Согласование внесения изменений в проектную документацию

Содержание

  1. Нормативная база: ГОСТ о внесении изменений в проект и законодательные акты
  2. 2 варианта внесения изменений в проект
  3. Полная замена листа
  4. Внесение изменений в лист
  5. Когда необходима повторная экспертиза проекта
  6. Как проводится повторная экспертиза
  7. Если получено отрицательное решение

Может ли в проектную/рабочую документацию (копии листов), разработанную одной организацией по поручению застройщика вносить изменения другая организация на копии листов прежней организации?

Необходимо ли в этом случае в основной штамп вносить изменения (новый штамп новой организации и новые подписи)?

Какие пункты и стандарты в системе СПДС или иные законодательные акты указывают на процедуру внесения изменений в чужую проектную документацию?

Описание возникшей ситуации: Застройщик заказал в проектную организацию/ИП разработку жилого многоквартирного дома. Проектная организация разработала проектную документацию и передала Застройщику (копию в соответствии с гостом). Застройщиком в настоящий момент получено положительное заключение экспертизы на объект капитального строительства. Далее Застройщик принял решение, о необходимости внести изменения (корректировку) в ранее, разработанную проектную документацию, с повторным выходом на экспертизу, но обратился уже в другую проектную организацию.

Таким образом, «новая проектная организация» должна вносить изменения в листы книг/томов/разделов, которые имеются у застройщика, а это копии листов от прежней организации с основным штампом и подписями прежней организации?

Или же «новая проектная организация» обязана все листы книг/томов/разделов перечертить заново и уже распечатать под своим штампом, со своими сотрудниками и необходимыми изменениями?

Как быть если Застройщик заказывает только корректировку некоторых разделов (отдельных листов) и часть листов корректировке не подлежат.

«Новая проектная организация» настаивает на том, что она внесет корректировку только в отдельные листы и только их выдаст отдельным томом.

А может ли новая проектная организация вносить изменения по письму-заказу (договору) в документацию, которую разрабатывали не они и оставлять штампы прежней организации, то есть не указывать свою фирму и лиц, которые внесли изменения?

По факту Застройщику передан раздел (например КР и т.д.), где на Титульном листе указаны реквизиты «новой проектной организации», а в составе книги часть листов вложены прежней организации. При этом на листах прежней организации внесены изменения и в штампе нет записи, что изменения эти внесены уже «новой проектной организацией».

Руководство «новой проектной организации» обуславливает это тем, что они не должны отвечать за некорректные или ошибочные технические решения по остальным вопросам и в этой связи корректируют только часть листов из всей книги.

Но по факту на повторную экспертизу Застройщик несет не отдельные откорректированные листы, а целую книгу «КР». И тут уже экспертиза должна спросить, почему листы в одной книге подписаны разными организациями?

Ранее в 2008 г. поднимался похожий вопрос и было разъяснение, но из него четких выводов не сделаешь:

СБОРНИК РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА (вопросы и ответы) *** (по постановлению № 87) Выпуск 2 Москва 2008.

23. Имеет ли право организация, осуществляющая контроль за строительством, совместно с заказчиком согласовывать изменения в проектной документации без участия организации, разработавшей проект?

Согласно пункту 4.1 СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» авторский надзор, в случае его выполнения юридическим лицом, осуществляется специалистами-разработчиками рабочей документации. В соответствии с ГОСТ 21.101-97 «Система проектной документации для строительства. Основные требование к проектной и рабочей документации» «изменение рабочего документа, ранее выданного заказчику», выполняют на основании разрешения, утвержденного руководителем организации-разработчика (пункт 7.1, подпункт 7.4.1), который несет ответственность за несоответствие этих изменений техническим регламентам в соответствии с положениями статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2].

В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (ликвидации организации-разработчика, наложения на нее ареста при финансовой несостоятельности и невозможности в связи с этим выполнять свои функции и т.д.) проведение авторского надзора, а, следовательно, и внесение изменений в рабочую документацию, может быть поручено на договорных началах организации, имеющей право на выполнение указанных работ, которая по договору должна на себя взять все обязательства подрядчика-проектировщика, связанные с принятыми в проекте техническими решениями и установленные статьей 760 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом следует принять к сведению, что частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации [1.2] установлено: «Государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее — типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства».

Следовательно, в случае, если вносимые в проектную документацию изменения не затрагивают конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объекта, то наличие решения организации, принявшей на себя обязанности организации-разработчика, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ 21.101-97, может служить основанием для осуществления строительства объекта. В остальных случаях, т.е. если изменения касаются конструктивных и других характеристик надежности и безопасности, требуется проведение государственной экспертизы переработанной проектной документации и ее переутверждение в установленном порядке.

Ответ ЗАО "Нанософт"

ГОСТ Р 21.1101-2013 (СПДС) не регламентирует внесение изменений в проектную и рабочую документацию другой проектной организацией.

В соответствии с пунктами 7.2.1, 7.2.2 ГОСТ Р 21.1101-2013, «изменение документа (в том числе его аннулирование) выполняют, как правило, на основании разрешения на внесение изменений», а «разрешение утверждает руководитель организации — разработчика документа или другое уполномоченное им должностное лицо». При этом, разработчик документа несёт ответственность за несоответствие внесенных изменений техническим регламентам согласно положениям статей 58 – 60.1 Градостроительного кодекса

Действующее градостроительное законодательство не запрещает заказчику (застройщику) поручить внесение изменений в проектную документацию (ПД), получившую положительной заключение государственной экспертизы, иному лицу (не первоначальному проектировщику), при наличии у данного лица необходимого допуска СРО. Однако до внесения таких изменений необходимо юридически урегулировать два возможных вопроса:

  1. Согласно части 2 статьи 762 Гражданского кодекса, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик (застройщик) обязан, если иное не предусмотрено договором, «использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать техническую документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика»
  2. В соответствии со статьёй 20 Федерального закона РФ №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности», статьями 1294, 1270 (подпункт 10 пункта 2), 1252 (пункт 3), 1301 Гражданского кодекса, в случае, если будут внесены изменения в архитектурный проект, проект градостроительства или садово-паркового искусства, автор проекта может потребовать компенсации от заказчика (застройщика) или другого лица, которое распорядилось проектом.

Читайте также:Организация хранения личных вещей проживающих в гостинице

Внесение изменений в ПД возможно по двум вариантам:

  1. Корректировка ПД — с внесением изменений, затрагивающих конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
  2. Модификация ПД — без внесения изменений, затрагивающих конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства (статья 48.2 Градостроительного кодекса).

В обоих случаях требуется предоставление изменённой ПД (или её модифицированных разделов) с угловыми штампами и подписями разработчика (или её модифицированных разделов) в экспертные органы с приложением всех документов, предусмотренных пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 №145 «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и «Порядком подготовки заключения о признании проектной документации модифицированной проектной документацией» (проект приказа Минстроя России доступен по адресу: http://www.normacs.info/projects/2661 ).

Лица, не являющиеся первоначальными разработчиками ПД и заключившие договор с заказчиком (застройщиком) на внесение в неё изменений, возлагают на себя всю ответственность за соответствие изменённой ПД требованиям технических регламентов и другим разделам ПД, не подвергшимся этим изменениям, в соответствии с положениями статей 58-60.1 Градостроительного кодекса.

подскажите ссылку для обоснования.

—Конец цитаты—— —
Случай1.
Если необходимость корректировки возникла до начала работ
При выполнении корректировки проектной документации следует руководствоваться нормой Закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации » (ст. 20).
Статья 20. Изменения архитектурного проекта
1. Изменения архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производятся исключительно с согласия автора архи-тектурного проекта, а в случае отклонения от требований архитектурно-планировочного задания также по согласованию с соответствующим органом архитектуры и градостроительства.
Т.е., имеющаяся практика привлечения для корректировки проекта, разработанного одним ав-торским коллективом, других проектировщиков без согласования с архитектором-автором архитек-турного проекта представляется неправомерной.
Кроме того,
СНиП 11-01-95 "ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И СОСТА-ВЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ"
2.11. Заказчики проектной документации и проектировщики обязаны своевременно вносить в рабо-чую документацию изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов.
Т.е. п. 2.11 содержит обязательное положение по внесению в рабочую документацию изменений, связанных с введением в действие новых нормативных документов.
Кроме того, есть ещё и такой документ — "Организация проведения государственной экспертизы проектной документации в Московской области"
"В случае, когда строительство по проекту не осуществлялось в течении 2-3 лет, Заказчику необхо-димо до передачи документации на экспертизу обеспечить проверку соответствия этой документации действующему законодательству, нормативным документам по проектированию, а также пролонгиро-ванным ТУ, выданным местными органами надзора и заинтересованными органами местной админист-рации (с привлечением проектной организации)."
Поэтому, требование к проектировщикам по корректировке уже выполненной проектно-сметной документации является правомерным только в случае изменения нормативных документов.
В этом случае проектная документация должна быть приведена заказчиком в соответствие с но-выми требованиями до начала строительства. Для этого заказчик заключает договор или дополни-тельное соглашение с проектной организацией на выполнение работ по корректировке проектной документации.
Но, так как корректировка ПСД требует нового обозначения, откорректированная документация, по существу, является новым видом документации, исполненной другим автором и требующей но-вого утверждения.

Случай 2.
Если работы уже начаты
Гражданский Кодекс РФ. Статья 744. Внесение изменений в техническую документацию
1. Заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строи-тельного подряда работ.
2. Внесение в техническую документацию изменений в большем против указанного в пункте 1 на-стоящей статьи объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.
При этом необходимость проведения согласования заказчиком с проектировщиком вносимых изменений в техническую документацию, осуществляемых в соответствии с ГК РФ не определена.
В случаях, если изменения нормативов произошло после начала работ, и внесение необходимых изменений в проект влечет при их реализации значительные и неадекватные расходы заказчика, ре-комендуется руководствоваться п. 3.5 СНиП 11-01-95, получив разрешение на использование утра-тившей силу нормы у органа, утвердившего новую норму.
3.5. Обоснованные отступления от требований нормативных документов допускаются только при наличии разрешений органов, которые утвердили и (или) ввели в действие эти документы.
Поэтому, требование к проектировщикам по корректировке уже выполненной проектно-сметной документации на объекты, строительство которых начато, ведется, или возобновляется после при-остановки или консервации, является правомерным только в случае изменения нормативных доку-ментов и отсутствия согласования выполнения работ по уже выполненному проекту.

В процессе строительства иной раз возникают отступления от принятых решений не только по инициативе заказчика или проектировщика. Техническая сторона внесения изменений в рабочую документацию отражена в ГОСТ 21.1101-97.
При этом надо различать внесение изменений в рабочую и в проектную документацию.

Выписки из ГОСТ Р 21.1101-97
7.1 Внесение изменений в рабочую документацию
7.1.1 Общие положения
7.1.1.1 Изменением рабочего документа, ранее переданного заказчику, является любое исправ-ление, исключение или добавление в него каких-либо данных без изменения обозначения этого до-кумента.
Обозначение документа допускается изменять только в случае, если разным документам оши-бочно присвоены одинаковые обозначения или в обозначении документа допущена ошибка.
Внесение изменений в расчеты не допускается.
7.1.1.2 Если изменение документа неприемлемо, то должен быть выпущен новый документ с но-вым обозначением.
7.1.1.3 Любое изменение в документе, вызывающее какие-либо изменения в других документах, должно одновременно сопровождаться внесением соответствующих изменений во все взаимосвя-занные документы.
7.1.1.4 Информацию об изменении документа указывают в основной надписи этого документа, в общих данных по рабочим чертежам и на титульном листе (при наличии).
7.1.1.5 Изменения вносят в подлинник документа.
7.1.1.6 При внесении изменений в подлинник электронного документа любое изменение индек-сируется как новая версия этого документа.
7.1.1.7 Копии листов (измененных, дополнительных и выпущенных вместо замененных листов) рабочей документации направляют организациям, которым ранее были направлены копии доку-ментов, одновременно с копиями общих данных соответствующего основного комплекта рабочих чертежей, уточненных в соответствии с 7.1.3.
7.1.2 Разрешение на внесение изменений
7.1.2.1 Изменение документа (в том числе его аннулирование) выполняют на основании разре-шения на внесение изменений (далее — разрешение), составленного по формам 9 и 9а приложения Л.
7.1.2.2 Разрешение утверждает руководитель организации-разработчика документа или другое уполномоченное должностное лицо.
Разрешение является основанием для получения подлинников документов и внесения в них из-менений.
Допускается отправка заказчику вместе с копиями измененной документации копии разрешения.
7.1.2.3 Изменения на каждый документ (например, основной комплект рабочих чертежей, спе-цификацию оборудования, изделий и материалов) оформляют отдельным разрешением.
Допускается составлять одно общее разрешение на изменения, вносимые одновременно в не-сколько документов, если изменения взаимосвязаны или одинаковы для всех изменяемых докумен-тов.
7.2 Внесение изменений в проектную документацию
7.2.1 Изменения в проектную документацию, ранее переданную заказчику, как правило, вносят авто-матизированным способом и осуществляют:
— заменой, добавлением или исключением отдельных листов тома;
— заменой (перевыпуском) тома (части, книги) — при его полной переработке;
— выпуском дополнительных частей или книг.
7.2.2 Изменения в проектную документацию вносят, как правило, на основании разрешения на внесение изменений (см. 7.1.2). Основаниями для внесения изменений могут быть замечания заказ-чика и согласующих органов исполнительной власти, замечания и отрицательные заключения ор-ганов негосударственной и государственной экспертизы.
7.2.3 При внесении изменений в проектную документацию следует учитывать положения 7.1.1.1-7.1.1.6 и 7.1.3 (с учетом особенностей комплектования проектной документации).
7.2.4 При полной переработке всего тома в начале текстовой части, входящей в измененный том, рекомендуется приводить сведения о внесенных изменениях: основание для внесения изменений, краткое описание внесенных изменений.
7.2.5 Если изменения в проектную документацию вносят на основании отрицательного заключе-ния государственной экспертизы, то в раздел «Пояснительная записка» в качестве приложения включают справку по форме, установленной органом государственной экспертизы, с описанием изменений, внесенных в проектную документацию. Справка должна быть подписана главным ин-женером проекта.
7.2.6 Регистрацию изменений тома в целом производят в таблице регистрации изменений по форме 10 приложения М, которую размещают на его титульном листе и обложке.
Регистрацию изменений в текстовой части проектной документации рекомендуется производить в таблице регистрации изменений по форме 11 приложения М, которую размещают на последнем листе текстовой части при внесении первого и последующих изменений.
Сведения о замене листов графических документов приводят в графе «Примечание» содержания тома, выполняемого в соответствии с 8.6.
Сведения об изменении томов, а также выпуске дополнительных частей томов и книг заносят в ведомость «Состав проектной документации», выполняемую в соответствии с 8.8.
При внесении изменений должны быть соблюдены требования 8.5.
7.2.7 Изменения в утвержденную проектную документацию, связанные с изменением парамет-ров объекта строительства и необходимостью переутверждения проектной документации, вносят по решению заказчика на основе нового задания на проектирование или дополнения к ранее утвер-жденному заданию на проектирование.

Читайте также:Требования к квалификации главного врача учреждения здравоохранения

—————
ПиСи
Извините за ссылки на старые СНиП и ГОСТ, просто облом исправлять, но в новых всё так же. Если хотите — проверьте.

[09.07.2014 9:26:06]

»

[09.07.2014″ 9:58:23]

я и подсказываю, чтобы изменяли проект так, чтобы на повторную экспертизу не попасть — бывали случаи. » N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Статья 83. Требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации

1. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях, сооружениях и строениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

» Спасибо всем за помощь, почитал, впринципе начинаю вкуривать что к чему. МП-20

[09.07.2014 19:05:02]

»

[09.07.2014″ 20:31:46]

Согласен Дмитрий К. Все решения получаются не сильно мудреные и очень правильные. Но хочется добавить еще одно недостающее звено, влияющее на обстановку в перспективе и не сильно озвученное при обсуждении.
Как всегда на Руси нужен еще третий, неформальный, но квалифицированный участник, который рано или поздно исполнительную документацию захочет глянуть.

И по этому поводу обычно вспоминаю документ, который несмотря на глубокую устарелость иногда срабатывает:

Информационное письмо ГУПО №9/81 от 29.12.1981 г. исх.№7/1/4034 «О порядке оформления заказов и проведении централизованных работ по проектированию, монтажу и плановому техническому обслуживанию пожарной автоматики».

Стр.6: Монтажно-наладочная организация несёт ответственность за выполнение монтажных работ с нарушением проектных решений и за низкое качество этих работ. Отступление от проекта при производстве монтажных работ допускается только по согласованию с проектной организацией и органами ГОСПОЖНАДЗОРА.

Читайте также:Предприятие оплачивает автоцентру стоимость запасных частей

Стр.7.При обнаружении комиссией несоответствия выполненных работ проектным решениям, а также техническим условиям на монтаж, по выявленным недочетам должен быть составлен акт с указанием лиц, отвественных за их устранение. При устранении указанных в акте недостатков монтажная организация вновь предъявлет установку к сдаче комиссии.

При внесении изменений в проектную документацию практически во всех случаях требуется проведение повторной экспертизы, которая осуществляется так же, как и первая проверка. Однако если эти изменения не касаются существенных характеристик здания, влияющих на безопасность объекта, новая экспертиза не нужна. Описание вариантов внесения изменений, а также порядка их утверждения можно найти в статье.

Нормативная база: ГОСТ о внесении изменений в проект и законодательные акты

Вносить поправки в документы на проект допустимо, а в некоторых случаях это неизбежно, поскольку ряд документов проходят вторичную экспертизу, в результате которой совершаются определенные доработки. Изменения в проектную документацию можно вносить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101-2013.

Изменения в проектную документацию можно вносить в соответствии с правилами этого стандарта либо в соответствии с собственными стандартами, разработанными внутри организации.

Внесение корректировок допускается и Градостроительным кодексом – например, в связи с отклонением параметров объектов от указанных показателей в проекте.

После того, как все поправки будут сделаны, застройщик должен провести экспертизу, на основании положительного решения которой указанные изменения вступят в силу.

Однако в ряде случаев экспертиза не проводится:

  1. Если исправленные документы уже проходили экспертизу, по результатам которой получили одобрение.
  2. Если изменения не касаются характеристик, обеспечивающих целостность и безопасность сооружения.
  3. Если в результате поправок смета на строительные работы не увеличилась (уменьшение допускается).

Исходя из этого основной вопрос связан с тем, касаются ли новые дополнения существенных параметров здания, обеспечивающих его безопасность. Найти такой перечень характеристик, т.е. конкретных видов работ, проведение которых влияет на надёжность конструкции, можно в соответствующем Приказе Министерства регионального развития РФ.

В приказе описываются 34 вида таких работ, которые сгруппированы в 3 раздела:

  1. Инженерные изыскания (геодезические, геологические, экологические и др.).
  2. Подготовка проектных документов (архитектурные, технологические, конструктивные решения и др.).
  3. Работы, связанные со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом на объектах (монтаж конструкций, земляные, монтажные и многие другие работы).

Исходя из этого перечня можно наверняка сказать, требуется ли повторная экспертиза для утверждения изменений или нет.

2 варианта внесения изменений в проект

Существует 2 варианта внесения новых данных – это полная замена листа (листов) или внесение без замены. Выбор конкретного способа остается на усмотрение заказчика.

Полная замена листа

Этот способ используется в тех случаях, когда эксперты нашли довольно много недоработок, поэтому целесообразно не править каждую из них по отдельности, а просто изъять лист и полностью переделать его. Преимущество метода в том, что часто составить новую страницу быстрее, чем править прежнюю. Однако в таком случае приходится согласовывать все новые данные со смежными отделами, что затягивает процесс.

Алгоритм внесения следующий:

  1. Сначала необходимо снять копию заменяемого листа, а затем аккуратно перечеркнуть его крестом (2 пересекающиеся диагонали, идущие из углов страницы) и поставить штамп с отметкой «Аннулирован» (в полях прописывают номер, дату, а также должность и ФИО специалиста, который также ставит подпись).
  2. Далее вносят изменения, следуя такому порядку. Сначала прописывают номер поправки (в порядковом перечислении).
  3. Затем количество корректировок. Поскольку меняется весь лист, то количество изменений 1.
  4. Прописывают Зам., что означает: лист заменен.
  5. Ставят номер документа, дату и подпись.

Внесение изменений в лист

Если же количество изменений небольшое или они незначительны, можно использовать исходный лист. Действуют при этом таким образом:

  1. Часть текста стирается, вносится поправка.
  2. Поправка обводится, ей присваивается номер 1.1, 1.2 и т.п.
  3. Далее снова прописывают номер изменения и общее количество изменений.
  4. Указывают Изм.: лист изменен.
  5. Прописывают номер документа, ставят дату и подпись.

Также поправки необходимо внести и в лист общих данных. Запись фиксируется в примечаниях (прописывают номер поправки, сокращение Зам. или Изм.). Изменения в листе общих данных не отражаются в листе регистрации.

Когда необходима повторная экспертиза проекта

Изначальная цель экспертизы проекта – получение разрешения на строительство. Однако в ряде случаев одной экспертизы недостаточно, поэтому необходимо проведение повторной проверки:

  1. В случае получения отрицательного заключения по результатам первой экспертизы.
  2. В случае внесения изменений в проектные документы.

Эти поправки могут быть связаны с:

  • внесением новых данных;
  • существенным изменением ранее внесенных данных.

Таким образом, сами поправки могут вноситься как вынужденно (при обнаружении недоработок и получении отрицательного заключения экспертизы), так и добровольно (корректировка проекта). Однако повторная экспертиза понадобится как в том, так и в другом случае.

Как проводится повторная экспертиза

Подавать заявку на проведение экспертизы можно неограниченное количество раз. Порядок их проведения одинаков – эксперты проверяют те части документов, куда были внесены поправки, а также совместимость этой документации с остальными частями проекта, которые ранее уже были проверены.

Для подачи заявки заказчик предоставляет такой пакет документов:

  • заявление;
  • проектные документы, которые ранее получили положительное заключение экспертов;
  • само положительное решение (копия);
  • техническое задание на внесение изменений;
  • справка о внесенных изменениях.

Проект рассматривается в установленные сроки (до 60 календарных дней), по результату выдается положительное или отрицательное заключение. При этом эксперты могут затребовать повторного рассмотрения всего проекта, а не только тех документов, в которые были внесены правки. Это возможно в том случае, если с момента прежней проверки в законодательстве прошли определенные изменения, которые касаются в том числе и требований к проектной документации.

Если получено отрицательное решение

В таком случае у заказчика есть 3 варианта действий:

  1. Оспорить результат путем обращения в Министерство регионального развития РФ.
  2. Оспорить результат в судебном порядке.
  3. Принять замечания к сведению и устранить их, после чего направить проект на очередную экспертизу.

Очевидно, что именно последний вариант является наиболее желательным с точки зрения затрат средств и времени на новое рассмотрение. Вероятность ошибки экспертов небольшая, поэтому и обжаловать результат в суде или в министерстве довольно трудно. Обычно в резолюции прописываются не только доработки, но и срок их устранения. При этом бумажные документы не предоставляются в тех случаях, когда внесение правок возможно и без них.

Таким образом, внесение изменений практически всегда предполагает проведение повторной экспертизы. Поправки можно внести путем полной замены листа либо с помощью изменения отдельных его частей. После этого проект должен пройти очередное утверждение.

>

Источник: lawsexp.com

 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧𝐥𝐢𝐠𝐚🌈™