Содержание
- Почему появляется воздух в отопительной системе?
- Способы удаления воздушной пробки
- Виды воздухоотводчиков и мест их установки
- Определение места образования пробки и ее удаление
- Причины появления воздушных пробок
- Признаки воздушной пробки и ее вред
- Как выпустить воздух из батареи?
- Кран Маевского
- Автоматический воздухоотводчик
- Заглушка
- Частный дом
- Причины завоздушенности
- Методы удаления пробок
- Кран Маевского
- Воздухоотвод для отопления
- Зачем это нужно
- Многоквартирный дом
- Автономный контур
- Откуда берется воздух
- Сценарий 1: многоквартирный дом, нижний розлив
- Решение 1: запуск элеватора на сброс
- Решение 2: воздушники
- Решение 3: перепускание стояка на сброс
- Сценарий 2: многоквартирный дом, верхний розлив
- Решение 4: сбросник на расширительном баке
- Сценарий 3: открытая система отопления одноквартирного дома
- Сценарий 4: закрытая система отопления одноквартирного дома
- Особый случай
- Заключение
Воздух в отопительной системе является препятствием для ее нормального функционирования. С этой проблемой жители квартир и домов сталкиваются, как правило, в начале отопительного сезона. Шум в трубах, холодные батареи, коррозия металлических элементов – вот результат образования воздушных пробок. И это случается даже с идеально спроектированной и правильно смонтированной системой отопления. Почему так происходит и для чего необходимо своевременно производить удаление воздуха из системы отопления – об этом пойдет речь в данной статье.
- Почему появляется воздух в отопительной системе?
- Способы удаления воздушной пробки
- Виды воздухоотводчиков и мест их установки
- Определение места образования пробки и ее удаление
- Причины появления воздушных пробок
- Признаки воздушной пробки и ее вред
- Как выпустить воздух из батареи?
- Кран Маевского
- Автоматический воздухоотводчик
- Заглушка
- Частный дом
- Причины завоздушенности
- Методы удаления пробок
- Кран Маевского
- Воздухоотвод для отопления
- Зачем это нужно
- Многоквартирный дом
- Автономный контур
- Откуда берется воздух
- Сценарий 1: многоквартирный дом, нижний розлив
- Решение 1: запуск элеватора на сброс
- Решение 2: воздушники
- Решение 3: перепускание стояка на сброс
- Сценарий 2: многоквартирный дом, верхний розлив
- Решение 4: сбросник на расширительном баке
- Сценарий 3: открытая система отопления одноквартирного дома
- Сценарий 4: закрытая система отопления одноквартирного дома
- Особый случай
- Заключение
Почему появляется воздух в отопительной системе?
С понятием «воздушные пробки» знакомы многие наши соотечественники. Об этом явлении вспоминают в начале отопительного сезона, когда в дома пускают тепло, а в квартирах верхних этажей часто батареи не нагреваются или нагреваются только в нижней части, а в верхней – абсолютно холодные. Откуда появляется воздух в трубопроводах? Причин завоздушивания может быть несколько:
- проведение ремонтных работ (сборка, разборка трубопровода), во время которых появление воздуха неизбежно;
- несоблюдение во время монтажа величины и направления уклона магистралей трубопроводов;
- пониженное давление в водопроводе: уровень воды падает, а образовавшиеся в результате пустоты заполняются воздухом;
- при нагревании воды пузырьки содержащегося в ней воздуха выделяются и поднимаются в верхнюю часть трубопровода, создавая там воздушные пробки;
- систему отопления наполняют неправильно: после летнего простоя трубы следует заполнять водой не быстро, а медленно, производя одновременно спуск воздуха из системы отопления;
- неудовлетворительно загерметизированные стыки трубопроводов, через которые происходит утечка теплоносителя. Течь в этих местах малозаметна, так как горячая вода сразу испаряется. Именно через неплотные швы и засасывается воздух в систему;
- неисправность воздухозаборных устройств;
- подключение водяного «теплого пола» к отопительной системе, трубы которого при монтаже располагаются на разной высоте.
Способы удаления воздушной пробки
Поскольку один или несколько из перечисленных факторов могут присутствовать во многих домах, то обязательно встает вопрос удаления воздуха в системе отопления. Эту операцию можно выполнить различными способами. Все зависит от того, с какой циркуляцией теплоносителя имеем дело – естественной или принудительной.
В системе отопления с естественной циркуляцией (имеется в виду верхняя разводка труб) образовавшуюся воздушную пробку можно удалить через расширительный бак – он находится в самой высокой точке по отношению ко всей системе.Прокладку подающего трубопровода следует произвести с подъемом к расширительному бачку. При нижней разводке труб воздух удаляют так же, как и в отопительных системах, снабженных циркуляционным насосом.
Стравить воздух из отопительной системы с естественной циркуляцией можно при помощи расширительного бака
В отопительных системах с принудительным режимом циркуляции теплоносителя в самой высокой точке устанавливают воздухосборник, специально предусмотренный для спуска воздуха. В этом случае подающий трубопровод прокладывают с подъемом по курсу движения теплоносителя, а поднимающиеся по стояку пузырьки воздуха удаляются через воздушные краны (их устанавливают в самых верхних точках). Во всех случаях обратный трубопровод необходимо прокладывать с уклоном в направление слива воды для ускоренного опорожнения при необходимости ремонта.
Виды воздухоотводчиков и мест их установки
Воздухоотводчики бывают ручными и автоматическими. Ручные воздухоотводчики или краны Маевского имеют небольшие размеры. Их устанавливают обычно на торцевой части радиатора отопления. Регулируют кран Маевского с помощью ключа, отвертки или даже вручную. Так как кран небольшой, то и его производительность небольшая, поэтому его применяют только для локального устранения воздушных пробок в отопительной системе.
Воздухоотводчики для системы отопления бывают двух типов: ручные (кран Маевского) и автоматические (работают без участия человека).
Второй тип воздухоотводчиков – автоматические – работают без вмешивания человека. Их устанавливают как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. Они имеют высокую производительность, но обладают достаточно большой чувствительностью к загрязнениям в воде, поэтому их монтируют вместе с фильтрами и на подающих трубопроводах, и на обратных.
Автоматические воздухоотводчики устанавливаются в отопительных системах закрытого типа по линии трубопроводов в разных точках. Тогда сброс воздуха из каждой группы устройств производится отдельно. Многоступенчатая система обезвоздушивания считается самой эффективной. При правильной прокладке и грамотном монтаже труб (под нужным уклоном) вывести воздух через воздухоотводчики будет просто и беспроблемно. Удаление воздуха из труб отопления связано с увеличением расхода теплоносителя, а также с возрастанием давления в них. Падение давления воды свидетельствует о нарушении герметичности системы, а температурные перепады – о наличии воздуха в радиаторах отопления.
Определение места образования пробки и ее удаление
Как можно понять, что в радиаторе есть воздух? Обычно на наличие воздуха указывают посторонние звуки, такие как бульканье, протекание воды. Для обеспечения полноценной циркуляции теплоносителя нужно обязательно удалить этот воздух. При полном завоздушивании системы нужно определить сначала места образования пробок, постукивая молотком по отопительным приборам. Там где есть воздушная пробка, звук будет более звонким и сильным. Воздух собирается, как правило, в радиаторах, установленных на верхних этажах.
Поняв, что воздух в отопительном приборе присутствует, следует взять отвертку или ключ и подготовить емкость для воды. Открыв термостат до максимального уровня, нужно открыть клапан крана Маевского и подставить емкость. Появление легкого шипения будет означать, что воздух выходит. Клапан держат открытым до тех пор, пока не потечет вода и только после этого закрывают.
Ликвидация воздушной пробки в отопительной батарее при помощи установленного на ней крана Маевского: клапан открывают специальным ключом или вручную и держат открытым до появления воды
Бывает, что после проведения данной процедуры батарея греет недолго или недостаточно хорошо. Тогда ее нужно продуть и промыть, поскольку скопление в ней мусора и ржавчины также может стать причиной появления воздуха.
Если после спуска воздуха батарея по-прежнему плохо нагревается, попробуйте слить примерно 200гр теплоносителя, чтобы убедиться в полном удалении воздушной пробки. Если не помогло, но надо продуть и промыть радиатор от возможно скопившейся грязи
Если и после этого нет улучшений, нужно проверить уровень заполнения отопительной системы. Воздушные пробки могут также образоваться на изгибах трубопроводов. Поэтому важно в процессе монтажа соблюдать направление и величину уклонов разводящих трубопроводов. В местах, где уклон по какой-либо причине отличается от проекта, дополнительно устанавливают воздухоспускные вентили.
В алюминиевых радиаторах воздушные пробки образуются более интенсивно по причине плохого качества материала. В результате реакции алюминия с теплоносителем образуются газы, поэтому их необходимо регулярно удалять из системы. В таких ситуациях рекомендуют заменить алюминиевые радиаторы приборами из более качественных материалов с антикоррозионным покрытием и установить воздухоотводчики. Чтобы обогрев комнат был нормальным, перед заполнением отопительной системы водой необходимо своевременно позаботиться об удалении из нее воздуха, препятствующего нормальному движению теплоносителя, и тогда зимой в вашем доме будет тепло и уютно.
Зачастую в первые дни после начала функционирования отопительной системы обнаруживается, что некоторые батареи работают не в полную силу. Причиной этого может быть завоздушенность элементов. Решение данной проблемы в многоквартирных домах – задача работников ЖЭКов. Но далеко не всегда они ее выполняют добросовестно. А в частных домовладениях устранение неполадок полностью ложится на плечи хозяев. Рассмотрим, как спустить воздух из батареи самостоятельно.
Причины появления воздушных пробок
Прежде чем выяснить, как спустить воздух из системы отопления, разберемся, почему он там скапливается. Основные причины:
- проведение ремонтных работ – во время разбора/сбора элементов в них неизбежно попадает воздух;
- неправильный запуск системы отопления в многоквартирном доме – по нормативам трубы должны заполняться водой медленно с одновременным стравливанием лишнего воздуха;
- неплотное прилегание частей системы или плохая герметизация стыков – теплоноситель незаметно вытекает и испаряется, а извне втягивается воздух;
- пониженное давление в трубопроводе, приводящее к образованию пустот и их заполнению воздухом;
- повышенное количество кислорода в теплоносителе – в воде всегда присутствуют пузырьки газа, но если их слишком много, то могут образовываться воздушные пробки;
- неправильное подключение системы теплого пола – расположение веток на разной высоте;
- некорректная работа или отсутствие воздухоотводчика на батарее.
Читайте также:Обязанности помощника следователя следственного комитета
Кроме того, к скоплению воздуха может привести низкое качество радиатора. Алюминиевые приборы отличаются доступной ценой и высокой теплопроводностью. Но металл активно вступает в реакцию с водой, в результате которой выделяется газ водород. Проблему быстрой коррозии частично решает пленка, которой покрывается изнутри алюминий, но она со временем исчезает. Более надежный, долговечный и дорогостоящий вариант – биметаллические батареи, в которых алюминий совмещен со сталью, не поддающейся воздействию воды.
Как правило, с проблемой, как развоздушить батареи, сталкиваются жители последних этажей в многоквартирных домах. При нагревании кислород, растворенный в воде, поднимается вверх, формируя пробки. В частных домах с открытой системой отопления пузырьки воздуха свободно выходят через расширительный бак в верхней точке системы, поэтому воздух обычно не скапливается, за исключением некоторых случаев.
Признаки воздушной пробки и ее вред
Заподозрить наличие воздушной пробке в радиаторе можно по следующим признакам:
- температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
- батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
- слышны шипящие и булькающие звуки.
Из-за скопления воздуха в радиаторе нарушается работа системы отопления. Возможные последствия:
- снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
- повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
- ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
- выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».
Совет: Обнаружить скопление воздуха можно, постучав по батарее металлическим предметом. В зоне пробки звук будет более высоким и звонким, чем в части, наполненной водой.
Как выпустить воздух из батареи?
Ответ на вопрос, как спустить воздух из радиатора отопления, зависит от типа установленного на нем воздухоотводчика. Эти устройства необходимы для облегчения удаления лишнего газа из системы. Их стоит монтировать в тех зонах, где есть риск образования пробок, либо, что еще удобнее, – на каждой батарее. Возможные варианты:
- кран Маевского (ручной регулятор);
- автоматическая (поплавковая) система.
Кроме того, на батарее может быть установлен водоразборный кран либо заглушка.
Кран Маевского
Кран Маевского представляет собой запорный клапан игольчатого типа. Он монтируется в торце радиатора вверху. Если необходимо спустить воздух, его следует открутить с помощью специального ключа, который можно купить в хозяйственном магазине, или обычной отвертки. Некоторые модели оснащаются пластиковой рукояткой, для их открытия не нужны инструменты.
Использование крана Маевского для избавления от воздушных пробок в батарее
Этапы работы по удалению воздуха:
- Поставить под запорный клапан емкость для сбора теплоносителя.
- Плавно открутить кран Маевского. При этом начнет выходить воздух, что будет сопровождаться шипением. Необходимо дождаться вытекания равномерной струйки воды – это признак устранения пробки. Обычно на это требуется 5-7 минут.
- Закрыть клапан.
В процессе развоздушивания вода может начать выходить под давлением, брызгая в разные стороны. Следует положить ветошь на воздухоотводчик, чтобы жидкость впитывалась в нее и плавно стекала в емкость. Стоит учитывать, что вода может быть достаточно горячей, важно избегать ее попадания на кожу.
Важно: Перед открытием крана Маевского не нужно перекрывать весь стояк отопительной магистрали или дожидаться остывания теплоносителя. Эти действия не только являются лишними, но и снижают эффективность развоздушивания из-за падения давления в системе отопления.
Автоматический воздухоотводчик
Если установлен автоматический воздухоотводчик, то вопрос, как правильно спустить воздух из батареи, не возникает. Это устройство, которое может иметь прямую или угловую конструкцию, работает в автономном режиме. Оно монтируется на радиатор строго вертикально или горизонтально.
Автоматический воздухоотводчик оснащен поплавком, который герметично закрывает клапан при условии достаточного уровня воды в системе. Как только в батарее скапливается воздух, поплавок опускается, отверстие открывается, и газ выходит. То есть развоздушивание происходит без участия человека.
Радиатор с автоматическим отводчиком воздуха
Недостатком такого прибора для отвода воздуха является восприимчивость к качеству воды. Наличие примесей в теплоносителе приводит к скорой поломке механизма. В связи с этим следует использовать фильтры. Кроме того, нужно периодически заменять уплотнительное кольцо и чистить иглу клапана. В противном случае вода может начать подтекать.
Заглушка
Непростая задача – выпустить воздух из батареи отопления, если воздухоотводчик отсутствует, а вместо него установлена заглушка. Перед началом работы следует перекрыть доступ теплоносителя к радиатору.
Современные секционные батареи оснащаются верхними заглушками. Полностью снимать фитинг не нужно. Достаточно осторожно медленно провернуть его, сделав несколько оборотов, и дождаться, пока воздух выйдет. Предварительно все смежные поверхности стоит защитить тряпками.
Развоздушить старый чугунный радиатор сложнее, так как обычно заглушка на нем надежно зафиксирована паклей и краской. Алгоритм действий:
- Нанести на место соединения фитинга и батареи немного растворителя. Подождать 10-20 минут.
- Поставить под отверстие ведро. Положить тряпки на полу.
- С помощью разводного ключа открутить заглушку (неполностью), чтобы начал выходить воздух.
- Обмотать резьбу уплотнительным материалом и закрутить заглушку.
Удаление воздуха из старого чугунного радиатора может потребовать больше усилий
Важно делать все аккуратно. Если не перекрыть воду и снять фитинг полностью, то из отверстия польется горячая вода под давлением.
Определить, что воздушная пробка устранена, можно, оценив температуру батарей. Секции, которые раньше были холодными, должны потеплеть.
На многих старых батареях стоят обычные водоразборные краны. При откручивании вентиля из отверстия начинает течь вода, а вместе с ней выходит накопившийся воздух. Может потребоваться слить несколько ведер жидкости, чтобы убрать весь лишний газ.
Для облегчения работы, желательно использовать длинный гибкий шлаг: один конец присоединить к крану, а второй – опустить в унитаз. Вентиль необходимо открывать максимально, чтобы обеспечить высокую скорость вытекания воды.
Частный дом
При возникновении воздушной пробки в отопительной системе частного дома нужно не только работать с каждой батареей в отдельности, но и производить удаление из всей системы в целом. Процедура может несколько отличаться в зависимости от того, используется система отопления с открытым или закрытым расширительным баком. Но в целом она сводится к тому, что и батарей выпускается воздух с помощью одного из описанных выше способов.
Воздушные пробки снижают эффективность работы отопительных систем и повышают риск поломок. Удалить лишний воздух из радиатора можно самостоятельно. Проще всего это сделать, если установлен ручной воздухоотводчик. В дальнейшем важно выяснить причину возникновения проблемы и устранить ее. В сложных ситуациях лучше обращаться к сотрудникам жилищно-эксплуатационных контор.
При первом столкновении с проблемой, как стравить воздух из батарей отопления, видео помогут вам избежать ошибок.
Почему образуется воздушная пробка в системе отопления многоэтажного жилого дома и как от нее избавится — это один из частых вопросов, которым интересуются в период пуска тепла.
Что такое воздушная пробка и как она образуется?
В летний период времени, когда система отопления находится в покое, последние этажи полностью не заполнены теплоносителем, то есть в трубе и отопительных приборах находится воздух. Процесс пуска тепла очень важный момент и если его выполнить не правильно, то скопившийся воздух превращается в воздушную пробку.
Мы упоминали о неправильном пуске тепла в систему. Правильным считается запуск, при котором наполнение системы отопления выполняется с помощью подпиточного насоса через обратную магистраль. В процессе наполнения через обратную магистраль наполнение происходит снизу вверх, вода постепенно заполняет все трубы и радиаторы, имеющийся воздух поднимается вверх, после чего его легко спустить из системы через имеющиеся в системе в верхних точках воздухосборники.
Процесс, порядок и ошибки пуска отопления в многоэтажном доме не единственная причина образования воздушной пробки. В процессе работы системы отопления через резьбовые, фланцевые соединения и другие не плотности системы подсасывается воздух, что тоже приводит к скоплению воздуха.
Что происходит в системе отопления при наличии воздушной пробки?
Что происходит если систему начать наполнять через главный стояк, через который обычно двигается теплоноситель в процессе работы системы отопления?
Читайте также:Письмо уведомление о смене генерального директора образец
Теплоноситель по главному стояку поднимается вверх расходится по верней подающей магистрали и затем опускается вниз, но на пути движения в верхней части системы он постепенно приближается к скопившемуся воздуху и под действием силы тяжести весь воздух загоняет вниз в систему отопления, тем самым образуя «плотную» воздушную пробку.
Воздух под действием силы тяжести и теплоносителя направляется вниз, тем самым полностью заполняет пространство радиаторов и стояков, чем полностью может лишить циркуляции отдельные стояки и приборы отопления.
То есть, теплоноситель, циркулирует в системе отопления минуя отопительные приборы.
Получается, что отдельные приборы из-за воздушной пробки полностью могут оставаться холодными.
Спустить воздух при таком наполнении системы очень сложно. Поэтому если запуск системы выполнен не корректно, то единственный избавиться от воздуха полностью слить систему в канализацию и произвести пуск правильно.
Когда появляются воздушные пробки, необходим сброс воздуха из системы отопления: нарушение циркуляции теплоносителя приводит к тому, что в батареях появится шум, трубы станут холодными, начнёт образовываться коррозия на металлических элементах. С проблемой завоздушенности труб сталкиваются жители многоквартирного и частного дома с началом отопительного сезона.
Причины завоздушенности
С наступлением холодов начинают подавать отопление, но возникновение воздушной пробки мешает полноценному теплообмену. Причин образования воздуха в трубопроводах может быть несколько:
- Неправильное заполнение системы. Вода в трубы должна поступать медленно с одновременным спуском воздуха из отопления.
- Поломка воздухозаборного механизма.
- Утечка теплоносителя. При разгерметизации стыков трубопровода возможна малозаметная протечка, при которой испаряется горячая вода и засасывается воздух.
- Низкое давление. Приводит к тому, что снижается уровень воды, а пустоты заполняются воздухом.
- Быстрый нагрев системы. Из воды образуются пузырьки воздуха, которые, поднимаясь, создают пробку в верхней части батареи.
- Ремонтные работы. При монтаже попадает воздух.
Причиной неполноценного функционирования может стать подключение водяного теплого пола к системе отопления. Ведь трубы его расположены на разной высоте, что приводит к завоздушиванию.
В этом видео вы узнаете, что несет в себе воздушная пробка:
Методы удаления пробок
Для того чтобы продавить и удалить воздушную пробку из системы отопления, существует несколько способов. Но прежде чем устранить воздушное препятствие, необходимо знать, какая циркуляция присутствует в теплоносителе — естественная или принудительная.
В системе с верхней разводкой трубы (естественная циркуляция) появившуюся пробку можно выпустить из системы с помощью расширительного бочка, который расположен на самом верху теплообменника. Подача воздуха должна происходить с подъемом к расширительному баку. Если же труба имеет нижнюю разводку, то процесс развоздушивания происходит так же, как в системе, снабженной циркуляционным насосом.
Если в жилом помещении стоит принудительный режим циркуляции, то сверху теплоносителя необходимо установить воздухосборник. Для избавления от воздуха трубопровод прокладывается с подъемом по курсу движения воды в теплообменнике, а пузырьки, поднимающиеся по трубопроводу, удаляются через специальные краны, которые расположены в верху батареи.
Необходимо отметить, что трубопровод прокладывается обязательно с наклоном по направлению слива. Делается это для того, чтобы при необходимости ремонта жидкость быстро стекала из батарей.
Кран Маевского
Краны Маевского делятся на ручные и автоматические. Ручные краны предназначены для того, чтобы выгнать воздух из системы отопления. Выглядит механизм как металлическое устройство небольшого размера, внутри которого расположен игольчатый клапан.
После установки механизма в верхний патрубок стравливание воздуха происходит после полуоборота откидной гайки. Избавиться от пробки с помощью крана можно по схеме:
- Необходимо заполнить систему водой. Кран должен быть закрыт.
- Когда уровень теплоносителя дойдет до максимума, его подача прекращается.
- После этого необходимо установить в механизме зазор ограничителя и открыть кран.
- Одновременно с открытием устройства нужно возобновить подачу воды.
Теплоноситель должен поступать в трубы до тех пор, пока из всех установленных механизмов не начнет выходить жидкость.
На автоматические краны Маевского при эксплуатации необходимо установить седло на торец клапана совместно с обратной пружиной. Механизм предназначен для автоматического устранения препятствия в трубопроводе, когда повышается давление. Перед эксплуатацией необходимо знать специфику работы автоматического механизма:
- Чтобы убрать пробку давления, на кране должно быть установлено значение от 5 до 10%.
- Если долго не пользоваться устройством, оно покрывается известковым налетом, что в последующем затрудняет его открытие. Поэтому кран лучше всего открывать вручную один раз в два месяца.
- Чтобы предотвратить попадание жидкости, должен быть предусмотрен патрубок, который сольет избыточную воду в канализацию.
При выборе крана нужно учитывать особенности отопления: если в трубопроводе происходят частые скачки давления, то на батареи лучше всего поставить ручные механизмы.
Кроме того, необходимо обращать внимание на материал устройства. Как правило, модель из латуни способна во время прокачки труб выдержать максимальное давление и температуру.
Воздухоотвод для отопления
Когда необходимо вывести воздух не из самого радиатора, а из труб, для такого вида развоздушивания на определенном участке устанавливается воздухоотводчик. Конструкция похожа на кран Маевского. Но отличие состоит в том, что воздухоотвод нужен тогда, когда необходимо стравить гораздо большее количество воздуха.
Чтобы развоздушить систему отопления, необходимо правильно установить воздухоотводчик:
- на каждой гребенке, если дело касается коллекторного отопления;
- на верху магистрали;
- перед каждым узлом разветвления, если разводка тройная.
После того как прибор установлен, нужно выставить значение давления, при котором механизм будет срабатывать. Прежде чем прогнать отопление в трубы, запускают теплоноситель до того времени, пока не сработает устройство на обратной магистрали.
Прежде чем спустить систему отопления, необходимо уменьшить температуру воды до минимума. Это приведет к уменьшению объемов теплоносителя, что позволит эффективно вытравить воздушную пробку из системы отопления.
Необходимо отметить, что воздухоотводы, в отличие от крана Маевского, способны произвести развоздушивание любых сложностей. Но параметры срабатывания не должны быть больше критического значения, иначе безопасность механизма и самой системы отопления может оказаться под угрозой.
В этой статье я собираюсь рассказать о том, как убрать воздух из системы отопления. Поскольку отопительный контур может иметь различные конфигурации и отвечать за обогрев многоквартирного или частного дома, нам с читателем придется познакомиться с несколькими решениями разной сложности.
Зачем это нужно
Многоквартирный дом
Для того, чтобы батареи на всех этажах и во всех квартирах грели, в них должен непрерывно циркулировать теплоноситель.
Как правило, в многоквартирном доме в этой роли выступает обычная вода.
Перепад давлений между нитками теплотрассы (подающей и обратной) в штатном режиме составляет не менее 2 кгс/см2. Однако горячая вода с подачи попадает в отопительный контур не непосредственно из теплотрассы, а после смешивания с водой из обратки. За приготовление смеси отвечает водоструйный элеватор — чугунный или стальной тройник с помещенным внутрь соплом.
Рециркуляция части теплоносителя обеспечивает максимальную скорость его движения в контуре и минимальный разброс температур между первыми и последними по ходу движения воды отопительными приборами.
Разница давления между поступающей в батареи смесью и обраткой куда меньше, чем между нитками теплотрассы: она равна всего 0,2 кгс/см2, что соответствует напору водяного столба в два метра. Завоздушенность в системе отопления просто-напросто не даст воде циркулировать: столь небольшой перепад не сможет выдавить воздушную пробку вниз из-за значительной разницы в плотности между воздухом и водой.
Для удаления воздушной пробки гидравлический напор в метрах должен превышать высоту контура (в многоквартирном доме — высоту стояков от розлива).
Автономный контур
У автономной отопительной системы с принудительной циркуляцией теплоносителя картина иная. В большинстве случаев создаваемый циркуляционным насосом напор превышает высоту контура, и тот вполне может работать даже при наличии в трубах воздуха.
Однако при движении пузырей воздуха в трубах и радиаторах неизбежно возникнут гидравлические шумы. Едва ли владельца порадует непрерывно исходящие от батареи булькающие звуки.
Кроме того, воздух способствует коррозии стальных элементов контура — труб из черной стали, стальных панельных радиаторов и сердечников биметаллических батарей. В отсутствие кислорода контакт с водой не приводит к появлению ржавчины.
Откуда берется воздух
Вот основные причины образования воздушной пробки:
- Замена отопительных приборов в квартирах. Она выполняется преимущественно летом, вне отопительного сезона. После опрессовки стояк просто-напросто заполняется водой, а спуск воздуха из него благополучно оставляется на осень;
- Ревизия запорной арматуры на стояках. Она связана с необходимостью полного осушения отопительного контура;
- Ревизия запорной арматуры в элеваторном узле. И в этом случае отопительный контур полностью сбрасывается;
- Утечки воды через резьбовые соединения с нарушенной герметичностью, межсекционные соединения радиаторов, сальники вентилей, свищи в трубах и т.д. При закрытых и исправных задвижках в элеваторе они приводят к постепенному падению давления в контуре. Стоит приоткрыть промывочник или кран Маевского на одном из верхних этажей — и возникшее в верхней части контура разрежение засосет воздух.
Читайте также:Служебная проверка в отношении сотрудника полиции образец
Сценарий 1: многоквартирный дом, нижний розлив
Схема с нижним розливом — наиболее типичное для домов современной постройки решение. И обратный, и подающий трубопровод находятся в подвале. Подключенные к розливам стояки соединяются попарно (подача с обраткой) перемычкой на верхнем этаже или на чердаке.
Решение 1: запуск элеватора на сброс
Удаление воздуха из системы отопления проводится работниками ЖКХ еще на стадии запуска полностью или частично сброшенного контура.
Для этого он перепускается на сброс:
- Одна из домовых задвижек открывается, вторая остается закрытой;
- Перед закрытой задвижкой со стороны отопительного контура открывается соединенный с канализацией сбросник.
О выходе большей части воздуха свидетельствует равномерный, без воздушных пузырей, поток воды в сбросе.
Решение 2: воздушники
В верхней точке каждой пары стояков (в радиаторной пробке или на выведенной под потолок перемычке) в системах нижнего розлива всегда монтируется воздушник. Это не обязательно предназначенный специально для стравливания воздуха кран Маевского: его может успешно заменить шаровый кран, винтовой вентиль или водоразборный кран, установленный изливом вверх.
Сброс воздуха из стояка выглядит так:
- Приоткройте кран (не более чем на один оборот). Вы должны услышать шипение выходящего воздуха;
- Подставьте под него любую широкую посуду. Таз или ведро избавят вас от необходимости вытирать лужу на полу;
- Дождитесь, пока воздух не сменится водой;
- Закройте кран. Стояк должен нагреться в течение 5-10 минут. Если этого не произошло, стравите воздух повторно: возможно, что начавшаяся было циркуляция выгнала в верхнюю точку участка контура новые пузыри воздуха.
Несколько важных моментов:
- Никогда не выкручивайте винт в кране Маевского полностью. При давлении в 5-6 атмосфер и хлещущем из отверстия кипятке вкрутить ее обратно у вас нет ни малейших шансов. Последствием необдуманных действий станет затопление вашей квартиры и квартир под вами по стояку горячей и грязной водой;
- Не выкручивайте сам воздушник под давлением. Даже на половину оборота: вы не знаете, в каком состоянии его резьба. Если спускной клапан на отопление неисправен, перед его ремонтом или заменой необходимо перекрыть оба парных стояка и убедиться в том, что вентиля на них держат воду;
- Если вы живете на верхнем этаже, еще до начала отопительного сезона убедитесь, что вам есть чем открыть воздушник. Современные краны Маевского открываются своими руками или с помощью отвертки, а вот в домах старой постройки может понадобиться особый ключ;
Его легко сделать, подобрав стальной пруток соответствующего диаметра и сделав на его торце пропил.
Решение 3: перепускание стояка на сброс
Основная проблема воздушников на нижнем розливе именно в том, что они расположены в квартире верхнего этажа. Что делать, если ее жильцов хронически нет дома?
Парные стояки можно попытаться перепустить из подвала.
- Обследуем стояки. После вентилей на них могут быть установлены сбросники или заглушки. В первом случае никаких трат не предстоит, во втором — нужно приобрести шаровый кран с резьбами «папа-мама» того же размера, что и у заглушек;
- Перекрываем вентиля на обоих стояках;
- Откручиваем заглушку на одном из них;
Отвернув ее на один-два оборота, дождитесь падения напора воды, бьющей по резьбе. Так вы убедитесь, что вентиля на стояках исправны.
- Вкручиваем вместо заглушки шаровый кран, предварительно подмотав резьбу;
- Полностью открываем установленный сбросник;
- Открываем вентиль на втором стояке. После того, как напор воды выгонит весь воздух, закрываем сбросник и открываем второй стояк.
Тонкости есть и здесь:
- Если все радиаторы расположены на подающем стояке, а обратный стояк холостой (без отопительных приборов) — ставьте сбросник именно на обратку. В этом случае весь воздух выйдет гарантированно. При наличии батарей на обоих парных стояках образовавшуюся воздушную пробку удается выгнать далеко не всегда;
- Если вам не удалось перепустить стояки в одном направлении — переставьте сбросник на второй стояк и перегоните воду противоположную сторону;
- Если на стояках установлены винтовые вентиля, избегайте тока воды через них в направлении, противоположном указанному стрелкой на корпусе. Попытка открыть вентиль с прижатым давлением к седлу клапаном чревата отрывом клапана от штока. Для устранения проблемы нередко приходится сбрасывать всю систему отопления дома.
Сценарий 2: многоквартирный дом, верхний розлив
Что это такое — дом с верхним розливом?
Вот его признаки:
- Подающий розлив расположен на техническом чердаке, обратный — в подвале или подполе;
- Каждый стояк представляет собой перемычку между ними и отключается в двух местах — снизу и сверху;
- Розлив подачи прокладывается с небольшим уклоном;
- В верхней точке подающего розлива расположен расширительный бак со сбросником. Нередко сброс выводится через все этажи в подвал, в элеваторный узел или максимально близко к нему.
Где расположены воздушники в системе отопления верхнего розлива?
Функцию воздушников выполняет тот самый сбросник на расширительном баке. Вывод сброса в подвал упрощает запуск отопления в начале сезона, но и без него тот не отличается сложностью.
Решение 4: сбросник на расширительном баке
Вот инструкция по приведению системы верхнего розлива в рабочее состояние:
- Медленно (чтобы избежать гидроудара) заполните систему отопления, приоткрыв домовую (между элеваторным узлом и отопительным контуром) задвижку на подаче или обратке;
- Когда система отопления заполнится, полностью откройте вторую задвижку;
- Через 5-10 минут откройте сбросник на расширительном баке и дождитесь, пока вместо воздуха из него пойдет вода.
Сценарий 3: открытая система отопления одноквартирного дома
Открытая система работает при давлении, соответствующем высоте водяного столба между нижней и верхней точками контура.
Розлив прокладывается с постоянным уклоном, а в его верхней точке монтируется открытый расширительный бачок.
Он совмещает сразу несколько функций:
- Собственно расширительного бака, компенсирующего увеличение объема теплоносителя при нагреве;
- Предохранительного клапана, сбрасывающего избыточное давление при закипании теплоносителя в теплообменнике котла;
- Воздушника. Весь воздух вытесняется в верхнюю часть контура, в расширительный бак и далее в атмосферу.
Очевидно, что такой схеме дополнительные воздушники нужны примерно как рыбе зонтик. Однако ими могут комплектоваться отдельные радиаторы отопления, установленные выше розлива: краны Маевского позволят удалить воздух из радиатора и заставить воду циркулировать через оба его коллектора.
Сценарий 4: закрытая система отопления одноквартирного дома
В контуре с принудительной циркуляцией, работающем при избыточном давлении, обычно монтируется автоматический воздухоотводчик. Он входит в состав группы безопасности котла и устанавливается на выходе из его теплообменника.
Некоторые котлы комплектуются собственной группой безопасности, находящейся внутри корпуса.
Все отопительные приборы, расположенные выше розливов, дополнительно комплектуются собственными автоматическими воздушниками или кранами Маевского.
Воздушник абсолютно необходим лишь при боковом или диагональном подключении радиатора. Двухстороннее нижнее подключение допускает работу завоздушенной батареи. Воздух вытесняется в верхний коллектор, вода циркулирует через нижний, секции прогреваются по всей высоте за счет теплопроводности металла.
Особый случай
Наряду с воздушником в закрытых автономных системах применяется еще один прибор — сепаратор воздуха для отопления. Его функция — отвод мелких пузырьков воздуха, насыщающего теплоноситель и способствующего коррозии стальных труб, эрозии крыльчатки циркуляционного насоса и теплообменника котла.
Отвод воздуха из воздушной камеры сепаратора выполняется нашим старым знакомым — автоматическим воздухоотводчиком.
За сбор воздушных пузырьков могут отвечать:
- Так называемые PALL — кольца;
- Сетки из нержавеющей стали или меди.
Цена наиболее доступных сепараторов под диаметр присоединяемого трубопровода 20 мм начинается примерно от 2000 рублей, а приносимая ими польза довольно сомнительна. На мой взгляд, в автономной отопительной системе вполне можно обойтись без этих приборов.
Заключение
Итак, нами благополучно изучены причины возникновения воздушных пробок и способы удаления воздуха из отопительной системы. Как обычно, дополнительную информацию читатель найдет в видео в этой статье. Жду ваших комментариев. Успехов, камрады!
Источник: