому лицу (передоверие); 3) обжалование действий судебного пристава-исполнителя; 4) получение присужденного имущества (в том числе денежных средств).
┌────────────────────────────────────────┐

│Общие полномочия, т.е. юридические│

│действия, которые имеет право совершать│

│представитель, который выступает от│

│имени доверителя, независимо от того,│

┌───────────────────────────┐┌►│оговорены они в доверенности или нет │

│полномочия, которые представитель имеет│

│право совершать только при указании на│

│них в доверенности │

└────────────────────────────────────────┘
Доверенность (в соответствии со ст. 185 ГК РФ) представляет собой письменное уполномочие, которое одно лицо выдает другому для представительства перед третьими лицами. Доверенность — односторонняя сделка, следовательно, подчиняется требованиям, установленным для всех такого рода сделок (ст. 155 и 156 ГК РФ). Доверенность представляется судебному приставу-исполнителю самим представителем либо направляется представляемым непосредственно судебному приставу-исполнителю. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.
┌────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐

│Полномочия │подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в│

│представителя │соответствии с действующим законодательством.│

│юридического │Доверенность от имени юридического лица выдается│

│лица в│руководителем соответствующей организации за его│

│исполнительном │подписью и скрепляется печатью юридического лица │

│Полномочия │оформляются доверенностью, заверенной в нотариальном│

│представителя │или приравненном к нему порядке, в соответствии с│

│физического лица│положениями ГК РФ. Доверенности, выдаваемые│

│в исполнительном│гражданами, могут быть удостоверены: предприятиями,│

│производстве │учреждениями и организациями, где работает или учится│

│ │доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по│

│ │месту жительства доверителя; администрацией│

│ │стационарного лечебного учреждения, в котором│

│ │гражданин находится на излечении; соответствующей│

│ │воинской частью, если доверенность выдает│

│ │военнослужащий; администрацией соответствующего места│

│ │заключения, если доверитель находится в заключении│

│Полномочия │осуществляются на основании ордера, выдаваемого│

│адвоката в│юридической консультацией или специализированной│

│исполнительном │адвокатской конторой или фирмой. Соответственно ордер│

│производстве │подписывается руководителем и заверяется печатью│

│Полномочия │судебный пристав-исполнитель удостоверяет на основании│

│законных │соответствующих документов (паспорта, свидетельства об│

│представителей │установлении опеки, свидетельства об усыновлении и│

│Полномочия │подтверждаются специальными документами: уставами,│

│представителя по│положениями, распоряжениями, приказами и т.п. │

Источник: lawsexp.com

 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧𝐥𝐢𝐠𝐚🌈™