Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399
"О едином учете преступлений"
С изменениями и дополнениями от:
20 декабря 2006 г., 24 декабря 2007 г., 24 января, 30 декабря 2010 г., 11 января 2012 г., 18 января 2013 г., 20 февраля 2014 г.
В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений приказываем:
1. Утвердить и ввести в действие:
1.1. С 1 января 2006 года:
Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях (приложение N 1);
Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (приложение N 2);
Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов (приложение N 3);
форма N 1 — статистическая карточка на выявленное преступление;
форма N 1.1 — статистическая карточка о результатах расследования преступления;
форма N 2 — статистическая карточка на лицо, совершившее преступление;
форма N 3 — статистическая карточка о движении уголовного дела;
форма N 4 — статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности;
приложение к статистической карточке формы N 6 на преступление по делу частного обвинения.
1.2. С 1 июля 2006 года статистические карточки формы N 5 — о потерпевшем, формы N 6 — о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции.
2. Главному военному прокурору, начальникам управлений внутренних дел на транспорте*(1), начальнику Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2) (по территории оперативного обслуживания), министрам внутренних дел, начальникам главных управлений внутренних дел*(3), управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации*(4) (по субъекту Российской Федерации) обеспечить сбор и обработку учетных документов, формирование на их основе статистической информации о состоянии преступности, а также контроль за ее достоверностью и своевременностью представления в Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации*(5).
3. Обеспечить представление государственной статистической отчетности о преступности:
3.1. ГИАЦ МВД России в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную службу судебных приставов, Федеральную таможенную службу, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в целом по Российской Федерации, а также по субъектам Российской Федерации.
3.2. Информационным центрам МВД, ГУВД, УВД в органы прокуратуры, органы федеральной службы безопасности, пограничные органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы, органы Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органы федеральной службы исполнения наказаний, органы федеральной службы судебных приставов, территориальные органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в целом по субъекту Российской Федерации.
4. Признать утратившими силу:
4.1. Нормативные правовые акты согласно приложению N 5 — с 1 января 2006 г.
4.2. Указание МВД СССР, Минюста СССР и Прокуратуры СССР от 12 февраля 1979 г. N 20/к-7-85/248-78 — с 1 июля 2006 г.
5. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, заместителям руководителей Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, руководителям Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы:
5.1. Организовать исполнение настоящего приказа подчиненными органами.
5.2. Организовать разработку ведомственных инструкций на основе Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях до 1 апреля 2006 г.
5.3. Обеспечить контроль за исполнением настоящего приказа.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
Министр экономического
развития и торговли
Российской Федерации
Директор Федеральной службы
Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков
Министр внутренних дел
Российской Федерации
Министр юстиции
Российской Федерации
Директор Федеральной службы
безопасности Российской Федерации
Генеральный директор Судебного департамента
при Верховном Суде Российской Федерации
*(2) Далее — ДРО МВД России.
*(5) Далее — ГИАЦ МВД России.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2005 г.
Регистрационный N 7339
Установлен новый порядок учета преступлений, а также приема и регистрации проверки сообщений о преступлениях. С 1 января 2006 года вводятся в действие соответствующие документы: Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях; Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений; Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов. Утверждены все необходимые для реализации новых правил формы.
Сообщения о преступлениях теперь будут приниматься судами, органами прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Государственной противопожарной службы, а также таможенными органами и органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Обязанность приема сообщений о преступлениях возложена на все органы дознания.
Согласно типовому положению о едином порядке приема сообщений о преступлениях, на основании которого будут разработаны соответствующие ведомственные инструкции, должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении обязано выдать заявителю под роспись талон о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Предусмотрена обязанность должностных лиц принять меры к незамедлительной регистрации принятого сообщения.
Зафиксированные в учетных документах (журналах учета, статистических карточках и др.) сведения о преступлениях включаются информационными центрами МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратурой в статистическую отчетность. Сбор и обобщение статистических сведений, представляемых информационными центрами осуществляется Главным информационно-аналитическим центром МВД России.
Читайте также:Продолжительность больничного листа после инфаркта и стентирования
Отменяется Инструкция о едином учете преступлений, действовавшая с 1 января 1995 года. Также утрачивают силу другие нормативные правовые акты, ранее регламентировавшие порядок учета преступлений.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2005 г.
Регистрационный N 7339
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Формы N 1, N 1.1, N 2, N 3, N 4, а также приложение к статистической карточке формы N 6, утвержденные настоящим приказом, вводятся в действие с 1 января 2006 г.
Формы N 5 и N 6 — с 1 июля 2006 г.
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 25 января 2006 г. N 13, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 30 января 2006 г. N 5
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 20 февраля 2014 г. N 91-11/1
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 18 января 2013 г. N 30-11/1
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 11 января 2012 г. N 2-11/1
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 30 декабря 2010 г. N 452/85/4
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Указание МВД России и Генеральной Прокуратуры РФ от 24 февраля 2010 г. N 66/85/1
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.
Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 24 декабря 2007 г. N 209-11/2
Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.
Указание Генеральной Прокуратуры РФ и МВД России от 20 декабря 2006 г. N 118/11/2
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Порядок приема, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах внутренних дел регулируется Конституцией Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений», приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», Приказа Генерального прокурора от 27.12.2007 №212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях», другими федеральными законами, приказами, указаниями МВД России.
Порядок приема заявлений и сообщений о преступлениях, правонарушениях и происшествиях
Заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения, либо возникновения происшествия, а также полноты содержащейся в них сведений и формы представления (п.8 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 29.08.2014 № 736, далее – Инструкция)
Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) (п. 9 Инструкции)
Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками внутренних дел (п. 14 Инструкции)
* Сотрудникам подразделений делопроизводства запрещается лично принимать и учитывать заявления о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, поданные в территориальный орган МВД России непосредственно заявителем или лицом, представляющим его интересы. (п.13 Инструкции)
Заявление о преступлении
Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде (ч.1 ст.141 УПК РФ)
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем (ч.2 ст.141 УПК РФ)
Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя (ч.3 ст.141 УПК РФ)
* заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя (ч.6 ст.141 УПК РФ)
Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч.4 ст.144 УПК РФ)
Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст.124 и 125 УПК РФ (ч.5 ст.144 УПК РФ)
Основные способы подачи заявления о преступлении
в дежурную часть территориального отдела полиции
на прием, осуществляемый руководителем
оперативной службы «02», в том числе по «телефону доверия», входящему в систему «горячей линии МВД» дежурной части территориального отдела полиции
* ПОЧТОВОЙ СВЯЗЬЮ (в т. ч. ТЕЛЕГРАФОМ)
* ЧЕРЕЗ ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК территориального отдела полиции
* ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
(официальный сайт территориального органа МВД России, официальный сайт МВД России)
Сроки рассмотрения сообщения (заявления) о преступлении
* 3 СУТОК СО ДНЯ ПОСТУПЛЕНИЯ СООБЩЕНИЯ (ч.1 ст.144 УПК РФ).
Указанный срок может быть продлен до –
* 10 СУТОК СО ДНЯ ПОСТУПЛЕНИЯ СООБЩЕНИЯ (срок продлевается руководителем следственного органа, начальником органа дознания по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий) (ч.3 ст.144 УПК РФ)
При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий этот срок может быть продлен до –
Читайте также:Признак юридического лица наличие обособленного имущества
* 30 СУТОК СО ДНЯ ПОСТУПЛЕНИЯ СООБЩЕНИЯ (продлевается прокурором (органу дознания), либо начальником следственного органа по ходатайству с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления) (ч.3 ст.144 УПК РФ)
Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения (заявления) о преступлении
В соответствии со ст.145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
* о возбуждении уголовного дела (п.1 ч.1 ст.145 УПК РФ)
* об отказе в возбуждении уголовного дела (п.2 ч.1 ст.145 УПК РФ)
* о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения – в суд (п.3 ч.1 ст.145 УПК РФ)
О ПРИНЯТОМ РЕШЕНИИ СООБЩАЕТСЯ ЗАЯВИТЕЛЮ
ЗАЯВИТЕЛЮ РАЗЪЯСНЯЕТСЯ ЕГО ПРАВО ОБЖАЛОВАТЬ ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ И ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ
Принятое по результатам рассмотрения сообщения о преступлении решение может быть обжаловано – начальнику следственного органа, прокурору (в порядке ст.124 УПК РФ).
Статья 125 УПК РФ предусматривает судебное обжалование принятого решения либо действия должностного лица.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
Согласно главе 2, 3 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
Предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие (ст.29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
В ходе досудебного производства прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п.1 ч.2 ст.37 УПК РФ), принимать меры прокурорского реагирования.
Действия (бездействие) и решения должностных лиц по вопросам рассмотрения сообщений и заявлений о совершенном или готовящемся преступлении могут быть обжалованы прокурору в порядке, предусмотренном ст.124 УПК РФ.
Прокуратура Республики Бурятия
Адрес: 670000, г.Улан-Удэ, ул. Борсоева, 23а,
Дежурный прокурор: 21-44-98
интернет-приемная на сайте: http://prokuratura-rb.ru
МВД России по Республике Бурятия
670000, г.Улан-Удэ, ул.Димитрова 2 “а”, корпус 2
Телефон доверия по Республике Бурятия: 8(3012) 292-292
Дежурная часть – 670000, г.Улан-Удэ, Димитрова 2 “а” тел. 21-22-74
Управление МВД России по г.Улан-Удэ
670000, г.Улан-Удэ, ул.Куйбышева, 26
Телефон дежурной части: 21-02-02
Отдел полиции №1 У МВД России по г.Улан-Удэ
670002, г.Улан-Удэ, ул.Комсомольская, 7а
Телефон дежурной части: 44-02-02
Пункт полиции №1 У МВД России по г.Улан-Удэ
670009, г.Улан-Удэ, ул.Севастопольская 6б
Отдел полиции №2 У МВД России по г.Улан-Удэ
Дата размещения статьи: 06.07.2016
В последнее время складывается тенденция роста числа поступивших сообщений о преступлениях при снижении числа зарегистрированных преступлений и возбужденных уголовных дел.
На сегодняшний день незаконный отказ в возбуждении уголовного дела продолжает оставаться самой распространенной формой укрытия преступления от учета. Однако следует отметить, что по итогам 2014 г. в России при указанной тенденции количество решений об отказе в возбуждении уголовного дела, принятых органами МВД России, сократилось.
При этом, согласно статистическим данным отчета формы 4-Е, органы дознания и предварительного расследования МВД России в 2014 г. рассмотрели 11762886 сообщений о преступлениях, 3368875 (28,6%) из которых передано по подследственности (подсудности) или территориальности (на 161677 больше, чем в 2013 г.).
С учетом развития телекоммуникационных технологий все большее распространение приобретает корыстная преступность, связанная с использованием сети Интернет, средств связи, электронных платежей, в том числе так называемое телефонное мошенничество. В то же время органы внутренних дел противодействовать этому виду преступности на должном уровне не в состоянии, в том числе по объективным причинам, связанным с использованием виновными лицами абонентских номеров, оформленных на "подставных" лиц. В результате в абсолютном большинстве случаев такие преступления остаются нераскрытыми. В таких условиях часто выбирается один из путей искусственного завышения положительных показателей работы — укрытие преступления от учета. При этом наиболее часто используемый способ укрытия — незаконный отказ в возбуждении уголовного дела — эффективен лишь до изучения материала доследственной проверки с таким решением надзирающим прокурором. Применительно же к указанной категории преступлений "эффективно" используется в настоящее время другой способ — направление сообщения о преступлении по территориальной подследственности, прежде всего — в другие субъекты Федерации.
Ранее указанная проблема была характерна для учета преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, оружия, а также использования подложных официальных документов. Так, при выявлении в условиях очевидности фактов хранения наркотиков, оружия либо использования подложных документов, как правило, такие преступления содержат сведения о незаконном сбыте указанных предметов, т.е. о другом преступлении, которое должно дополнительно ставиться на учет. Указанные преступления также зачастую являются сложными для раскрытия, поскольку обвиняемые не желают сотрудничать с органами расследования. В связи с этим органы дознания и предварительного следствия нередко с целью постановки на учет изначально бесперспективного для раскрытия преступления от обвиняемого получали показания о приобретении запрещенного к обороту предмета в другом регионе и необоснованно направляли сообщение о соответствующем преступлении в иной субъект России. Указанный способ укрытия в результате мер прокурорского реагирования и позиции Генеральной прокуратуры РФ в настоящее время встречается в единичных случаях.
В целях исключения такой практики прокуратурой Тюменской области и УМВД России по Тюменской области в 2010 г. разработаны и эффективно применяются совместный приказ и инструкция к нему, регламентирующие порядок разрешения сообщений о преступлениях, по которым возник спор о территориальной подследственности.
Основными задачами этого приказа было исключение фактов необоснованного перенаправления поступивших в подразделения органов внутренних дел Тюменской области сообщений о преступлениях, принятие мер к обеспечению полноты собираемого материала и возвращению его через прокуратуру области в случае его необоснованного направления в Тюменскую область, возбуждение уголовного дела (при наличии признаков преступления), проведение неотложных следственных действий и только после этого перенаправление уголовного дела в соответствии с территориальной подследственностью. Согласно приказу все материалы, подлежащие возврату либо перенаправлению в другой субъект (спорные материалы), должны направляться только через аппарат прокуратуры области в прокуратуру соответствующего субъекта России.
Принятие приказа стало эффективным средством для выявления укрытых преступлений, а также позволило анализировать состояние законности при принятии таких решений.
Только в 2014 г. в УМВД России по Тюменской области необоснованно из других субъектов поступило 108 материалов проверок по сообщениям о преступлениях, в которых были достаточные данные для возбуждения уголовного дела и по которым срок проверки с момента первичной регистрации составлял от 1 месяца до 2 лет, необоснованные решения о передаче по территориальной подследственности принимались по ним от 2 до 8 раз. В 15 случаях прокуратуры субъектов сообщили в наш адрес о принятии мер прокурорского реагирования по фактам незаконных передач сообщений о преступлениях по территориальности.
Так, в настоящее время органы дознания и предварительного расследования по сообщениям о мошенничествах по телефону и в сети Интернет используют различные основания для направления материала проверки по территориальности: местонахождение звонившего (отсылающего сообщение, т.е. лица, вводившего в заблуждение потерпевшего с целью хищения), отнесение используемого им номера к базе оператора, обслуживающего регион, регистрация абонента по месту жительства, нахождение потерпевшего в момент обмана либо в момент зачисления (перевода) денежных средств и другие.
В Тюменской области прокуратурой области направлено совместное с УМВД по области информационное письмо с целью придания единообразия правоприменительной практике передачи сообщений о таких преступлениях.
В опубликованных в журнале "Законность" статьях (2014, N 5; 2014, N 9; 2015, N 1) была дискуссия относительно определения места совершения таких мошенничеств и, соответственно, места их расследования. Однако, по нашему мнению, указанная дискуссия только "на руку" органам внутренних дел, поскольку неоднозначная позиция позволяет трактовать место преступления (а значит, и возбуждения уголовного дела) в свою пользу в зависимости от обстоятельств совершения преступления. На наш взгляд, невозможно сделать категоричный вывод о месте совершения таких преступлений по причине многочисленности вариантов обстоятельств совершения преступлений этой категории. Например, позиция С. Фроста и А. Федосова, согласно которой возбуждение уголовного дела и расследование должно производиться по месту нахождения потерпевшего, не учитывает возможность совершения действий потерпевшим по перечислению денежных средств посредством мобильной связи при передвижении либо возможность получения денежных средств лишь в конкретном почтовом отделении. Остается в связи с этим открытым и вопрос о месте расследования мошенничества в сфере компьютерной информации.
Между тем отсутствие законодательно закрепленной обязанности у дознавателя, следователя уведомлять прокурора о принятии решения о передаче сообщения по подследственности (подсудности) с направлением копии соответствующего процессуального решения негативно влияет на осуществление прокурорского надзора. Проверка законности решений о передаче сообщений о преступлении по территориальной подследственности осуществляется, когда материалы по сообщению, в которых зачастую есть достаточные данные для возбуждения уголовного дела, уже направлены в другое территориальное подразделение. К сожалению, в связи с этим возможности оперативно и своевременно реагировать на устранение таких нарушений у прокурора нет, в результате материалы "ходят" из одного отдела полиции в другой. Проводимые же сверки с другими субъектами позволяют выявлять нарушения лишь спустя длительное время в ущерб требованиям о разумном сроке уголовного судопроизводства и в целом состоянию законности.
Но даже при обоснованном направлении сообщения о преступлении по территориальной подследственности срок принятия решения о возбуждении уголовного дела и проведения неотложных следственных действий оттягивается, что негативно отражается на праве потерпевших на доступ к правосудию и своевременности раскрытия преступления.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, требуется скорейшее пресечение практики направления сообщений по территориальной подследственности. Решение указанной проблемы видится в следующем.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК передача сообщения о преступлении возможна лишь по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК. Законодатель, на наш взгляд, определяя требования относительно срока рассмотрения сообщения о преступлении и решений по результатам проверки, не предусматривал возможность принятия решения о передаче по территориальной подследственности, поскольку ст. 152 УПК определяет место производства предварительного расследования, которое возможно только после возбуждения уголовного дела.
Запрет на передачу сообщения по территориальной подследственности позволит исключить нарушения требований уголовно-процессуального законодательства и манипулирование нормами материального и процессуального права органами внутренних дел с целью создания видимости хороших показателей работы.
Прокуратурой Тюменской области совместно с УМВД по области дознаватели и следователи ориентированы в рамках названного совместного приказа на возбуждение уголовного дела по сообщениям о преступлениях, первично зарегистрированных в отделах полиции нашего региона, и передачу уголовного дела по территориальной подследственности в случае достоверного определения места совершения преступления на основании достаточных доказательств. Указанная позиция также обоснована п. 7 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учете преступлений, утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России "О едином учете преступлений" от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399, согласно которому, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления, т.е. первоначальной регистрации в книге учета сообщений о преступлениях.
Таким образом, единственно возможным, на наш взгляд, эффективным способом избежать укрытия преступлений путем направления сообщений о преступлениях по территориальной подследственности является исключение возможности принятия таких процессуальных решений на стадии доследственной проверки.
Источник: