Рабочее время медицинского психолога в учреждении здравоохранения

Штатные должности медицинских психологов и нормативы обслуживания для оказания медико-психологической помощи в учреждениях здравоохранения

к приказу Министерства

от 2 июля 1992 года N 321

медицинских психологов и нормативы обслуживания

для оказания медико-психологической помощи

в учреждениях здравоохранения

I. Нормативы затрат

времени психолога на основные работы

— полное первичное обследование больного с помощью комплекса психодиагностических тестовых и нетестовых методик, включая подготовку к исследованию, оформление результатов и запись в историю болезни, требует в среднем 3-5 часов; при этом длительность непрерывного медико-психологического исследования не должна превышать 1,5-2 часов, а при повышенной утомляемости больных — не более часа, поэтому первичное обследование может проводиться в течение 2-3 дней, в особенности, если оно связано со сложными в диагностическом и экспертном плане случаями;

— повторные и дополнительные обследования больных занимают в среднем 1,5-2 часа;

— в течение рабочей недели, занимаясь только экспериментально-диагностической и экспертной работой, психолог может провести 5-7 первичных или 15 повторных обследований больных;

— при проведении психокоррекционной работы в виде групповых занятий нагрузка на рабочий день включает занятия с 2-мя психотерапевтическими группами по 8-10 человек в каждой; ведение таких групп может быть еженедельным или 2 раза в неделю. Продолжительность работы с одной группой с учетом подготовки и записи о ней в документации в среднем 2,5-3 часа;

— при определении нагрузки психолога необходимо учитывать, что одним из важнейших разделов его деятельности является социотерапевтическая работа. Нагрузка в этих случаях определяется в часах реально используемого рабочего дня.

Исходя из приведенных нормативов и доли больных, нуждающихся в медикопсихологической помощи, из общего числа больных, в психиатрических и психоневрологических учреждениях устанавливаются должности психологов из расчета 1 должность на:

— 60 коек — в общепсихиатрических отделениях;

— 30 коек — в судебно-психиатрических, экспертных, детских,

подростковых, реабилитационных, пограничных,

— 5,0 должностей — в психоневрологических диспансерах и диспансерных

— 150 работающих — в лечебно-производственных (трудовых)

В дневных станционарах должности психологов устанавливаются соответственно должностям, предусмотренным для стационаров соответствующего профиля.

Кроме того, для оказания социально-психологической помощи целесообразно устанавливать должности медицинских сестер социальной помощи соответственно должностям психологов.

В медико-психологическом кабинете ввести должности лаборантов из расчета 0,25 должности на 1,0 должность психолога.

Для медицинских психологов, работающих в психиатрических, психоневрологических и наркологических учреждениях, предусматриваются льготы, согласно специально утвержденному перечню.

II. Нормативы затрат

времени психолога на основные виды работ

в наркологическом учреждении

— при проведении психокоррекционной работы в виде групповых занятий нагрузка психолога может варьировать в зависимости от количества групп, которые он ведет одновременно (например 20 занятий с одной группой больных в количестве 8-10 человек, по 10 занятий с двумя группами, или по 7 занятий с тремя группами больных).

При этом занятия групп могут быть ежедневными, через день или два раза в неделю. Продолжительность работы с одной группой с учетом подготовки и записи о ней в документации составляет в среднем 2,5-3 часа;

— на полное первичное обследование больного с помощью комплекса психодиагностических методик, включая подготовку к исследованию, оформление результатов и запись в историю болезни 3-4 часа на повторное исследование больного — 1,5-2 часа;

— при проведении дополнительных психологических исследований "экспрессдиагностики" с больными, участвующими в занятиях психотерапевтических групп — в среднем 1 час;

— при проведении семейной психотерапии, психопрофилактической и реабилитационной работы, занятий с медперсоналом, участии в клинических разборах больных, конференциях, занятиях повышающих профессиональный уровень психолога, нагрузка определяется в часах реально используемого времени.

Исходя из указанных нормативов в наркоучреждениях устанавливать должности психологов и медицинских сестер социальной помощи из расчета по 1,0 соответствующей должности на:

— 60 коек — в наркологических отделениях;

— 5,0 должностей — в наркологических диспансерах (диспансерных

III. Нормативы затрат

времени психолога на основные виды работ

в неврологии и нейрохирургии

— полное первичное нейропсихологическое обследование больного, включая оформление результататов и запись в историю болезни, требует в среднем 2,5-3 часа, с учетом быстрой утомляемости больного оно проводится, как правило, в течение 2-3 дней. На первичное исследование психических функций, состояний и личности больного требуется в среднем 3-5 часов; оно также проводится в течение 2-3 дней. Повторное обследование больных требует в среднем 1,5-2 часа;

— психолог, занимаясь в течение рабочей недели только экспериментально-диагностической и экспертной работой, в зависимости от задачи исследования, может провести 5-7 первичных или 15-30 повторных обследований с написанием заключения;

Читайте также:Производственная характеристика на тракториста машиниста

— при проведении психокоррекционной работы с больными, их семьями, с лечебным персоналом отделения, при участии в социотерапии нагрузки психолога учитываются на основании реально используемого рабочего времени.

Нормативы затрат времени психолога на основные виды работ в учреждении здравоохранения соматического профиля:

— полное первичное психодиагностическое обследование больного, оформление результатов и написание заключения в историю болезни требует в среднем 2,5-3 часа, оно может проводиться в течении 2-3 дней. Повторное обследование занимает 1,5-2 часа;

— при проведении групповой психокоррекции нагрузка на рабочий день занятия с 2-мя группами по 8-10 часов в каждой. Такие занятия продолжительностью 2,5-3 часа проводятся 1-2 раза в неделю;

— нагрузка при проведении семейной психотерапии, социотерапии и др. измеряется в часах реально затраченного времени;

— участие психолога в консультативной, психотерапевтической и психокоррекционной работе должна быть отражена записью в истории болезни, амбулаторных картах или в специальных дневниках, материалы которых используются врачом для анализа динамики отношений, установок, состояния и поведения больных в процессе лечения и как форма отчетности.

Исходя из указанных нормативов, в отделениях, центрах восстановительного лечения и реабилитации, специализированных санаториях для долечивания больных неврологического и нейрохирургического профиля устанавливать должности психологов и медицинских сестер социальной помощи из расчета по 1,0 соответствующей должности на:

— 60 коек — в неврологических и нейрохирургических отделениях;

— 200 коек — в специализированных санаториях для долечивания

больных, перенесших острые нарушения мозгового

кровообращения и операции на головном мозге;

— 5,0 должности — в центрах восстановительного лечения и

врачей, занятых реабилитации больных неврологического и

на амбулаторном нейрохирургического профиля.

IV. Нормативы затрат

времени психолога на основные виды работы

в других специализированных и многопрофильных соматических

лечебно-профилактических учреждениях и подразделениях

и т. п.), а также в многопрофильных

стационарах и поликлиниках

Устанавливать, исходя из расчета по 1,0 соответствующей должности на:

— 200 коек — в стационарных отделениях;

— 10,0 должностей — в поликлиниках, диспансерах (диспансерах

врачей, занятых отделениях).

При введении всех вышеуказанных должностей не должны учитываться должности психологов, работающих в составе персонала психотерапевтических кабинетов.

Объем работы врача-психотерапевта

В связи с развитием психотерапии, увеличением численности врачей-психотерапевтов и психотерапевтических кабинетов, появлением новых форм в организации психотерапевтического обслуживания (психотерапевтических отделений и центров), а также в связи со значительными структурными изменениями всей системы здравоохранения создались предпосылки для дальнейшего совершенствования психотерапевтической службы.

В настоящее время Минздравом РФ отменены обязательные нормативы обслуживания врачами-психотерапевтами, что обусловлено значительным повышением роли органов управления здравоохранением и субъектов РФ, а также значительными различиями в организации психотерапевтической помощи в регионах. Вопросы, касающиеся нормативов обслуживания и организации психотерапевтической службы, решаются региональными медицинскими администрациями с активным привлечением опытных специалистов, организаторов здравоохранения, представителей научно-исследовательских институтов и центров. Такие условия позволили ряду регионов РФ в организации психотерапевтической помощи перейти от нормативного планирования к технологическому — опирающемуся на федеральный и региональный стандарты медицинского обслуживания населения. При таких подходах «единицей измерения» психотерапевтической помощи становится не нормативное время приема и количество принятых пациентов за единицу времени, а условный законченный случай психотерапевтического лечения одного пациента. Условные законченные случаи классифицируются по сложности, что определяет среднее время трудозатрат на одного пациента и позволяет производить расчеты стоимости лечения. Технологический подход впервые в РФ позволяет обосновать назначение краткосрочных и долгосрочных видов психотерапии, индивидуальной и групповой ее форм, семейной и супружеской психотерапии.

Анализ работы ведущих психотерапевтических центров РФ и оценка эффективности проводимой психотерапии позволяют рекомендовать некоторые элементы организации психотерапевтической помощи. К их числу можно отнести среднюю продолжительность занятия индивидуальной психотерапией,которая, по мнению ведущих психотерапевтов, должна составлять 50 минут (после чего рекомендуется 10-минутный перерыв), групповой и семейной психотерапией — 1,5 часа, с 15-минутным перерывом (могут проводиться сдвоенные групповые занятия).

Основное время врач-психотерапевт отводит для индивидуального приема пациентов. Десятиминутные перерывы необходимы для кратковременного отдыха и переключения на прием другого пациента. В рабочем графике выделяется время для первичного приема (впервые обратившихся пациентов) и время для повторного приема (пациентов, уже проходящих психотерапию). Распределение времени, выделенного на индивидуальную работу с пациентами, может быть следующим: одна треть времени отводится на прием первичных пациентов, а две трети — повторных.

В графике работы выделяется время для групповой психотерапии. Групповая психотерапия может проводиться через день. Более интенсивной она становится при наличии клинического (медицинского) психолога, который помимо психологического обследования проводит тренинговые группы и групповую психотерапию.

Читайте также:Форма 38001 образец заполнения возражения против исключения

При планировании работы в течение недели врач-психотерапевт вносит в свой график и другие мероприятия: выделяет специальное время для психопрофилактических мероприятий вне психотерапевтического кабинета (лекции, встречи с населением, работа со средствами массовой информации), клинико-терапевтических конференций, встреч с бывшими пациентами психотерапевтического кабинета с участием медицинского психолога, социального работника (специалиста по социальной работе). Отдельно планируется время для работы с консультантами и супервизором.Выделяется время для психопрофилактических мероприятий и профессионального совершенствования в коллективе самого лечебно-профилактического учреждения (лекции, семинары, тренинговые и балинтовские группы).

При общей продолжительности рабочего дня 5 часов 40 минут на одну ставку врач-психотерапевт принимает ежедневно 1-2 первичных пациентов и 2-3 повторных, проводит 3 групповых занятия в неделю, 1 час в неделю посвящает психопрофилактическим мероприятиям вне психотерапевтического кабинета, 1 час в неделю отводится на работу с консультантами, супервизором, 1 час — участию в клинических конференциях, семинарах и работе с коллективом лечебно-профилактического учреждения (см. также Роль врача-психотерапевта в оказании медицинской помощи).

Штатные нормативы в настоящее время определены приказом Минздрава РФ № 294 от 30 октября 1995 г. «О психиатрической и психотерапевтической помощи» и составляют: 1 должность врача-психотерапевта, 1 — медицинского психолога, 1 — медицинской сестры и 1 — социального работника из расчета на 25 тысяч населения обслуживания территориальной поликлиникой и поликлиническим отделением центральной районной больницы (численность санитарок устанавливается по нормам на соответствующий вид работы). Такое же штатное расписание имеют поликлиническое отделение областной (окружной и республиканской) больницы, психоневрологический диспансер (диспансерное отделение), а также специализированные центры кардиологического, гастроэнтерологического пульмонологического, онкологического, неврологического профиля, инфекционные больницы с отделением ВИЧ-инфекции и стационары, располагающие не менее чем 200 койками. На должность врача кабинета назначается врач-психотерапевт, имеющий специальную подготовку и 3-летний стаж работы по психиатрии, а также по психотерапии в соответствии с 700-часовым образовательным стандартом. В психотерапевтическом кабинете проводится лечение лиц, страдающих неврозами, другими пограничными нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, больных с психическими заболеваниями в стадии ремиссии вне обострения. За врачом-психотерапевтом сохраняются права врача-психиатра на установление диагноза психического заболевания, принятие решения об оказании психиатрической помощи (в соответствии с частью 2 статьи 20 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Автор вопроса Иванова Мария Ви.
Вопрос:
Я работаю психологом в отделении психолого-педагогической помощи в Центре помощи детям оставшимся без попечения родителей . Скажите, сколько часов в неделю я должна работать и какова продолжительность ежегодного отпуска . И имею ли я право на методические часы для самообразования ? На какие нормативно правовые документы регламентирующие деятельность психолога в сфере Социальной защиты я могу опираться ?
Ответ:

Ответ опубликовал: Катерина Подвербная | 05/02/2014

Уважаемая Мария Викторовна!

Ваше обращение от 11.01.2014, размещенное на портале министерства социальной политики Красноярского края, о продолжительности рабочего времени психолога рассмотрено.

В соответствии со статьей 91 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать
40 часов в неделю.

В соответствии со ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Статьями 333, 334 ТК РФ только для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю и предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска.

Должность психолога в соответствии с приказом Минздрасоцразвития Российской Федерации от 29.05.2008 № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» относится к перечню общеотраслевых должностей служащих третьего уровня, продолжительность рабочего времени которых составляет 40 часов в неделю.

В большинстве муниципальных районов и городских округов Красноярского края указанной категории работников в соответствии со ст. 115 ТК РФ предоставляется ежегодно основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и 8 календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 19.02.1993 № 4520-1
«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Должность педагога-психолога в соответствии с приказом Минздрасоцразвития Российской Федерации от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» относится к перечню должностей педагогических работников.

Позиция 9 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» указывает на распространение норм трудового законодательства, закрепляющих за педагогическими работниками право на 36-часовую рабочую неделю и ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск в размере 56 календарных дней, на педагогов-психологов учреждений социального обслуживания. Кроме того, педагогам – психологам продолжительность рабочего времени установлена в количестве 36 часов в неделю пунктом 1 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической нагрузки за ставку заработной платы) педагогических работников».

Читайте также:Характеристика на ребенка от соседей образец положительная

Предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска работникам, замещающим должности психологов, данным нормативным правовым актом не предусмотрено.

Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 1.10.2002 № 724 нельзя рассматривать в отрыве от Федерального закона от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

«Организации, осуществляющие образовательную деятельность» — это новое понятие, введенное Законом об образовании. К этой категории относятся не только образовательные организации (некоммерческие, осуществляющие лицензированную образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана), но и организации, осуществляющие обучение, то есть юридические лица, лицензированная образовательная деятельность которых не является основной. Таким образом, указанный Закон расширяет круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закрепляет правовые возможности доступа необразовательных организаций к образовательной деятельности (ст. 2 Закона об образовании).

Согласно Закону об образовании к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица. Эти организации могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду основных и дополнительных образовательных программ (ст. 31 Закона об образовании).

В соответствии со ст. 91 Закона об образовании право на ведение образовательной деятельности возникает с момента выдачи образовательному учреждению лицензии (разрешения).

Из анализа приведенных норм права следует, что право на сокращенную продолжительность рабочего времени и предоставление ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска имеют лица, занимающиеся педагогической деятельностью либо в образовательных учреждениях, либо в учреждениях, предприятиях социального обслуживания, которые ведут образовательную деятельность.

Как правило, учреждения социального обслуживания, в том числе центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ни лицензии на осуществление образовательной деятельности, ни образовательной программы, утвержденной самим учреждением, в которой были бы представлены методики обучения и воспитания, учебные пособия, учебники и материалы, не имеют, образовательный процесс, не осуществляют, что подтверждается уставами учреждений.

Таким образом, положения Постановления Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 на работников учреждений социального обслуживания, в том числе психологов, фактически не занимающихся образовательным процессом,
не распространяются.

Согласно инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 24.12.2001 № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога — психолога образовательного учреждения» нагрузка педагога — психолога в образовательных учреждениях (36 часов в неделю) распределяется следующим образом:

— 18 часов в неделю на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого — медико — педагогическом консилиуме образовательного учреждения;

— 18 часов в неделю на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно — консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно — методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).

На должность психолога учреждения социального обслуживания указанное распределение нагрузки не распространяется.

Дополнительно информируем о том, что приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 № 682н утвержден профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере».

Учитывая, что в Красноярском крае нет центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, более подробную информацию Вы можете получить в органе государственной власти Вашего субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания.

Ибрагимова Наталья Георгиевна 8 (391) 227 84 24

Источник: lawsexp.com

 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧𝐥𝐢𝐠𝐚🌈™