Профессиональный стандарт диспетчер автомобильного транспорта

Содержание

  1. Зачем нужен профессиональный стандарт диспетчера автомобильного транспорта?
  2. Структура профстандарта для диспетчера
  3. 1. Общие сведения
  4. 2. Функциональная карта
  5. 3. Характеристика каждой из обобщенных функций
  6. 4. Сведения о разработчиках
  7. Конкретные трудовые функции, осуществляемые диспетчером
  8. Ответственность работодателей за неприменение профстандарта для диспетчера автотранспорта
  9. Нормативная база
  10. Назначение профстандартов
  11. Сфера применения и обязательность использования для служащих на предприятии
  12. Трудовые обязанности
  13. Требования к соответствию сотрудников и условия труда
  14. Повышение квалификации и аттестация
  15. Ответственность за неприменение
  16. Увольнение из-за несоответствия стандарту
  17. Вопрос-ответ по теме
  18. Вопрос
  19. Ответ
  20. Популярные вопросы

«Профстандарт диспетчер автомобильного транспорта» — этот запрос в поисковых системах с июля 2016 года становится все популярнее. Из нашей статьи вы узнаете, с чем это связано, что собой представляет профстандарт для диспетчера и чего можно ждать от его внедрения.

Зачем нужен профессиональный стандарт диспетчера автомобильного транспорта?

Само по себе внедрение профстандартов началось уже давно, однако с июля 2016 года они из рекомендательных документов превратились в нормативные. То есть теперь они напрямую устанавливают требования, предъявляемые к работникам в определенных сферах и на определенных должностях.

К числу документов, которые по состоянию на август 2016 года еще не были приняты, относится и профстандарт диспетчера автотранспорта. Хотя его проект был разработан еще в 2014 году, он до сих пор не утвержден приказом Минтруда РФ. Тем не менее, нет причин сомневаться в том, что этот стандарт будет принят в ближайшее время.

Причин, по которым вводятся профстандарты (в том числе и для диспетчеров автотранспорта), немало. Основными из них являются:

  • установление официальных требований к уровню квалификации работников и, как следствие, повышение качества выполняемой работы;
  • формирование новых принципов кадровой политики;
  • обучение новых работников с учетом требований, касающихся их будущей квалификации.

Структура профстандарта для диспетчера

Хотя на август 2016 года профессиональный стандарт для диспетчера еще не принят, уже сейчас можно четко определить, какова будет его структура. Дело в том, что все профстандарты — как уже существующие, так и только планируемые к созданию — разрабатываются по единому шаблону, утвержденному Минтрудом РФ. В соответствии с ним разработан и проект диспетчерского стандарта.

Таким образом, будущий профстандарт диспетчера автотранспорта будет включать следующие разделы:

1. Общие сведения

В этом разделе указываются:

  • официальное название вида деятельности, для которой вводится профстандарт (в данном случае — «организация и контроль диспетчерского управления автотранспортом»);
  • цель, ради достижения которой осуществляется вид профессиональной деятельности (обеспечение оптимального и безопасного диспетчерского управления);
  • классификация по виду занятий с помощью кодировки ОКЗ (4132 и 4133) и видам экономической деятельности по ОКВЭД (49.39.1 и 49.31.9).

Также в этом разделе указываются регистрационные данные документа: номер, под которым он зарегистрирован, код и т. д.

2. Функциональная карта

Второй раздел представляет собой описание обобщенных функций, выполняемых работником в процессе трудовой деятельности. При этом каждая из обобщенных функций должна раскладываться на ряд более конкретных, касающихся отдельных направлений деятельности диспетчера.

Предполагается, что в профессиональный стандарт диспетчера автотранспорта войдут следующие обобщенные функции:

  • подготовка и сопровождение грузовых и пассажирских перевозок, осуществляемых с помощью автомобильного транспорта;
  • реализация схем логистики, технологий перевозки и маршрутизации;
  • координация и контроль используемых схем, касающихся видов транспорта и технологий перевозки.

Для каждой из них в функциональной карте указываются как более конкретные функции, так и уровень требуемой квалификации по используемой в профстандартах шкале (в данном случае — 3–5).

3. Характеристика каждой из обобщенных функций

Этот раздел занимает основную часть профессионального стандарта. Он делится на ряд подразделов — по числу указанных выше обобщенных функций, для каждой из которых указывается:

  • код;
  • уровень квалификации;
  • возможные наименования должностей для работников, выполняющих функции (в дальнейшем эти наименования могут быть использованы в штатном расписании и должностных инструкциях, утверждаемых на предприятиях, где трудятся диспетчеры).

Далее каждая из обобщенных функций раскладывается на ряд более конкретных с указанием осуществляемых трудовых действий, необходимых знаний и умений, а также, если потребуется, других дополнительных характеристик.

4. Сведения о разработчиках

Каждый профстандарт готовится несколькими организациями — либо учебными, осуществляющими профессиональную подготовку в данной области, либо производственными, где накоплен значительный опыт работы в нужной области. Не является исключением и профстандарт для диспетчера. Однако до окончания его подготовки возможны изменения и привлечение новых разработчиков, поэтому до утверждения перечислять их не имеет смысла.

Конкретные трудовые функции, осуществляемые диспетчером

Для того чтобы понять, чего ждать работодателям от введения профстандарта диспетчера автотранспорта, нужно посмотреть перечень конкретных функций, которые, как предполагается, должны будут осуществлять такие диспетчеры. Проект описываемого в статье профстандарта предусматривает следующие из них:

  1. Контроль за тем, насколько готовы водители и транспорт к выезду на линию.
  2. Формирование комплекта документов, требуемых для того, чтобы осуществлялось движение автотранспорта (путевых листов, журналов учета и т. д.).
  3. Контроль за соблюдением графика движения, необходимых интервалов и общего расписания.
  4. Оперативный учет хода перевалки и погрузочно-разгрузочных работ.
  5. Оперативное сопровождение перевозок пассажиров, их багажа и грузов.
  6. Ликвидация простоев и сбоев в движении транспорта на линии.
  7. Сопровождение движения спецтранспорта (для особых грузов).
  8. Внедрение рациональных схем перевозок.
  9. Контроль за тем, насколько качественно организована перевозка.

Каждая из этих функций предусматривает совершение работником ряда конкретных действий. К примеру, функция по контролю за соблюдением графика движения подразумевает, что диспетчер при этом будет:

  • формировать график движения с учетом обстановки на линии и колеблющегося объема перевозок;
  • разрабатывать маршруты и составлять план перевозок по сменам и суткам с учетом действующей на предприятии очередности;
  • обеспечивать соблюдение графиков выпуска на линию и возврата транспорта;
  • готовить разнарядки для автомашин по объектам с учетом плана и графика выпуска;
  • контролировать погрузочно-разгрузочные и складские операции;
  • контролировать своевременный выпуск транспорта на маршрут;
  • следить за соблюдением водителями графика и прохождения контрольных точек на маршруте;
  • отслеживать время прибытия транспорта;
  • формировать отчеты о времени, количестве транспорта, причинах нарушения графика, сходов с маршрута и принятых мерах.

Для каждой из функций устанавливается перечень необходимых знаний и умений. К примеру, для указанной выше функции необходимо знать правила эксплуатации автотранспорта, нормы, касающиеся применения навигационных систем, и т. п.

Ответственность работодателей за неприменение профстандарта для диспетчера автотранспорта

Поскольку профессиональные стандарты теперь являются нормативными актами, за их несоблюдение предусмотрена ответственность. В частности, если на предприятии должны применяться профстандарты для диспетчеров, а руководство по каким-то причинам этого не сделало, будут применены меры, предусмотренные КоАП РФ. Они же при первом нарушении подразумевают штраф:

  • от 1 до 5 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • от 30 до 50 тысяч рублей — для организаций.

При повторном нарушении штраф возрастает уже до 20 и 70 тысяч соответственно. При этом закон предусматривает также возможность дисквалификации, то есть запрещения заниматься определенной деятельностью, на срок до 3 лет.

Диспетчер автомобильного транспорта – специалист, от квалификации которого во многом зависит бесперебойная работа целого коллектива, оптимальное распределение ресурсов и полноценная загрузка рабочего времени. Попытка изложить профессиональные требования к кандидатам на данную должность предпринимается в должностной инструкции, ЕТКС и в профессиональном стандарте, который по состоянию на 2018 год находится на стадии проектирования.

Читайте также:Срочный трудовой договор на строительные работы образец

Нормативная база

Поскольку документ находится на стадии разработки, конкретных норм, регулирующих его применение, в законодательстве не содержится. Согласно п. 16 общих правил разработки, утверждения и практического использования проф. стандартов, силами правительственного Постановления от 22.01.2013 г. №23 произойдет подтверждение данной нормы.

Наряду с частной документацией существует несколько обобщенных нормативов, которым подчиняются эти специалисты. Они оговариваются в ст. 195.1 ТК РФ, а в качестве вспомогательной нормы выступает ст. 195.2 и 195.3 Трудового кодекса РФ. Макет, по которому происходит дальнейшее создание документа – форма, утвержденная на основании Приказа Минтруда и Соцзащиты №147н.

Частично можно использовать профстандарт для логиста автомобилестроения (Приказ Минтруда №721н от 14.10.2014г.)

Назначение профстандартов

Сама по себе процедура внедрения профессиональных стандартов началась в 2016 г., но не для всех сфер деятельности этот документ был разработан. В настоящее время базовые требования, предъявляемые к сотрудникам, устанавливаются именно этой законодательной нормой, функционирующей наряду с должностной инструкцией и ЕТКС.

К списку документов, которые на 2016 г. приняты не были, имеет непосредственное отношение профессиональный стандарт диспетчера, занятого в сфере автомобильного транспорта. Хотя разработка этого проекта стартовала с 2014-го года, официального подтверждения от Минтруда РФ не поступило.

Есть несколько базовых причин, на основании которых в практическую деятельность предприятия вводится профессиональный стандарт для диспетчера автотранспорта:

  • формирование официальных требований к квалификационному уровню сотрудников;
  • обеспечение повышения качественных показателей исполняемых функций;
  • создание новых принципов, на которых будет базироваться кадровая политика;
  • организация для вновь поступивших сотрудников профессионального обучения с учетом квалификационных требований и условий;
  • упрощение классификации работников по тарифным разрядам;
  • внедрение в фирме качественно новых систем оплаты трудовой деятельности.

Таким образом, грамотно оформленный профстандарт позволяет упорядочить набор функций специалиста.

Сфера применения и обязательность использования для служащих на предприятии

Обязательность использования документа подкреплена нормами ст. 57 Трудового кодекса РФ. Однако поскольку для представителя данной специальности документ не разработан, руководствоваться необходимой общей инструкцией-структурой. Она включает в себя несколько разделов:

Обобщенные данные и материалы. В рамках этого пункта следует указание наименования вида деятельности, для которой вводится документ, цели, для достижения которой он создается, классификации по типу деятельности посредством специальной кодировки – 4132, 4133 по ОКЗ и 49.39.1, 49.31.9 по ОКВЭД. Немаловажную роль играет указание в этом разделе регистрационных сведений о документе.

Функциональные задачи. Это – второй раздел документа, содержащий обобщение опций, осуществляемых сотрудников в ходе трудового процесса. Каждая из них должна состоять из нескольких конкретных задач для определенных направлений деятельности специалиста. Предполагается заблаговременно, что стандарт будет включать в себя следующие опции:

  • обеспечение подготовки и всестороннего сопровождения перевозок грузов и пассажиров;
  • реализация логистических схем и принципов;
  • следование базовым технологиям маршрутизации и деятельности по перевозке;
  • всестороннее контролирование применяемых схем, имеющих непосредственное отношение к типам транспортных средств и технологий перевозки. Для каждой из функций отмечаются более конкретные задачи и уровни квалификации, которым нужно соответствовать (3-5 в соответствии со шкалой указанного документа).

Описательная часть по обобщенным функциям. На положения данного раздела приходится внушительная часть изучаемого документа. Он подразделяется на несколько пунктов в соответствии с числом приведенных ранее функций. Каждый из подразделов содержит информацию о кодовом значении, квалификационном уровне, вероятных названиях должностей сотрудников. После этого каждая опция раскладывается на ряд конкретных задач, указываются четкие осуществляемые действия, а также требуемые навыки и знания, набор вспомогательных характеристик.

Материалы о разработчиках. Подготовкой каждого из профессиональных стандартов занимается несколько организаций. Это могут быть учебные конторы, занимающиеся проф. подготовкой в конкретной сфере, производственные предприятия.

Именно этой схемой и следует руководствоваться, описывая будущий стандарт для специалиста рассматриваемой сферы.

Трудовые обязанности

Чтобы иметь представление о преимуществах и нюансах использования профессионального стандарта для диспетчера автотранспорта, следует провести детальное ознакомление с перечнем конкретных функций специалиста, которые будут возложены на диспетчеров. В проекте предусмотрен комплекс следующих задач:

  • контроль степени готовности водителей к отправке на линию;
  • оформление и сбор пакета документации, которая нужна для осуществления движения автомобильного транспорта (к ней относятся листы путевые, учетные журналы, накладные и т. д.);
  • контроль следования общему графику движения, расписанию и интервалам;
  • ведение оперативных мероприятий по учету хода перевалки и погрузочно-разгрузочных работ;
  • осуществление оперативного сопровождения пассажирских и грузовых перевозок;
  • предотвращение всевозможных простоев и сбоев, которые могут возникнуть на линии;
  • сопровождение специального транспорта, предназначенного для перевозки грузов особых категорий;
  • совершенствование существующих схем перевозок;
  • контроль качества работы всех звеньев транспортной цепи.

В рамках каждой опции предусмотрено совершение этим специалистом определенного перечня трудовых действий.

Требования к соответствию сотрудников и условия труда

Каждая из трудовых функций подразумевает установление целого перечня требований:

  • наличие специального образования (высшего или среднего, в зависимости от уровня профессиональной подготовки и должности, на которую кандидат претендует);
  • присутствие рабочего опыта (от 1 года);
  • обладание определенным набором знаний по части правил и норм эксплуатирования транспортных средств, использования навигационных программных продуктов и т. д.;
  • прохождение специальных курсов аттестации и квалификации.

Среди личностных качеств, которыми должен обладать диспетчер автотранспорта, следует выделить пунктуальность, устойчивость к стрессовым факторам, целеустремленность, умение работать в команде.

Повышение квалификации и аттестация

Чтобы совершенствовать качество работы транспортной организации, необходимо прохождение специалистом регулярного обучения в целях повышения квалификации. По итогу проводится аттестация, т. е. сдается полноценный экзамен, позволяющий определить степень соответствия занимаемой должности.

Ответственность за неприменение

Из рекомендательных документов профессиональные стандарты превратились в нормативные акты, так что за их несоблюдение предусматривается ответственность.

Если для предприятия установлены определенные документальные положения, а руководство намеренно игнорирует необходимость их использования, относительно данной компании будут применены меры в соответствии с КоАП РФ (ст. 5.27).

Они подразумевают штрафную санкцию от 1 до 5 т. р. для должностных лиц и от 30 до 50 т. р. для организаций. В случае повтора нарушения произойдет возрастание штрафной санкции соответственно до 20 и 70 т. р.

Увольнение из-за несоответствия стандарту

В качестве одной из радикальных мер в случае несоответствия сотрудника профессиональному стандарту выступает увольнение. Но оно происходит далеко не всегда. Сначала работодатель должен предложить специалисту, не прошедшему аттестацию, другую должность, которой он соответствует, или же отправить его на обучение. Если он отказался, допустима крайняя мера в виде увольнения. Запрещено подвергать этой процедуре беременных женщин, лиц, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети или инвалиды.

Определиться с тем, нужен ли автопредприятию диспетчер и какие функции он должен исполнять, поможет следующий сюжет.

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Подскажите пожалуйста на какой срок выдается удостоверение о профессиональной компетентности в области перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ. Мы принимаем на работу диспетчера.

Ответ

Диспетчеру не требуется каких-то удостоверений. У него должна быть необходимая квалификация, подтвержденная документами об образовании соответствующего уровня. Такие документы выдаются бессрочно.

Читайте также:Работник отказывается подписывать график работы что делать

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

За что ГИТ будет штрафовать кадровиков.

Согласно приказу Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 к диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен знать:

  • основы транспортного и трудового законодательства;
  • нормативные акты по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;
  • порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;
  • схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • требования завода — изготовителя транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер, по технической эксплуатации автомобилей;
  • графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • основы экономики, организации труда и производства;
  • расстояния перевозок и характер дорожных условий на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • расписания движения и остановочные пункты на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки;
  • правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен уметь:

  • организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;
  • принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);
  • инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;
  • обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации;
  • принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств;
  • заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления;
  • рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;
  • выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;
  • составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
  • координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;
  • принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
  • проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий;
  • обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении;
  • осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины;
  • организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.

К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта" (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199).
  • наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В отличие от применяемых сегодня ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции, отвечающей реалиям современного бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты идут на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент утратили свою актуальность и уже не могут в полной мере отвечать современным требованиям бизнеса и реальным условиям рынка труда.

Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции. В зависимости от наличия соответствующих знаний и умений, а значит, и возможности выполнять ту или иную функцию определяется и уровень квалификации работника.

В результате работодатели смогут широко применять профессиональные стандарты в следующих целях:

  • формирования кадровой политики и управления персоналом, в том числе определения трудовой функции работника для ее фиксирования в трудовом договоре или должностной инструкции;
  • организации обучения и аттестации работников в качестве ориентира и проверки наличия у работников знаний и навыков работы, необходимых современному специалисту;
  • тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Помимо прочего, профстандарты будут применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б», «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.

При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:

  • повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
  • снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
  • легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
  • эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.

Работникам же внедрение профстандартов позволит:

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
  • более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
  • планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
  • получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.

Читайте также:Трудовой кодекс увольнение по собственному без отработки

Внимание: 2 мая 2015 года был опубликован Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, согласно закону, с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профстандарты, только если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, применять профстандарты будут в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

Кроме того, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции будут осуществлять на основе соответствующих профессиональных стандартов при их наличии.

Популярные вопросы

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установит Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Как происходит разработка профессиональных стандартов

Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которая будет реализована постепенно. В планах на ближайшие три года утверждение порядка 800 стандартов по самым разным направлениям. В настоящее время большинство стандартов находятся в стадии разработки. В то же время в числе первых утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в таблице.

Разработка стандартов происходит в соответствии с утвержденными планами. Среди них:

  • план разработки профессиональных стандартов на 2014–2016 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р;
  • план-график подготовки профессиональных стандартов в 2013–2014 годах, утвержденный приказом Минтруда России от 30 ноября 2012 г. № 565.

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу prof.standart@niitss.ru (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

На это указывает пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения приведены на сайте Минтруда России.

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200.

Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов

До введения профессиональных стандартов и признания ныне действующих квалификационных справочников утратившими силу обязанность менять должностные инструкции не возникает.

В настоящее время профессиональные стандарты только разрабатывают. Перечень утвержденных стандартов приведен в таблице. Их массовое применение и использование начнется не ранее 2015 года, а возможно, даже позже.

После того как основные профстандарты разработают и утвердят, будет сформирован новый классификатор профессий, разделенный для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Планируется, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен, и вот тогда уже, вероятно, потребуются отдельные изменения в должностных инструкциях работников.

Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.

эксперт по трудовому законодательству, директор и главный редактор Системы Кадры

Источник: lawsexp.com

 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧𝐥𝐢𝐠𝐚🌈™