Содержание
- Ответы:
- Вопрос-ответ по теме
- Вопрос
- Ответ
- Квалификация педагогических работников образовательной организации:
- Требования профессиональных стандартов
- Требования квалификационных справочников
- Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"
- Требования к квалификации преподавателя среднего профессионального образования (СПО)
- Требования к образованию и обучению преподавателя СПО:
- Требования к опыту практической работы для преподавателей СПО:
- Требования к квалификации мастера производственного обучения СПО
- Требования к образованию и обучению:
- Требования к опыту практической работы:
- Таким образом, исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), реализация программ среднего профессионального образования (СПО) обеспечивается:
1.Имею высшее образование по специальности "Психолог, преподаватель психологии". Нужно ли мне получать дополнительное профессиональное образование для того, чтобы работать преподавателем курсов по дополнительному образованию детей и взрослых, а также по дополнительному профессиональному образованию?
2. Может ли осуществлять преподавательскую деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых,сотрудник, имеющий среднее профессиональное образование. Что ей необходимо для осуществления деятельности
- Ответы:
- Вопрос-ответ по теме
- Вопрос
- Ответ
- Квалификация педагогических работников образовательной организации:
- Требования профессиональных стандартов
- Требования квалификационных справочников
- Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"
- Требования к квалификации преподавателя среднего профессионального образования (СПО)
- Требования к образованию и обучению преподавателя СПО:
- Требования к опыту практической работы для преподавателей СПО:
- Требования к квалификации мастера производственного обучения СПО
- Требования к образованию и обучению:
- Требования к опыту практической работы:
- Таким образом, исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), реализация программ среднего профессионального образования (СПО) обеспечивается:
Ответы:
Согласно Приказу Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования“ к преподавателю предъявляются следующие требования к образованию и обучению —
Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.
Требования к опыту практической работы
Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Согласно ст.76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года
Требования к опыту практической работы
Для старшего педагога дополнительного образования и старшего тренера — преподавателя стаж работы по специальности не менее двух лет
Вопрос-ответ по теме
Вопрос
Если у нас Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования (то есть предполагается обучение взрослых по дополнительным профессиональным программам – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки), лицензия есть, но деятельности пока нет, то тогда исходя из Номенклатуры (Постановление Правительства от 08.08.2013 № 678) какие должности мы можем использовать из неё в своей деятельности (интересуют сейчас в частности педагогические работники)?
И ещё вопрос: Должности педагогических работников, отнесённых к профессорско-преподавательскому составу имеют ли к нам отношение? Или это только для работников высших учебных заведений? И обязательно ли нам применять профстандарт, и какой использовать? Педагог дополнительного профессионального образования?
Ответ
Согласно ПИСЬМУ ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ДПО МИНОБРНАУКИ РОССИИ, МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании" применимо к преподавателям ДПО.
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций (часть 1 статьи 50 Федерального закона № 273-ФЗ).
Читайте также:Человек находящийся на больничном относится к категории
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций , утв. Постановлением Правительства от 08.08.2013 № 678, в том числе и должности профессорско-преподавательского состава, распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Следовательно, Вы можете применять должности профессорско-преподавательского состава.
Согласно статье 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ,
структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
результатам освоения основных образовательных программ.
Реализация программ среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) требует:
- привлечения кадров,
- учета их квалификации,
- нормирования их рабочего времени,
- разработки системы оплаты их труда
в соответствии:
как с трудовым законодательством РФ и законодательством об образовании,
так и федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).
Реализация программ среднего профессионального образования (СПО) обеспечивается:
- педагогическими работниками, занимающими, в частности, должности:
- преподавателей,
- мастеров производственного обучения.
Квалификация педагогических работников образовательной организации:
должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональных стандартах (при наличии).
Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих";
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 По вопросам применения профессиональных стандартов
В настоящее время ни федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), ни трудовое законодательство:
не требуют полного соответствия требований к квалификации педагогических работников профессиональному стандарту,
допуская возможность выбора между профессиональным стандартом и квалификационными справочниками.
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
статья 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018)
При этом в общем случае:
- квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Для педагогических работников:
обязанность отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам,
закреплена в статье 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Закона об образовании № 273-ФЗ.
Тем самым, для такой категории работников, как педагогические работники, обязательны требования:
- либо квалификационных справочников,
- либо профессиональных стандартов – законодательно, на данный момент, указание на обязательность применять именно профессиональный стандарт не установлена.
Из этого следует, что образовательные учреждения вправе применять к педагогическим работникам:
- как профессиональные стандарты,
- так и квалификационные справочники.
При этом действует Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов…», которым устанавливаются особенности применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях, то есть в большей части профессиональных образовательных учреждений.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности"
Требования профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты обязательны для применения:
в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти;
это означает, что из всего содержания профессионального стандарта обязательны могут быть только те требования, которые зафиксированы нормативными правовыми актами – законами, подзаконными актами, например, требование для педагогических работников иметь среднее профессиональное или высшее образование, установленное статьей 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Закона об образовании № 273-ФЗ.
В случае, если выполнение работ по определенным должностям связано с предоставлением льгот, компенсаций либо наличием ограничений:
- наименования и квалификационные требования по этим должностям должны соответствовать положениям существующих квалификационных справочников или профессиональных стандартов.
абзац 3 части 2 статьи 57 «Содержание трудового договора» Трудового кодекса РФ
Исходя из статьи 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов» Трудового кодекса:
Читайте также:Ошибки договора с эксклюзивными правами дистрибьютора 2017
характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена нормативными правовыми актами,
применяются в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Фактически это означает, что требования профессиональных стандартов, не имеющие нормативного правового основания, рекомендательны, но не обязательны.
Требования квалификационных справочников
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Этим Приказом, в частности, установлены следующие требования к квалификации старшего мастера СПО:
высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 2 лет или
среднее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы не менее 5 лет;
требования о наличии высшего либо среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» не установлено.
Установлены следующие требования к квалификации преподавателя СПО:
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, высшее либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» не является обязательным для преподавателя СПО:
допускается наличие высшего или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету,
либо иного высшего, либо среднего профессионального образования, при условии освоения образовательной программы дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.
Таким образом, требованиям будет соответствовать три различных варианта квалификации такого педагогического работника среднего профессионального образования (СПО).
Установлены следующие требования к квалификации мастера производственного обучения СПО:
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и
дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы;
требования о наличии высшего либо среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» не установлено.
Установлены следующие требования к квалификации руководителя физического воспитания:
высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы
либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы,
либо среднее профессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и спорта не менее 2 лет;
таким образом, требованиям будет соответствовать три различных варианта квалификации работника.
При этом, исходя из общих положений данного раздела Единого квалификационного справочника, при разработке должностных инструкций:
допускается установление требований к необходимой специальной подготовке педагогических работников,
что означает возможность на уровне образовательного учреждения вводить дополнительные требования к специальной подготовке педагогического работника.
Педагогические работники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности:
- по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения,
- могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Тем самым, раздел Единого квалификационного справочника допускает возможность:
- принять на работу лицо, не имеющее нужной подготовки или стажа работы,
- но фактически достаточно квалифицированное для качественного выполнения работы.
Профессиональные стандарты не включают в себя оговорок о возможности подобных исключений.
Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"
Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н утвержден профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования":
- указанный документ содержит более подробное описание требований к квалификации педагогических работников среднего профессионального образования (СПО).
Далее рассмотрим требования к квалификации некоторых категорий педагогических работников среднего профессионального образования (СПО).
Требования к квалификации преподавателя среднего профессионального образования (СПО)
Требования к образованию и обучению преподавателя СПО:
среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю);
дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).
Читайте также:Служебная записка о несоответствии занимаемой должности
При отсутствии педагогического образования у преподавателя СПО:
допускается дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения;
специально оговаривается, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования (СПО):
- обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
Педагогические работники СПО (включая преподавателя) обязаны проходить в установленном законодательством РФ порядке:
обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в 3 года.
Требования к опыту практической работы для преподавателей СПО:
опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и
при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).
при этом объем (длительность) данного опыта не устанавливается.
Требования к квалификации мастера производственного обучения СПО
Требования к образованию и обучению:
среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;
дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.
При отсутствии педагогического образования допускается:
дополнительное профессиональное педагогическое образование в области профессионального обучения;
дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.
Для преподавания по основным программам профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам (ДПП) — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
Педагогические работники, включая и данную должность, обязаны:
проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в 3 года.
Требования к опыту практической работы:
обязателен опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися;
мастер производственного обучения должен иметь уровень (подуровень) квалификации по профессии рабочего выше, чем предусмотренный для выпускников образовательной программы.
Таким образом, исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), реализация программ среднего профессионального образования (СПО) обеспечивается:
педагогическими работниками образовательного учреждения,
либо лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора;
в частности, могут привлекаться лица из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности ФГОС, имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3-х лет;
фактически, ФГОС устанавливает дополнительное требование к квалификации педагогических работников (требование о наличии 3-х летнего стажа работы).
При этом доля педагогических работников, которые обеспечивают освоение обучающимися профессиональных модулей, и которые при этом имеют опыт деятельности не менее 3-х лет в образовательных учреждениях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности:
не должна быть менее 25% от общего числа педагогических работников, реализующих образовательную программу СПО;
доля рассчитывается в приведенных к целочисленным значениям ставок.
Фактически, ФГОС устанавливает дополнительное рекомендуемое требование к квалификации педагогических работников (требование о наличии 3-х летнего стажа работы):
для педагогических работников, обеспечивающих освоение профессиональных модулей,
при этом не менее четверти работников должны соответствовать этому требованию.
ФГОС содержат требования о необходимости для педагогических работников, привлекаемых к реализации программ среднего профессионального образования (СПО):
получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации,
в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
При этом статья 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Закона об образовании № 273-ФЗ предусматривает:
право педагогического работника на дополнительное профессиональное образование не реже 1 раза в 3 года
без уточнения подвида образовательных программ,
однако с указанием, что данное образование должно быть по профилю педагогической деятельности.
Источник: