Содержание
- Нормативно-правовая база
- Ответственность застройщика
- Узаконивание земляных работ
- Закрытие ордера
- Помощь юриста
- Земляные работы в начале строительства: порядок и правила проведения
- Описание статьи 51 «Разрешение на строительство»
- Что представляет собой разрешение
- Где и в каком порядке можно получить разрешающий проведение градостроительных работ документ
- Период действия выданного документа и право его передачи другому лицу
- О чем говорят комментарии к ст. 51 ГрК РФ
- На каких условиях проводится рассмотрение заявления от собственника участка
- Комментарии по отдельным пунктам ст.51
- Судебная практика по статье 51 с примерами
- Взаимосвязь статьи 51 Градостроительного кодекса РФ с другими правовыми нормами
- Важные моменты
Статья 17 . Порядок выдачи разрешения (ордера) на производство земляных работ
Производство земляных работ (разработка фунта глубиной свыше 30 см от поверхности земли) любых видов и назначений может осуществляться только при наличии разрешения (ордера), выданного уполномоченным органом Администрации муниципального образования город Плавск Плавского района и оформленного в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Разрешение на производство земляных работ (ордер) выдается уполномоченным органом Администрации муниципального образования город Плавск Плавского района на основании заявления лица, заинтересованного в производстве земляных работ. Разрешение на производство земляных работ (ордер) выдается без оплат.
Заявление подаётся в произвольной форме на имя главы Администрации муниципального образования город Плавск Плавского района.
При выполнении земляных работ в целях строительства (реконструкции, капитального ремонта), полную ответственность за выполнением требований законодательства, организацию выполнения земляных работ, сроками проведения земляных работ, сроками и качеством восстановления благоустройства несёт лицо, получившее разрешение на строительство.
Заказчик вправе установить лицом, ответственным за производство земляных работ, с правом получения разрешения на земляные работы, согласования ордера с владельцами инженерных коммуникаций, обладателями земельных участков и объектов благоустройства, инженерно-технического работника подрядной организации, подтвердив это решение соответствующими документами (договором подряда, приказом руководителя подрядной организации).
В заявлении от юридических лиц, подписанном руководителем организации обязательно указывается:
полное наименование организации, реквизиты;
фамилия, имя, отчество лица назначенного приказом по организации, ответственным за производство работ и его полномочия на получение разрешения на производство земляных работ, контактный телефон;
краткое обоснование причины (ремонт, новое строительство, иные причины) выполнения земляных работ, место (адрес) производства земляных работ;
имеющиеся сведения о наличии, или предположений о наличии в районе выполнения земляных работ инженерных коммуникаций иных владельцев;
сроки начала и окончания земляных работ, — сроки восстановления нарушенного при производстве земляных работ, существующего благоустройства;
перечень приложений к заявлению.
К заявлению прилагаются:
копия приказа о назначении лица ответственного за производство работ;
выкопировка из ситуационного плана с точным (до 1м) местом производства земляных работ. При отсутствии ситуационного плана прикладывается схема с "привязкой" места производства земляных работ к существующим объектам недвижимости;
при выполнении земляных работ, связанным с новым строительством, благоустройством, озеленением, прикладывается копия действующего разрешения на строительство, выданное Администрацией муниципального образования город Плавск Плавского района и основной чертёж объекта строительства или документа его заменяющего (согласованный Администрацией муниципального образования город Плавск Плавского района, эскиз, схема), для объектов благоустройства и озеленения;
при выполнении земляных работ, связанных с ремонтом существующих объектов, копии документов, подтверждающих право на объект, ситуационный план или схему с "привязкой" места производства земляных работ к существующим объектам недвижимости;
при выполнении земляных работ на территориях общего пользования, на территориях организаций с возможным передвижением населения, автотранспорта, при выполнении земляных работ на объектах улично-дорожной сети в обязательном порядке прикладывается проект (схема) производства земляных работ (ППР) и график выполнения работ, согласованный с правообладателями земельных участков, государственными органами безопасности дорожного движения, противопожарной службы и Администрацией муниципального образования город Плавск Плавского района, содержащий мероприятия по обеспечению мер безопасности для населения, движения автотранспортных средств, в том числе:
в графике конкретно и подробно должны быть указаны все элементы благоустройства, нарушаемые в процессе производства земляных работ, с указанием сроков восстановления их и список ответственных за производство работ и восстановление нарушенных элементов благоустройства лиц;
проект производства работ (ППР), должен содержать конкретные мероприятия по ограждениям зоны производства земляных работ, мероприятий по сохранности подземных и наземных инженерных коммуникаций, расположенных в зоне производства земляных работ, схему организации дорожного движения на период проведения земляных работ, при выполнении их на объектах улично-дорожной сети, согласованную с органами пожарного надзора, безопасности дорожного движения, организации осуществляющей содержание улично-дорожной сети.
В заявлении от физических лиц, обязательно указывается:
фамилия, имя, отчество заявителя, домашний адрес, контактный телефон;
краткое обоснование причины (ремонт, новое строительство, иные причины) выполнения земляных работ, место (адрес) производства земляных работ;
имеющиеся сведения о наличии, или предположений о наличии, в районе выполнения земляных работ инженерных коммуникаций иных владельцев;
сроки начала и окончания земляных работ;
сроки восстановления нарушенного при производстве земляных работ, существующего благоустройства;
перечень приложений к заявлению.
К заявлению прилагаются:
выкопировка из ситуационного плана с точным (до 1 м) местом производства земляных работ. При отсутствии ситуационного плана, прикладывается схема с "привязкой" места производства земляных работ к существующим объектам недвижимости;
при выполнении земляных работ, связанным с новым строительством, благоустройством, озеленением, прикладывается копия действующего разрешения на строительство, выданная
Администрацией муниципального образования город Плавск Плавского района и основной чертёж объекта строительства или документов, их заменяющих (согласованный Администрацией муниципального образования город Плавск Плавского района, эскиз, схема), для объектов благоустройства и озеленения;
при выполнении земляных работ, связанным с ремонтом существующих объектов, копии документов подтверждающих право на объект, ситуационный план или схему с "привязкой" места производства земляных работ к существующим объектам недвижимости;
при выполнении земляных работ на территориях общего пользования, на территориях организаций с возможным передвижением населения, автотранспорта, при выполнении земляных работ на объектах улично-дорожной сети в обязательном порядке прикладывается проект (схема) производства земляных работ согласованный с правообладателями земельных участков, государственными органами безопасности дорожного движения, противопожарной службы и Администрацией муниципального образования город Плавск Плавского района, содержащий мероприятия по обеспечению мер безопасности для населения;
На основании поданного заявления с требуемыми приложениями, уполномоченный орган Администрации муниципального образования город Плавск Плавского района определяет владельцев инженерных коммуникаций и объектов благоустройства, находящихся в зоне производства земляных работ, их адреса и контактные телефоны, при необходимости готовит дежурную карту (ситуационный план) и в течение суток передаёт заявителю разрешение на производство земляных работ (ордер) для получения согласований и технических условий проведения земляных работ у владельцев инженерных коммуникаций, объектов благоустройства, озеленения.
Заявитель или лицо, ответственное за производство земляных работ (назначенное приказом по предприятию, организации), под роспись, в специальном журнале учета выданных разрешений получает разрешение (ордер) для согласования и получения условий выполнения земляных работ, с организациями (лицами) правообладателями инженерных коммуникаций и объектов благоустройства. Указанные согласования и условия выполнения работ должны быть завершены в срок не более одного месяца.
Согласованное с правообладателями инженерных коммуникаций и объектов благоустройства разрешение, возвращенное в Администрацию муниципального образования город Плавск Плавского района и в срок не более двух суток проверяется и выдаётся в производство работ заявителю или назначенному приказом по организации лицу, ответственному за производство работ.
Читайте также:Является ли пересечение с трамвайными путями перекрестком
Если проектом строительства (реконструкции, капитального ремонта) предусмотрена прокладка нескольких коммуникаций за пределами предоставленного для строительства территории то разрешение на производство земляных работ (ордер) оформляется и выдается на каждый объект (вид работ) отдельно.
Ответственность за нарушение технологии производства земляных работ установленной разрешением (ордером), восстановление в первоначальный вид места разрытия несут руководители организации, производящей работы и должностные лица, ответственные за производство работ (указанные в разрешении на производство земляных работ (ордере).
Заказчик строительства (реконструкции, капитального ремонта), лицо подавшее заявление на выдачу разрешения на производство земляных работ, несет полную ответственность за сроки производимых подрядчиком земляных работ и обеспечивает восстановление в первоначальный вид места разрытия в том числе в случае невозможности подрядчика производить или завершить, начатые им земляные работы (ликвидация или реорганизация подрядчика, финансовая несостоятельность и т.п.).
Срок действия разрешения на производство земляных работ устанавливается в соответствии со сроком производства земляных работ, указанном в заявлении, но не более 6-ти месяцев с момента выдачи разрешения на земляные работы (ордера) в производство работ. Работы, производимые после истечения срока, указанного в разрешении на производство земляных работ (ордере), приравниваются к работам, проводимым без разрешения.
По завершению земляных работ, или окончания срока действия выданного разрешения на производство земляных работ (ордер), лицо, получившее разрешение обязано передать его в Администрацию муниципального образования город Плавск Плавского района.
Лицам, не сдавшим ранее полученные разрешения на производство земляных работ (ордера), на завершенные работы или срок действия которых истёк, без письменного объяснения причин, новое разрешение (ордер) не выдается.
> Правила содержания благоустройства при переустройстве и перепланировке жилых и нежилых помещений в жилом фонде |
Содержание Решение Собрания депутатов муниципального образования город Плавск Плавского района Тульской области от 28 июня 2012 г. N. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Практически ни одно строительство не обходится без проведения земляных работ. Сюда относится заложение фундамента здания, подведение водопровода, газопровода, канализации и прочих коммуникационных сетей. В зависимости от типа и размеров будущей постройки объёмы земельных работ могут быть весьма значительными.
Вместе с тем, выемка грунта вблизи других строений и объектов инфраструктуры может привести к их повреждению и даже разрушению. Поэтому рытьё котлованов и прокладка траншей требует выдачи разрешения на проведение земляных работ со стороны соответствующих надзорных органов.
- Нормативно-правовая база
- Ответственность застройщика
- Узаконивание земляных работ
- Закрытие ордера
- Помощь юриста
- Земляные работы в начале строительства: порядок и правила проведения
- Описание статьи 51 «Разрешение на строительство»
- Что представляет собой разрешение
- Где и в каком порядке можно получить разрешающий проведение градостроительных работ документ
- Период действия выданного документа и право его передачи другому лицу
- О чем говорят комментарии к ст. 51 ГрК РФ
- На каких условиях проводится рассмотрение заявления от собственника участка
- Комментарии по отдельным пунктам ст.51
- Судебная практика по статье 51 с примерами
- Взаимосвязь статьи 51 Градостроительного кодекса РФ с другими правовыми нормами
- Важные моменты
Нормативно-правовая база
Порядок произведения работ по капитальному строительству достаточно чётко регламентирован положениями градостроительного законодательства. Статья No52 прописывает необходимость наличия у строительных организаций лицензии, а также получения допусков и разрешений. Любые работы, производимые на глубине более 2-х метров, либо рядом с ранее проложенными подземными коммуникациями, сопряжены с повышенной опасностью.
В связи с этим, при их проведении необходимо соблюдать требования техники безопасности (ТБ), а также получить отдельное разрешение от строительно-надзорных организаций. Данные требования прописаны в положениях официальных строительных нормативов и даны в следующих главах СНиП:
- ТБ при проведении строительных и ремонтных работ жилого фонда.
- ТБ при строительстве и ремонте зданий промышленного назначения.
- Охрана труда рабочих при дорожном строительстве.
- Охрана труда при использовании строительного оборудования и техники.
- Правила эксплуатации электрических и газовых сетей.
Кроме этого, правила земельных работ устанавливаются в нормативных актах, разработанных Минстроем и Минрегионом. Если строительство производится в природоохранных зонах и на заповедных территориях, потребуется получение одобрения Минприроды или местных природоохранных организаций. Постановление Минрегиона от 2009 года предписывает обязательное получение строительными компаниями допуска на оказание строительно-ремонтных услуг.
К ним относятся:
- Устройство несущих фундаментов зданий.
- Монтаж стен и межэтажных перекрытий.
- Прокладка временных подъездных путей и погрузочно-разгрузочных площадок, прокладка коммуникаций к объекту строительства.
Выдача подобных допусков находится в ведении местных саморегулирующихся организаций – СРО.
Саморегулирующая организация перед выдачей разрешения на проведение земляных работ, прокладку коммуникаций и непосредственный монтаж здания, производит проверку фирмы-застройщика на предмет наличия всех необходимых для этого лицензий. Данная процедура производится на основании стандартных нормативов, поэтому полученное разрешение действительно на всей территории Российской Федерации.
Для получения допуска строительная компания должна вступить в членство СРО. Сегодня они подразделяются по видам деятельности и отвечают за лицензирование:
- Строительных организаций.
- Проектных бюро.
- Организаций, занимающихся изыскательной деятельностью.
Соответственно, если нормативные акты для проведения строительства требуют наличия допуска проектного СРО, то его невозможно заменить разрешением, выданным строительной СРО. Часто для оказания целого спектра строительно-монтажных или ремонтно-реставрационных услуг застройщик должен иметь на руках все три вида допусков.
Чтобы стать членом СРО, руководство компании должно подать заявку в его правление и заполняются анкеты, содержащие полную информацию о реквизитах фирмы, о количестве сотрудников и их профессиональных навыках, строительной специализации и так далее. К рассмотрению правления представляются документы работников, подтверждающие их квалификацию – дипломы, допуски, удостоверения, сертификаты. Если фирма не имеет в своём штате профессионалов, требуемых для проведения строительных работ, во вступление в СРО и получении допуска ей будет отказано.
Также потребуется перечислить в фонд организации ряд платежей:
- 5 тысяч рублей в качестве вступительного взноса.
- Денежный взнос в компенсационный фонд организации.
- Минимальный его размер составляет от 150 тысячей рублей, а максимальный зависит от стоимости взятого компанией-застройщиком подряда.
- Ежемесячные или ежеквартальные взносы, составляющие порядка 5 тысячей рублей. Различные целевые взносы.
Далее компания оформляет страховку гражданской ответственности в любой страховой компании, предоставляющей подобные услуги. Членство в СРО даёт строительной компании ряд преимуществ:
- Возможность участвовать в тендерах и прочих конкурсах на предоставление строительных услуг.
- Допускает работу на опасных и охранных объектах: связанных с высоковольтным напряжением, взрывоопасными и горючими материалами; производить реставрацию архитектурных памятников; производить строительно-ремонтную деятельность в природоохранных и водоохранных зонах.
- Возводить здания, относящиеся к категории капитального строительства.
Ответственность застройщика
Попытки застройщика начать работу без получения указанных выше допусков могут привести к неприятным последствиям. Например, к начислению крупных штрафов, запрету осуществлять какую-либо строительно-ремонтную деятельность. В крайних случаях – к принудительной ликвидации предприятия в соответствии с постановлением судебных органов и к уголовной ответственности руководящих работников фирмы. Деятельность самих СРО регулируется государственными службами по технологическому и экологическому надзору.
После вступления в СРО и получения всех необходимых допусков, компания несёт перед ней непосредственную ответственность за качество предоставляемых услуг. В соответствии с Федеральным законодательством о саморегулируемых организациях, они обязаны производить плановые проверки деятельности своих членов. В некоторых случаях производятся и внеплановые проверки. Причиной для них являются претензии заказчика к качеству оказываемых услуг, и в случае выявления нарушений, к застройщику применяются различные меры дисциплинарных взысканий.
Среди прочих возможных нарушений, караемых в соответствии с административным законодательством, следует упомянуть неправильное оформление рабочих-гастарбайтеров и работников, не достигших возраста совершеннолетия. Такие категории рабочих оформляются в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и параграфами КЗоТ.
Читайте также:Соглашение о распределении прибыли между физическими лицами
Узаконивание земляных работ
Работы с землёй в большинстве случаев требуют наличия особого разрешения на проведения земляных работ, которое выдаётся в виде ордера. Для получения подобного ордера уполномоченному представителю строительной компании следует обратиться непосредственно в местную администрацию, либо направить заявку при помощи интернет-сайта «Госуслуги». В последнем случае заявителю не нужно собирать полный пакет документации с полной информацией о своей фирме. Часть этих данных передаётся посредством электронной переписки, в виде ответа от СРО и прочих надзорных органов на соответствующий запрос администрации.
Письменное ходатайство подаётся в отдел местной администрации, занимающийся техническим инспектированием. Проследить за порядком прохождения заявки по инстанции можно на электронном сайте Госуслуг. Обращаться с заявлением о выдачи разрешения на проведение земельных работ имеет право как физическое (организация), так и частное (индивидуальный предприниматель) лицо. Для получения ордера к заявлению необходимо приложить следующую документацию:
- Паспорт лица, непосредственно занимающегося получением ордера.
- Документ, подтверждающий полномочия данного гражданина как доверенного лица такой-то компании.
- Документ должен быть заверен подписью генерального директора и печатью организации.
- Заявление в письменной или электронной форме. В последнем случае и весь пакет документов подаётся в онлайн-режиме, а для его заверения используется электронная подпись. Временной график проводимых работ. В нём следует указать все этапы строительства с ориентировочными сроками их выполнения.
- Строительно-проектная документация предстоящих работ. Если строительно-ремонтные работы будут производиться на режимных объектах или в охраняемых зонах, потребуется составить список всех задействованных в них сотрудников фирмы. Это необходимо для предоставления им личного разрешения на проход внутрь охраняемой территории.
- Имеющиеся разрешительные документы – лицензии и допуски, дающие компании право заниматься данным видом деятельности. Полный перечень разрешительной документации зависит от специфики предстоящих работ.
Согласно нормативным актам, сроки рассмотрения заявки и выдачи ответа не должны превышать двух календарных недель, закрытие ордера потребует максимум 8 дней, а внесение в него изменений и корректировок – не более 5 дней. Выдача разрешения на проведение земляных работ производится абсолютно бесплатно. Администрация может не принять поданные документы и отказать в выдаче разрешения по следующим мотивам:
- Неполный или неправильно составленный пакет документации.
- Окончился срок действия разрешительной документации – лицензий и допусков. Случайное или предумышленное искажение информации о фирме или объекте строительства.
- Некорректное использование электронной подписи.
- Нарушения в составлении письменной или электронной заявки.
- Неверный формат подачи документации в электронном виде.
Закрытие ордера
После того, как все работы закончены, застройщик обязан удостоверить сдачу построенного объекта. Одним из этапов сдачи является закрытие ордера земельных работ. Для этого либо отправляют онлайн-заявку при посредстве сайта «Госуслуги», либо передают заявление в администрацию через доверенное лицо. Для закрытия ордера компания-производитель работ должна вернуть земельный участок в состояние, приемлемое для дальнейшего использования, то есть рекультивировать его.
Под рекультивацией подразумевается прокладка пешеходных дорожек, автомобильной трассы, разбивка газонов, высаживание деревьев и кустарников. В ряде случаев, когда рабочий процесс происходил вне населённых пунктов, для закрытия ордера достаточно просто привести землю в исходное состояние – засыпать ямы и траншеи, завезти обратно снятый плодородный слой почвы.
Если работы затянулись сверх срока, законодательство предусматривает возможность продления времени действия ордера. Для этого необходимо подать заявление об его пролонгации в ту же организацию, где был получен данный ордер. В некоторых случаях ордер может быть закрыт раньше срока: например, при выявлении нарушений застройщиком предписаний надзорных органов, при обнаружении грубых нарушений им строительных нормативов и так далее.
В этом и подобном случаях компания-застройщик может автоматически лишиться и лицензии на произведение всевозможных строительно-монтажных работ.
Помощь юриста
Для максимально скорого получения разрешения на проведение земляных работ следует воспользоваться помощью юриста. Любые задержки в получении любой разрешительной документации крайне нежелательны для любой коммерческой организации. Не являются исключением и строительные фирмы – не зря говориться «время – деньги»: чем раньше будет начато и завершено строительство, тем больше прибыли оно принесёт застройщику.
Получение ордера или допуска требует корректного и юридически грамотного составления всех документов – от заявки до проектной документации. Малейшие нарушения регламента заполнения становятся причиной отказа в выдачи разрешения. А это простой рабочих, техники, и в итоге – штрафные санкции за не сданный вовремя объект. Потратив мизерную часть своего бюджет на услуги высококвалифицированного юриста, строительная компания сэкономит в сотни раз больше средств и времени на получении всей разрешительной документации.
Земляные работы в начале строительства: порядок и правила проведения
При решении вопросов, связанных с законностью каких-либо строительных работ, основной упор делается на законодательные положения, прописанные в ст. 51 Градостроительного кодекса России. В 2018 году в закон были внесены некоторые изменения, которые необходимо учитывать, если планируется проведение строительных или реконструкционных работ. Обновленная статья регламентирует правила осуществления застройки для частных, физических и юридических лиц.
Описание статьи 51 «Разрешение на строительство»
Статья о градостроении в новой редакции определяет порядок выдачи разрешительной документации на начало строительных работ и прописывает условия для получения данных документов.
Важно! Самовольная застройка согласно ст. 222 ГК Российской Федерации без соответствующих, установленных законом документов, дающих право на возведение жилого дома или иного строения, является административным нарушением. В данной ситуации может быть принято решение о принудительном сносе строения.
Что представляет собой разрешение
Без получения разрешения на осуществление застройки не могут быть начаты никакие градостроительные работы, так как подобные действия будут признаны незаконными. Документ, разрешающий проведение градостроения, представляет собой итоговое заключение, которое свидетельствует о соблюдении застройщиком следующих условий:
- Соответствие проектной документации градостроительным требованиям.
- В предоставленном проекте учтены правила расположения объекта по отношению к строениям на соседнем участке, то есть не нарушено расстояние от границ расположенной поблизости частной территории.
- Установлено законное право застройщика на владение участком.
Получение разрешения обеспечивает законность осуществления проекта и позволяет избежать впоследствии проблем, связанных с посещением объекта проверочными комиссиями. Строение, возведение которого было одобрено на уровне местной администрации, не может быть признано незаконным даже в судебном порядке.
Где и в каком порядке можно получить разрешающий проведение градостроительных работ документ
Для того чтобы начать узаконенное осуществление проекта реконструкционной и строительной направленности, необходимо обратиться в органы местного самоуправления, рассматривающие указанные вопросы того территориального района, на котором расположен участок под застройку.
Застройщик должен предоставить в администрацию района или в многофункциональный центр по оказанию муниципальных и государственных услуг следующий пакет документов:
- Заявление.
- Паспорт застройщика.
- Документ, подтверждающий право собственности на земельную территорию.
- Проект будущего сооружения с указанием порядка проведения запланированных работ.
- План участка с обозначением места новостройки.
- Отсутствие претензий по вопросам проведения проектных работ от других дольщиков при долевом владении рассматриваемой территорией.
- Согласие всех правообладателей, если речь идет о реконструкции здания. Эта правовая бумага не требуется, если речь идет о многоквартирном доме согласно положению п.6.2 часть 7 ст. 51 ГрК РФ.
Срок рассмотрения предоставленной документации обычно составляет от 3 до 10 дней.
Читайте также:При отказе тормозов транспортного средства автобуса необходимо
Период действия выданного документа и право его передачи другому лицу
Если «добро» на ведение действий капитального характера было получено, то в течение всего периода проведения работ разрешение будет в силе. Единственным исключением является частный жилой сектор. Здесь решение администрации будет считаться действительным на протяжении 10 лет от момента его выдачи.
При возникновении необходимости продажи недостроенного объекта выданная на его возведение документация, переданная новому собственнику в процессе заключения сделки о купле-продаже незавершенного строительства, будет считаться действительной.
О чем говорят комментарии к ст. 51 ГрК РФ
В комментариях к статье указано, что осуществление капитального ремонта, строительства и реконструкции всех видов объектов может проводиться частными и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. При этом обязательно учитывается планируемая направленность использования строения.
На каких условиях проводится рассмотрение заявления от собственника участка
Рассмотрение возможности проведения каких-либо работ на участке может проходить по одному из двух вариантов:
- с определением места расположения сооружения;
- без указания места возведения строения.
Также может понадобиться предоставление подтверждения того, что будут соблюдены санитарно-гигиенические нормы.
Комментарии по отдельным пунктам ст.51
- п. 3. Разрешение не может быть выдано в том случае, если отсутствуют правила землепользования, а также застройки. Исключением являются объекты федерального либо местного значения. Их строительство и реконструкция не требуют выдачи указанного документа. Также это право распространяется на сооружения капитального строительства, расположенные на участках, для которых нет градостроительных регламентов.
- п. 4. Разрешение на проведение реконструкции и строительных работ в обязательном порядке выдается органами местного самоуправления, которые располагаются по месту нахождения предоставленного под застройку земельного участка. Исключением являются объекты, определенные ч. 5 и ч.6 данной статьи, а также иными федеральными законами.
- п. 7. Документы либо их копии, оговоренные в пунктах 1, 2, а также 5 ч.7 статьи, запрашиваются по требованию государственных органов, органов местного самоуправления, в компетенции которых находится рассмотрение данного вопроса в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента подачи заявления о предоставлении разрешения на ведение строительства.
Судебная практика по статье 51 с примерами
Наиболее часто в судебной практике рассматриваются дела, регламентируемые ст.51 ГкРФ, о самовольной застройке. Нередко в суде оспаривается отказ в принятии комиссией или местной администрацией построенного или отреставрированного объекта. В случае если речь идет о подаче заявления на выдачу разрешения после возведения сооружения, то такие судебные дела завершаются признанием правильности действий администрации.
Важно! Документ, дающий право на настройку или осуществление реконструкционного проекта, по закону может быть выдан только до начала проведения работ. Если возведение сооружения завершено, то получить указанную правовую бумагу будет невозможно.
Пример 1. В 2017 году в арбитражный суд Москвы было подано заявление от компании, имеющей статус ОАО, по поводу признания проведенной ими реконструкции здания законной со стороны местной администрации. Данная компания настаивала на выдаче разрешения на реконструкцию после того, как та уже была выполнена.
Ответчик аргументировал свой отказ тем, что помимо возникших вопросов по проекту, присутствовало нарушение правил подачи заявления по срокам, так как оно было предоставлено на момент окончания работ по проекту.
Рассмотрев причины отказа, суд признал его правомерность на основании следующих фактов:
- были нарушены правила предоставления проектной документации со стороны ОАО;
- срок подачи заявления соответствовал периоду, когда реконструкция уже была завершена.
В результате действия администрации были признаны законными.
Пример 2. В процессе планирования строительно-реконструкционных работ подрядчиком было подано заявление в районную администрацию на получение соответствующего разрешения. Компания получила отказ по причине того, что ею не было предоставлено согласие на проведение работ всех правообладателей на помещения, расположенные в пристройке к нежилому зданию.
Глава администрации руководствовался положениями, прописанными в части 7 ст. 51 Градкодекса. В правовом акте говорится, что при подаче заявления требуется документальное подтверждение о получении согласия со стороны всех собственников объекта.
При внимательном рассмотрении дела выяснилось, что компания, планировавшая осуществление проекта, на деле являлась единственным его законным правообладателем. В соответствии с данным фактом было принято решение о незаконности действий администрации района.
Важно! Если застройщик является единственным правообладателем реконструируемого или возводимого здания, то документ о согласии собственников на проведение работ не является обязательным в предоставляемом пакете правовых бумаг.
При рассмотрении дел в судебной практике, касающихся ст. 51, последнее решение может быть принято апелляционным судом. При этом будут учтены все нюансы рассматриваемого дела.
Взаимосвязь статьи 51 Градостроительного кодекса РФ с другими правовыми нормами
При определении правомочности действий в соответствии со ст. 51 ГК РФ административными и судебными органами одновременно могут рассматриваться и положения, обозначенные в следующих законодательных актах:
- Градостроительный кодекс РФ.
- ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления».
- Положение об осуществлении строительного госнадзора в РФ.
- Положение об организации и проведении госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
- Постановление, в котором идет речь о форме разрешения на строительные работы на ввод объекта в эксплуатацию.
- Инструкция, регламентирующая порядок заполнения установленной формы разрешения на строительство.
При рассмотрении вопроса о возможности проведения градостроительства учитываются все оговоренные в данных документах аспекты с учетом индивидуальности ситуации. Принятие положительного решения по выдаче документации, разрешающей реализацию проекта, возможно только при взаимодействии всех законодательных условий.
Важные моменты
При оформлении документации на начало застройки или капитального ремонта необходимо учитывать, что причинами для отказа в ее выдаче могут стать неверные действия застройщика, в частности, предоставление неполного пакета документов или наличие ошибок в проекте. Приоритетными задачами местной администрации при рассмотрении вопроса о начале разрешенной реконструкции или строительства являются следующие моменты:
- проверка наличия всех необходимых бумаг;
- анализ предоставленного архитектурного проекта;
- оценка предполагаемого инженерно-технического обеспечения;
- сопоставление проектной документации с требованиями Гражданского действующего кодекса.
В отдельных случаях могут потребоваться дополнительные документы, касающиеся специфики объекта.
Важно! Нет необходимости в выдаче разрешения на проведение строительных и реконструкционных работ в случае, если речь идет о постройке, относящейся к категории сооружений, прописанных в п 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. В правовом акте речь идет о некапитальных строениях, для которых предусмотрена дальнейшая эксплуатация в качестве пристройки к основному зданию.
Выдача разрешения на капитальные строения является бесплатной. Застройщик имеет право оспорить в судебном порядке любые действия администрации.
При планировании капитального ремонта, реконструкции или возведения нового здания всегда стоит учитывать действующие требования по данным направлениям. Для того чтобы не иметь проблем с законом и не привлекаться к ответственности за незаконное строительство по действующим статьям КоАП, первым делом следует получить официальное разрешение администрации района на проведении работ. Несмотря на то что закон со временем может измениться, всегда несомненным плюсом для собственника здания будет наличие разрешения, полученного от административных органов. Это поможет избежать множества проблем.
Источник: