С принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») произошли значительные изменения в сфере осуществления образовательной деятельности.
Пунктом 5 ст. 108 данного закона установлено, что некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны привести свои наименования и уставы до 01 января 2016 года в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
При приведении наименования необходимо учитывать, что наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
Согласно ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Перечень организационно-правовых форм закреплен в п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Необходимо отметить, что в Республике Хакасия практически все зарегистрированные образовательные организации имеют организационно правовую форму – учреждение. Здесь необходимо обратить внимание на то, что учреждение, созданное гражданином или юридическим лицом – это частное учреждение (ч. 2 ст. 123.2 ГК РФ). Следовательно, если образовательная организация создана в форме частного учреждения, то в наименовании организации должны содержаться слова «частное учреждение».
Помимо указания на организационно-правовую форму в наименовании образовательной организации также должно содержаться указание и на тип образовательной организации.
Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
В соответствии со ст. 23 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлены типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования) и типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы (организация дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования).
Таким образом, переименование образовательного учреждения, в первую очередь будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Образовательные учреждения, в отношении которых тип меняется либо образовательные организации, в наименовании которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои наименования в соответствие с ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Вместе с тем приведению подлежат и уставы образовательных организаций в соответствие с ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
При приведении устава образовательной организации необходимо учитывать, что требования к уставу содержатся не только в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», но и в Гражданском кодексе РФ, в Федеральном законе «О некоммерческих организациях», кроме того надо также учитывать особенности организационно-правовой формы, в которой создана образовательная организация, поскольку образовательная организация — это, прежде всего, некоммерческая организация.
Кроме того, необходимо отметить, что с 01.09.2014 вступили в силу изменения в Гражданском кодексе Российской Федерации, внесенные федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ. В связи с чем учредительные документы юридических лиц, созданных до 01.09.2014, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Следовательно при приведении уставов образовательных организаций необходимо учитывать также изменения в ГК РФ.
Таким образом, в соответствии со ст. 52 ГК РФ, ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 25 Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» устав образовательной организации должен содержать следующие сведения:
2) сведения о его месте его нахождения;
3) учредитель или учредители;
4) предмет и цели деятельности;
5) тип образовательной организации;
6) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
7) порядок управления деятельностью, структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий;
8) сведения о филиалах и представительствах;
9) права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство);
Читайте также:Присвоена первая квалификационная категория запись в трудовой
10) источники формирования имущества;
11) порядок внесения изменений в учредительные документы;
12) порядок использования имущества в случае ликвидации образовательной организации.
Значительные изменения коснулись органов управления образовательной организацией, статуса руководителя образовательной организации, прав и обязанностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, правового статуса педагогических работников.
Так, в соответствии со ст. 26 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации.
Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Данный принцип призван четко разграничивать компетенцию между единоличным исполнительным органом образовательной организации и коллегиальными органами управления, сформированными из состава работников, педагогов, учащихся и их законных представителей, а с другой стороны, определить порядок и условия их взаимодействия.
Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. Кроме того руководитель образовательной организации, как правило, является лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации.
Правовой статус руководителя образовательной организации закреплен в статье 51 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой в зависимости от вида образовательной организации руководитель может быть избран (общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации) или назначен уполномоченным лицом (например, учредителем образовательной организации).
Важно также отметить, что согласно п. 10 ст. 51 названного закона особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией также определяются в уставе образовательной организации (п. 6 ст. 51 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
На ряду с единоличным исполнительным органом в образовательной организации формируются также коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Необходимо обратить внимание на то, что общее собрание работников и педагогический совет являются обязательными коллегиальными органами управления образовательной организацией.
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.
Вместе с тем, новым законом обучающимся, родителям (законным представителям) предоставлено право, участвовать в управлении образовательной организацией, в порядке, установленном ее уставом. Обучающиеся и родители (законные представители) могут участвовать в управлении образовательной организацией посредством участия в таких коллегиальных органах как совет обучающихся, совет родителей. Право на участие в управлении образовательной организацией педагогических работников может осуществляться, в том числе в коллегиальных органах управления.
Таким образом, уставом образовательной организации помимо прав, обязанностей участников образовательного процесса устанавливается и порядок осуществления данного правомочия.
Читайте также:Прошу отпустить меня по семейным обстоятельствам образец
Также одним из нововведений является и то, что теперь при создании образовательной организации в форме учреждения соучредительство нескольких лиц не допускается (ст. 123.21 ГК РФ). Что касается других форм, то там может быть и несколько учредителей.
Что касается деятельности, то теперь, в соответствии с ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность (а не предпринимательскую деятельность как это было ранее), если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" тоже использует понятие приносящая доход деятельность.
В заключение хотелось бы отметить, что приведение уставов некоммерческих организаций осуществляющих образовательную деятельность в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — это обязанность организаций, следовательно до 01.01.2016 уставы и наименования всех образовательных организаций должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством. Однако на сегодняшний момент в Республике Хакасия из зарегистрированных 81 организаций уставы и наименования приведены лишь у 11 организаций.
Специалист–эксперт отдела по делам некоммерческих организаций
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия
М.Ю. Якушева
1. Порядок избрания членов Совета педагогов и вопросы его компетенции определяются
1) Положением о Совете педагогов
2) Уставом образовательного учреждения
Типовым положением образовательного учреждении
4) Законом «Об образовании» РФ
2. Лицензирование — это процедура установления…
1) статуса образовательного учреждения
2) статуса юридического лица
Соответствия условий осуществления образовательного процесса нормативным требованиям, предъявляемым к материально-техническому, кадровому обеспечению, санитарно – противопожарному состоянию образовательного учреждения.
3. Утверждение Типового положения об образовательном учреждении входит в компетенцию…
1) Правительства Российской Федерации;
2) Министерства образования Российской Федерации;
3) Органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
4) Органов местного самоуправления.
Устав образовательного учреждения – это
Организационный документ
2) программно-методический документ
3) концептуальный документ
Кем разрабатывается и принимается новая редакция устава образовательного учреждения?
1) учредителем или учредителями;
2) органами управления образованием;
3) регистрирующими органами;
Образовательным учреждением.
6. Кто определяет содержание обязательной части устава образовательного учреждения?
2) образовательное учреждение;
3) Закон РФ «Об образовании»;
4) регистрирующие органы
Кто устанавливает структуру управления деятельностью образовательного учреждения?
2) образовательное учреждение;
Органы управления образованием.
8. Аттестация образовательных учреждений должна проходить в соответствии:
1) с Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
2) с особым порядком аттестации образовательных учреждений;
3) с Положением о порядке аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных учреждений;
В соответствии с Законом Республики Татарстан «Об образовании», к педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие
1) образовательный ценз2) профессиональные качества
3) образовательный ценз и профессиональные качества
10. Педагогический работник имеет право расторгнуть трудовой договор (срочный, либо на неопределенный срок) по своей инициативе, предупредив об этом в письменной форме работодателя:
1) за две недели при любой форме договора;
За две недели, а работник, заключивший договор на срок до 2 месяцев, — за три календарных дня
3) по окончании учебного года
При приостановлении образовательной деятельности учреждения в случаях, представляющих угрозу для жизни, здоровья работников и обучающихся, заработная плата работников выплачивается в объеме
1) половины тарифной ставки (оклада)
2) 2/3 тарифной ставки (оклада)
Средней заработной платы
Может ли быть предан гласности ход дисциплинарного расследования нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения и принятые по его результатам решения?
1) Да, только с согласия заинтересованного педагогического работника;
Да.
По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. На сколько частей допускается деление отпуска и возможен ли отзыв работника из отпуска?
Читайте также:Подделка договора купли продажи автомобиля судебная практика
Статья 13. Устав образовательного учреждения
1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:
1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) правила приема обучающихся, воспитанников;
(в ред. Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;
(пп. "а" в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
(пп. "г" в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;
(пп. "д" введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
(пп. "е" введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
ж) открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);
(пп. "ж" введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством Российской Федерации, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения — органом местного самоуправления.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.
Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:
Источник: