Содержание
- социологические науки
- Похожие материалы
- Список литературы
- Просмотр содержимого документа «Собеседование при устройстве на работу»
социологические науки
- Абраменко Елена Вячеславовна , кандидат наук, доцент, доцент
- Бондарева Виолетта Валерьевна , студент
- Диулина Ирина Евгеньевна , студент
- Волгоградский государственный технический университет
-
Похожие материалы
Деловое общение это форма коммуникационного взаимодействия, основанная на принципах деловой этики, характеризующаяся сотрудничеством и партнерством субъектов или группой субъектов для получения взаимовыгодных результатов.
В отличие от других видов взаимодействия, деловое общение отличается тем, что в его процессе всегда есть цели и задачи, которые необходимо решить.
Так и на первом собеседовании есть цель получить заветную должность, а вот как добиться данной цели, мы постараемся описать в своей статье.
Любое собеседование это стресс для соискателя работы, поэтому подготовка к деловому общению, должна быть крайне тщательной.
В своей работе, мы провели опрос с руководителями организаций и выяснили, на что обращают внимание руководители при трудоустройстве. Естественно первостепенным для них, является опыт работы, но мы, осознанно сделали акцент, что соискатель не имеет и малейшего опыта работы.
Во-первых, 70 % руководителей, на первом собеседовании, обращают внимание на речь соискателя.
В компании о кандидате совершенно ничего не знают, следовательно, вся ответственность за то, чтобы произвести правильное первое впечатление лежит на плечах соискателя. От того, как четко подготовлена Ваша речь, будет зависеть насколько успешным, адекватным, конструктивным профессионалом Вы предстанете перед руководителем. Встречаются случаи, когда отличный кандидат, под давлением стрессовой ситуации или напором наёмника, пугался, зажимался и проваливал собеседование. Помним о том, что повторить первое собеседование и произвести повторно первое впечатление невозможно.
Рекомендации соискателям работы при трудоустройстве.
- Начните диалог с отвлеченной темы (например, оцените красивый вид из окна, отметьте масштабность организации или офиса и т.д.). Но есть темы, которые не стоит затрагивать это политика и религия, т.к. данные вопросы могут вызвать длительную дискуссию. Помните, что на собеседовании Вы пришли предложить свою кандидатуру, презентовать себя. Следовательно, фраза «есть резюме и там все написано» сыграет против Вас.
- Больше слушайте (80% от всего делового разговора) того, кто проводит собеседование. Выслушайте собеседника и постарайтесь понять, кого ищет организация. И только, сделав соответствующие выводы, можно рассказать о себе. При этом помним, что собеседование нельзя превращать только в Ваш личный монолог.
- Установите доверительный контакт. Больше улыбайтесь, но по делу.
- Задавайте уточняющие вопросы. Работодатель всегда положительно относятся к задаваемым вопросам соискателя. Но вопросы должны быть «умными». Что это значит? Вопросы должны быть о стратегиях развития компании, о бизнесе, о вкладе в развитие компании специалиста, которого подбирают. Но никак о «На каком этаже мой кабинет?» или «Какую авиакомпанию предпочитаете?». Ваши грамотные вопросы, позволят руководителю оценить, насколько Вы серьезно относитесь к данному предложению и можно ли Вас рассматривать в качестве претендента на должность.
Во вторых, работодатели оценивают внешний облик соискателя. Известно, что первое впечатление о человеке формируется в первые 30-40 секунд деловой встречи. Поэтому на первом собеседовании необходимо выглядеть презентабельно. В нашем опросе, руководители с полной уверенностью, отдали предпочтение классической форме одежды ‑ 87% и лишь 13 % ‑ повседневной.
На вопрос, каким должен быть макияж на собеседовании, 90 % руководителей отметили естественный, 10 % ‑ отсутствие макияжа. Наниматели отметили, что маникюр предпочтительно постельных тонов или просто ухоженные руки. Обувь на каблуке или без — значения не имеет (95 % предпринимателей). Парфюм должен быть легким с мало уловимым запахом. Женщинам с длинными волосами, при первом собеседовании, рекомендуется собирать волосы заколкой.
Кроме визуального оценивания, работодателю важно насколько человек может себя презентовать. Так, работодатели отметили (88 %), что соискатель должен быть уверенным, 10 % ‑ сдержанным, 2 % ‑ спокойным. И, конечно же, не приветствуется излишняя открытость, раскрепощенность в общении и жестах, болтливость.
Ошибки, которые необходимо избегать, при трудоустройстве:
- несоответствующий внешний вид;
- неряшливость;
- отсутствие вежливости;
- неумение изъясняться;
- некомпетентность;
- боязнь контакта глазами;
- отсутствие пунктуальности и пр.
По мнению работодателей, внешний вид соискателя работы должен быть презентабельным и не вызывающим, речь — четкой, поставленной. Сам же претендент на рабочее место должен быть уравновешенным, спокойным, уверенным и оптимистично настроенным.
Нам стало интересно, что думает молодежь, которой предстоит устроиться на работу, а, следовательно, пройти первое собеседование.
Термин «молодежь» трактуется различным образом. Как правило, молодежью признают социально-возрастную группу в возрасте от 14 до 30 лет (возрастная классификация ООН — 14–25 лет) [2]. Современные студенты относятся к молодежной среде.
Студенческий возраст — это период профессионального самоопределения и развития личности, период осознания себя гражданином РФ, время, когда человек понимает всю ответственность за будущее страны и общества [1]. Студенческий возраст это тот период времени, когда молодые люди, обучаясь на 3-4 курсах, активно занимаются поиском работы.
В нашем исследовании приняли участие студенты ВолгГТУ, ВолГУ, РАНХиГС (г. Волгоград) в количестве 100 человек.
Итак, 70 % респондентов (студентов) отметили наиболее важным аспектом при трудоустройстве «речь», 14 % ‑ «манеры» и 5 % ‑ «одежда». Наименее важным считается «прическа», «макияж» и «жестикуляция». Также были отмечены следующие дополнения: «харизма» (4 %), «знания» (3 %), «опыт» (2 %), «связи» (1%).
На вопрос о внешнем виде соискателя работы, выбрали следующие варианты ответов: 18 % отметили классический стиль одежды, 5 % ‑ одежда в стиле «сasual»; 12,6 % выбрали аккуратно уложенные волосы, в то время как 3,6 % считают, что прическа не имеет значения, а 3,8 % выбрали бы повседневную прическу.
Так, по мнению студенческой молодежи, 29,3 % считают, что соискатель должен быть уверенным в себе, 23,1% ‑ спокойным, 21,5% ‑ открытым, 12,1 % ‑ сдержанным, 6,2 % ‑ раскрепощенным. Всего 1,6 % отметили экспрессивным и болтливым, 1 % ‑ навязчивым.
Подводя итог, отметим, что 67 % опрошенных студентов пытались устроиться на работу, из них у 67% опыт трудоустройства был успешным. При этом, их настрой был: 60% ‑ оптимистичный, 22% ‑ пессимистичный, 3 % ‑ реалистичный, 1% ‑ нейтральный.
В заключение, отметим, что собеседование при трудоустройстве это интервью между работодателем и соискателем. В процессе, которого работодатель оценивает кандидата по таким многим критериям. Это и коммуникабельность, стрессоустойчивость, умение работать в команде, а также наличие образования, опыта работы в данной сфере деятельности.
Список литературы
- Абраменко, Е.В. Дидактические игры как средство развития патриотического сознания у студентов / Е.В. Абраменко // Известия ВолгГТУ. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». Вып. 15 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. — Волгоград, 2014. — № 2 (129). — C. 67-69.
- Ростовская, Т.К., Ростовская И.В. О развитии системы защиты прав несовершеннолетних и молодежи // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. №
Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Романов А.А.Грамматика деловых бесед- Тверь 1995 -240 с.
Глава 1. Общение на службе управления: сущность, формы и принципы.
Управленческая коммуникация- процесс взаимодействия его участников, направленный на изменение их деятельности в определенном порядке.
Правила эффективной обратной связи:
1. предусматривает конкретный способ обратной связи каждый раз, когда руководитель вступает в общение с подчиненными или с другими деловыми партнерами. Наилучший способ проверки такой обратной связи- беседа, собрание рабочей группы, обмен мнениями по телефону. Нужно не спросить «Вы меня поняли»- кивнут в любом случае, а переспросить, что будет человек делать.
Читайте также:Проекты перепланировок трехкомнатных квартир 58м пентагон
2. усиление внимания к собеседнику, понимать невербалику
Исследование А.Н.Лях, Кузнецов О.А. только 20-25% информации от руководителя доходит до конкретных исполнителей, при горизонтальных коммуникациях- до 90%
Причины плохой коммуникации:
-Недостаточное внимание к важности сообщения,
-неправильная установка сознания (безразличие, потеря интереса, неорганизованность),
-плохое построение самого сообщения,
-плохая обратная связь,
-нарушение правил этикета (невежливость, без регламентированных форм обращения, ошибка при выборе адресата на роль посредника),
Виды деловой коммуникации:
1. Познавательная- информативная (лекции, сводки новостей)
2. Экспрессивная- передача чувств, оценок, взглядов, установок. Часто используются междометья ах, ух…
3. Убеждающая- с оказанием влияния, просьбы, переговоры
4. Социально- ритуальная- поддержание норм о обычаев. Гостеприимство, знакомство, поздравление.
Глава 2. Деловые беседы и совещания.
Технология деловых собеседований.
Отличия деловых бесед от повседневных:
1. Они планируются
2. Тема не широка, беседа направлена на достижение определенных задач и служит решению производственных проблем и вопросов
3. Нет переходов от одной темы к другой
4. Связана с принятием управленческих решений
5. Выводы делаются на основе анализа информативных данных
Преимущества деловой беседы над другими формами деловой коммуникации:
1. Быстрота реагирования- можно пояснить, подправить…
2. Возможность учета ситуации.
3. Повышение компетентности руководителя за счет возражений, предложений, критики.
4. Создание общности.
5. Возможность учета объективных и субъективных факторов при решении проблем.
6. Ощущение собственной значимости и причастности к решению.
Принципы:
1. Это не монолог, а обмен мнениями. Поэтому нужно высказываться, косвенно стимулируя собеседников высказываться
2. Рациональность организации. Информация излагается кратко. Но не в ущерб успешному взаимодействию.
3. Разбавление трудной, малознакомой информации обобщениями, аналогиями, известными фактами.
Использование коммуникативных приемов:
— повторение темы при ее смене, или изменении ее аспектов
— использование разбивки материала при перечислении ряда фактов (во-первых, во-вторых…)
— смысловое повторение основного
— постановка вопросов об условиях затруднений, о возможных последствиях и выводах в целях стимулирования мышления собеседника, ответственности каждого за исход беседы
— подведение общих и этапных итогов беседы
В беседе важно учитывать:
1. профессиональный уровень
2. содержание выполняемых человеком задач
3. полномочия человека и меру его ответственности
4. жизненный опыт, интересы, устремления и желания
План беседы:
1. Повод, тема и цель беседы.
2. Конкретные задачи.
3. Психологические особенности собеседника. Какие аргументы имеются в наличии, чтобы парировать возражения.
4. Какие контраргументы может выдвинуть собеседник и как достичь поставленной цели
5. Какие варианты можно предложить, если партнер выразит согласие, отрицание, предубеждение или протест
6. На кого можно опереться в решении этой проблемы, и какие преимущества или проблемы это может принести.
Поведенческие типы подчиненных:
1. Хронический жалобщик. Всегда чем-то недоволен. Требует разбирательств. Нейтрализация: шутка в начале, терпимость, но, если зашло слишком далеко, выразить недовольство постоянными жалобами. Даже, если они имеют объективную природу.
2. Самолюбивый. Раздражается, если ему предлагают новую работу. Считает, что его мало ценят, к нему не прислушиваются. Решение: нужно понять, в чем причина его уязвленного самолюбия.
3. Лодырь, нарушитель дисциплины. Сказать, что нарушения дисциплины караются в административном порядке. Если жалуется на трудную работу, то предложить более легкую, но с потерей в зарплате.
4. Завистник. Оповещает всех о провалах и ошибках коллег, руководства. Так устраняет энергичных соперников. Показать, что понимаешь его тактику. И что он не лучше коллег.
5. «Забывчивый, неаккуратный». Повысить требования, напоминать, предупреждать. В случае необходимости взыскивать. Обсудить с коллегами на собрании.
6. Сплетник- информатор. Объяснить, что подобным поведением не завоевать расположения ни начальства, ни коллег.
7. Индивидуалист. Выделяется, поступает по-своему. Помочь оценить свои поступки, не противопоставляя коллегам и не вызывая чувства обиды.
8. Безупречная личность. Показывает свою беспристрастность и нейтральность. Винит за свои промахи других. Дать дело с личной ответственностью.
Беседа при приеме на работу:
Многие считают, что это ерунда. Блоки наиболее частых вопросов
1. Что Вы за человек? Рассказать о себе. Смотрят, не опоздал ли, должным ли образом одет. Чаще всего отвечают 3-4 минуты. Обратить внимание на мелочи и на то, что кандидат хотел бы подчеркнуть.
2. Почему Вы ищете работу? Посмотреть на прямоту и логичность. Осторожно, если говорят о «философских или принципиальных разногласиях с прежним руководителем». Все общие жалобы просим конкретизировать, пояснить суть претензий.
3. Чем Вы можете быть полезным? Смотрим, насколько человек подготовился.
4. Каковы Ваши сильные стороны? Не перебивать и не хвалить. Просить подтвердить примерами. Если говорит, что может все, что необходимо- ерунда. Конкретно. Можно спрашивать, как он поведет себя в ситуации…(О трудной ситуации из жизни Вашей фирмы)
5. Ваши слабые стороны? Проверка откровенности, уравновешенности. Можно спросить об ошибках. Если нет- ерунда. Мелочи тоже не лучший вариант. Лучший вариант- извлечение уроков. Часто говорят о недостатках как продолжении достоинств.
6. Каким должен быть начальник? Шутка- не хочет говорить.
7. Каковы Ваши самые крупные достижения? Если нет- настораживает. Хорошо, если с подтверждением.
8. На какую зарплату Вы рассчитываете? Лучший вариант- когда называют верхнюю и нижнюю границы.
— Намеренно не говорить о содержании работы. А спросить человека, все ли обсудили. Если он согласен- то его не интересует содержание. Хорошо, если спрашивает, чего ждут от кандидата. Иметь под рукой должностные обязанности.
— Если спросит, почему ушел предыдущий работник- ответить.
— Перед началом руководитель составляет портрет искомого кандидата: что должно быть обязательно и чего быть не должно ни в коем случае.
— Если собеседование проводит несколько человек, хорошо договориться об оценках по необходимым критериям.
— Желательно иметь анкету заранее, чтобы не встречаться с совсем неподходящими. Им откажет кадровик или секретарь. По анкете можно составить представление.
При подготовке хорошо составить формуляр- образец, в который занесены основные сведения о кандидате, и который будет дополнен недостающими, включая общее впечатление.
Правила делового этикета:
1. Приглашать заранее, с указанием времени и места, с пояснениями как добраться.
2. Секретарь должен быть в курсе, знать имя приглашенного, позаботиться о пропуске и об отсутствии посетителей в это время.
3. Хорошо, если в приемной есть зеркало (у женщин особенно велика потребность).
4. Собеседование должно начаться в строго указанное время.
5. Проводящий беседу встает, здоровается, помогает раздеться, повесить одежду (женщинам), предлагает стул.
6. Иметь перед глазами заявление, чтобы показать, что с ним познакомился и готов говорить по существу.
7. Хорошо, если видны часы и на столе вода.
В конце встречи необходимо сообщить, каковы будут дальнейшие шаги. И, очень вежливо, основное впечатление: «Мне кажется, эта работа не совсем подходит для Вас» или «Мы рассмотрим Ваше заявление серьезно и …». А основной итог- позже.
Результат претенденту сообщают, как только принято решение.
Беседа состоит из 3 частей: вступительной, основной и заключительной. Вступление до 15%, доброжелательно, больше говорит начальник. Во второй и третьей больше говорит кандидат. Побудить легче не вопросами типа «Что скажете о Вашем предыдущем начальнике?», а паузами и повторением сказанного кандидатами. Но без особых эмоций и оценок.
Собеседование при увольнении.
Необходимо выяснить истинные причины увольнения. Планировал ли работник это или заявление спонтанно. Можно сделать важные выводы. Может, уговорить остаться.
Читайте также:Приказ о назначении директора по совместительству образец
Узнать, что он думает о:
— зарплате, системе поощрения, возможностях роста
— какие непроизводственные проблемы есть у человека (жилье, длинный рабочий день, далеко до работы, неустроенность детей…)
— был работник перегружен или недогружен, какие недостатки в организации труда видит и что предлагает
— как работают вспомогательные службы предприятия (социальные и т.д.)
Если сокращение или по инициативе руководства.
На жаргоне «прощальный разговор».
Это очень трудно. В США даже нанимают менеджера-терминатора. Существует более 400 фирм в США и 60 во Франции, процедура реабилитации часто предусматривается трудовым соглашением.
— ссылаться на других руководителей («если бы дело зависело от меня…»)
— ссылаться на новшества
Это заставляет извиняться, как будто увольнение случайно. Кроме того, у человека остается надежда, он ждет помощи, или даже считает, что начальник может передумать, или что его просто предупреждают.
Необходимо владеть техникой «речевого милосердия».
Не назначают перед выходными или праздниками, не проводят на рабочем месте или в присутствии других сотрудников. Не больше 20 минут. Человек все равно не сможет слушать. Важно, чтобы начальник подготовился:
— осознал свои чувства
— продумать о точном изложении фактов, если придется упрекать
За рубежом предлагают список вакансий на других предприятиях, реабилитационные программы.
— ждать, пока работник сам напишет заявление по собственному желанию
— подталкивать его к этому, переводя на худшую должность…
Еще сложнее уволить управленца.
Проблемные или дисциплинарные беседы.
— выявить детали проблемной ситуации
— восполнить недостаток знаний, необходимых для решения конкретных задач, обменяться мнениями, выявить предпосылки, чтобы исключить повторы.
— действовать коллективно, согласованно
-вызвать чувство удовлетворения от совместной интеллектуальной деятельности
Дисциплина на предприятии рассматривается в 2 аспектах: статическом (правила рабочего распорядка, должностные инструкции, кто кому подчинен, приоритеты…) и динамическом (их выполнение на конкретном рабочем месте).
Часто несоответствие появляется из-за устаревших правил. Правила и работники существуют отдельно. Часто работникам просто не сообщены правила. Это легко устранимо. Но если злостно, необходимо вмешиваться.
Зарубежные исследования говорят, что от 70 до 85 % всех проблем могут быть устранены только руководителем. При этом лучше экспрессивные, а не репрессивные методы.
Обязательно сопоставлять реальное поведение и должностную инструкцию.
Главная цель- чтобы подчиненный принял, а не просто уяснил отношение руководителя к проступку и наказание. Начать с хорошего и закончить хорошим.
Разнос на рабочем месте в присутствии коллег неэффективен, т.к. гнев будит в людях агрессивность. Это может вылиться в открытый спор или тихий саботаж. Кроме того, можно перейти на оскорбления. Коллектив увидит «мученика» и поддержит его.
Основной акцент- перспектива, а не детали проступка. Как устранить.
До начала хорошо изучить документы, проверить, присутствовал ли человек, когда ставились задачи или обсуждались требования. Реакция на проступок должна последовать в течение 48 часов.
Первое, что надо выяснить
— не является ли проступок средством привлечения внимания.
— нет ли личных затруднений (может, ребенок заболел)
— может, нужна помощь, повышение квалификации
— нет ли личного критического отношения к руководителю
— каковы личные претензии работника и где он их высказывал, доводил ли до сведения руководства
Перечислить конкретные мероприятия организационного порядка, которые будут предприняты, предусмотреть обеспечение информацией по проблеме. Система проверки и контроля. А если нарушения не прекратятся- дисциплинарные меры.
Трудно удержаться в позитивном ключе. Часто в первой же фразе переходят на негатив: Вы хороший работник, но вчера… Хорошо использовать прием «двух персон»: я знаю И.И. как человека +, а, оказывается, есть и второй И.И., который вчера… И удивление с сожалением. Говорим только о поведении, без личности.
Завершаем без заигрывания и запугивания. Четко, не давая перебить. Если перебивает, сказать «минутку, подождите, я уже заканчиваю». И проговорить: «Как Вы понимаете, выговора Вам не избежать. Понимаю, что это неприятно. Но, как бы высоко Вас ни ценили (о заслугах), иначе поступить не могу.» Т.е. факт- чувства – похвала – констатация.
Хорошо выдержать паузу. И затем сказать. «А теперь у меня к Вам личная просьба… Если можно, конечно. Пожалуйста, И.И., избавьте меня от необходимости этих разговоров в будущем. Они мне неприятны, как и Вам. Я хорошо знаю, что Вы работаете без этих срывов: и факт о хорошей работе».
Четко проговорить планы: обучение, пересмотр инструкций, проведение совещания. Если следует исключение из правил для данного сотрудника, об этом необходимо сообщать остальным.
1. Главная задача- будущая работа
2. Тщательная подготовка
3. Не ругать, а доверительно разговаривать
4. Не принимать решение заранее. Возможно, не известна причина. Например, привлечение внимания.
5. Работник должен понять оргвыводы уяснить «если еще раз, то…»
6. Обозначить контрольный срок или меры и по результатам пригласить еще раз, но с положительной оценкой.
В современных условиях на рынке труда предъявляются высокие требования к выпускникам учебных заведений. Сегодняшний выпускник должен владеть не только профессиональными, но и коммуникативными навыками. Уметь строить деловые отношения на всех уровнях общения.
На данном уроке через ознакомление с видами бесед при устройстве на работу, через создание деловых ситуаций при трудоустройстве идёт формирование компетенции – принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях, ответственность за них.
Просмотр содержимого документа
«Собеседование при устройстве на работу»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Черногорский механико-технологический техникум»
Интегрированного урока по дисциплинам
«Психология общения», «Деловое общение»
В современных условиях на рынке труда предъявляются высокие требования к выпускникам учебных заведений. Сегодняшний выпускник должен владеть не только профессиональными, но и коммуникативными навыками. Уметь строить деловые отношения на всех уровнях общения.
На данном уроке через ознакомление с видами бесед при устройстве на работу, через создание деловых ситуаций при трудоустройстве идёт формирование компетенции – принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях, ответственность за них.
На встрече с работодателем выпускник должен уметь подать себя так, чтобы его приняли на работу и предложили достойные условия труда и оплаты. Поэтому немаловажной является компетенция – умение работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. Формирование данной компетенции идёт через анализ деловых ситуаций, оценку действий работодателя и соискателя.
В конце урока обучающимся будут даны рекомендации: как строить деловую беседу при трудоустройстве, как правильно отвечать на поставленные вопросы, как вести себя в тех случаях, когда в работе было отказано.
Таким образом, полученные на уроке знания способствуют выпускникам получить место работы по специальности на рынке труда. Уметь строить деловые отношения, закрепиться на полученной работе и добиться успеха в будущей карьере.
Тема: Особенности служебно- делового общения.
Собеседование при устройстве на работу
Знакомство обучающихся с видами собеседований при устройстве на работу.
Изучение правил ведения деловой беседы при трудоустройстве.
Содействие развитию умений оценивать, анализировать, делать выводы.
Создание условий для сознательного и осмысленного применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.
Научить владеть техникой ведения деловой беседы.
Развивать умения обучающихся слушать других.
Способствовать формированию коммуникативных навыков.
Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к деловым партнерам.
ОК-3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК-6 Работать в коллективе, команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Читайте также:Продолжительность перерыва для отдыха и питания работников
Тип урока: урок — изучения новых знаний с элементами деловой игры.
Методы проведения урока: беседа, объяснение нового материала, показ презентации, деловая игра.
Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал для студентов.
Межпредметные связи: «Психология делового общения», «Русский язык и культура речи».
Планируемые результаты обучения:
Студент должен знать:
Виды деловых бесед,
Правила ведения деловой беседы при трудоустройстве,
Студент должен уметь:
Составлять план беседы,
Корректно отвечать на вопросы.
Организационно – мотивационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Что такое общение как социально- психологическая категория?
Какие три стороны общения выделяют в едином процессе общения?
От чего зависит эффективность коммуникативной стороны общения?
Какие виды общения вы знаете?
Что является предметом в деловом общении?
Назовите основную задачу делового общения?
Основные формы делового общения?
Какие виды деловых бесед Вам известны?
Какие Вам известны вопросы по характеру ожидаемых результатов?
Усвоение новых знаний.
Слово преподавателя: В условиях рынка человек меняет работу, как правило часто. При устройстве на работу ему обязательно приходится проходить собеседование. К собеседованию можно относиться по – разному, но главное, как можно лучше себя представить «Самый важный товар, который Вам когда – либо придётся продавать, — это Вы сами…», — пишет Ларри Кинг в книге «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, и где угодно» (Слайд № 3).
Какие виды собеседований при устройстве на работу Вам известны?
Выделяют следующие виды собеседований при трудоустройстве:
Собеседование по телефону
Собеседование при встрече
Интервью по компетенциям
Проверка на детекторе лжи
Деловая игра. Собеседование при встрече (Ситуация 1).
Разбор ситуации. Какие ошибки допустила соискательница при общении с работодателем? (Слайд № 5-11).
Слово преподавателя: Давайте познакомимся с рекомендациями как лучше отвечать на заданные работодателем вопросы (Слайд № 12).
Деловая игра. Собеседование при встрече (Ситуация 2).
Подведем итог. Выработаем рекомендации беседы при устройстве на работу (Слайд № 14). Раздаточный материал.
Как быть если в трудоустройстве Вам отказано? (Рекомендации психолога. (Слайд № 15).
Закрепление полученных знаний.
Назовите виды собеседований при устройстве на работу?
Как правильно отвечать на вопросы работодателя?
V. Подведение итогов (выставление оценок). Рефлексия.
Вопрос: Кому знания, полученные на уроке, пригодятся при трудоустройстве? (Да- зелёный флажок, Нет- красный флажок)
Организационно – мотивационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Преподаватель: Цель нашего урока закрепить и систематизировать свои знания по теме: «Особенности служебно- делового общения. Собеседование при устройстве на работу». Прежде чем мы начнём свою работу давайте вспомним, что такое общение как социально- психологическая категория.
Студент: Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизнедеятельности.
Преподаватель: Какие три стороны общения выделяют в едином процессе общения?
Коммуникативную (обмен информацией),
Интерактивную (взаимодействие обучающихся),
Преподаватель: От чего зависит эффективность коммуникативной стороны общения?
Студент: От характера межличностных отношений; от темперамента собеседника; от его характера.
Преподаватель: Какие виды общения вы знаете?
Студент: Вербальное (словесное) и невербальное (поведение собеседника). При общении мы должны владеть как культурой словесного, так и культурой несловесного общения (мимика, позы, жесты).
Преподаватель: Общаться: — значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения к ним. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.
Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой – либо другой товар в этом мире!»
Преподаватель: Что является предметом в деловом общении?
Студент: В деловом общении предметом общения является дело.
Преподаватель: Назовите основную задачу делового общения?
Студент: Основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.
Преподаватель: Основные формы делового общения?
Студент: Деловая беседа, деловое совещание, деловые переговоры, публичное выступление.
Преподаватель: Какие виды деловых бесед Вам известны?
Беседа при приёме на работу,
Беседа при увольнении с работы,
Проблемные и дисциплинарные беседы.
Преподаватель: При ведении любой беседы большую роль играют вопросы. Какие Вам известны вопросы по характеру ожидаемых результатов?
Студент: По характеру ожидаемых результатов вопросы бывают закрытые и открытые.
Преподаватель: В условиях рынка человек меняет работу, как правило часто. При устройстве на работу ему обязательно приходится проходить собеседование. К собеседованию можно относиться по – разному, но главное, как можно лучше себя представить «Самый важный товар, который Вам когда – либо придётся продавать, — это Вы сами…», — пишет Ларри Кинг в книге «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, и где угодно».
Собеседование по телефону
Собеседование при встрече
Интервью по компетенциям
Проверка на детекторе лжи
Ассистент – центр проверка на детекторе лжи
Собеседование при встрече
Рассмотрим первую ситуацию (Диалог №2).
Преподаватель: Какие ошибки допустила соискательница?
2. Неподходящая одежда и внешний вид.
3. Жевание, курение, похмельный синдром.
4. Не отключенный мобильный телефон.
5. Зажатость и стеснительность.
6. Незнание компании-работодателя.
7. Незнание своих сильных и слабых качеств.
8. Неподготовленность к интервью.
10. Завышенное самомнение и высокомерие.
11. Не задавать вопросы. Или задавать их слишком много.
12. Не критикуйте бывших руководителей.
13. Спросить о зарплате и соцпакете слишком рано.
15. Забыть об обратной связи.
Преподаватель: А теперь наши менеджеры по персоналу подготовили несколько рекомендаций о том. Как правильно отвечать на поставленные вопросы:
«Расскажи о себе». От вас ждут детальные сведения о вашей специализации в вузе и опыте работы по специальности.
«Кем вы видите себя через 2(5) лет? Вопрос не о карьерных достижениях, а о умении ставить перед собой цели.
«Что вас привлекло в нашем объявлении?» Нужно дать понять что ваш выбор осознанный (нужно знать о компании, условиях работы, перспективах).
«Каковы ваши слабые и сильные стороны?» Признайте небольшой недостаток и расскажите как вы с ним боритесь. Не стесняйтесь перечислять свои сильные стороны (то что вы умеете лучше всех).
«Почему вы ушли с предыдущей работы?» Выделите позитивные стороны прежней работы и назовите достойные причины своего ухода (желание найти более интересную работу, дающую возможности профессионального роста).
Преподаватель: Прослушав рекомендации, давайте рассмотрим другую ситуацию (Диалог №1).
Преподаватель: Подведём итог. Рекомендации беседы при устройстве на работу лежат на столах.
Преподаватель: Если Вам отказали? Прослушаем рекомендации психолога.
Даже если вас не приняли — не беда. С каждым собеседованием будет расти ваш опыт и умение презентовать себя правильно.
Проанализируйте, что стало причиной неудачи: недостаточная квалификация, завышенная самооценка, плохой внешний вид и угрюмость или просто опоздание на собеседование.
Собираясь на следующее собеседование, постарайтесь подготовиться получше.
Если интервьюер на прощание дает вам полезные советы о том, что вам стоит изменить в себе или своем поведении — не обижайтесь, а внимательно их выслушайте. Пригодится в следующий раз!
3. Закрепление полученных знаний.
Назовите виды собеседований при устройстве на работу?
Как правильно отвечать на вопросы работодателя?
4. Подведение итогов (выставление оценок). Рефлексия.
Вопрос: Кому знания, полученные на уроке, пригодятся при трудоустройстве? (Да- зелёный флажок, Нет- красный флажок).
Источник: