Содержание
- Что такое публичное предложение по продаже имущества?
- Как составить заявку на участие в торгах?
- Порядок продажи имущества должника
- Может ли кредитор участвовать в торгах?
- В каких случаях торги отменяются или признаются недействительными?
- Заключение
- Когда проводятся торги
- Порядок проведения процедуры
При проведении процедуры банкротства у должника происходит продажа имущества. Этот шаг способствует переводу имущества в денежный эквивалент, что делает возможным погашение задолженностей перед кредиторами. Продажа имущества – сложный юридический процесс. Чтобы его провести, необходимо знать основные нюансы и критерии, которые характеризуют публичное предложение по продаже имущества должника.
Опираясь на Федеральный Закон «О банкротстве» можно определить сам процесс проведения публичных слушаний. Собственность должника продается на специализированных аукционах.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !
Что такое публичное предложение по продаже имущества?
Публичное предложение представляет собой форму аукциона, на котором распродается имущество должника. Причем, цена товара будет минимальной.
Торги согласно Закону Российской Федерации бывают двух различных типов:
- Открытые торги – аукцион, на котором происходит продажа товара по общей для всех цене. Стоимость оглашается открыто. Как правило, такие торги могут проходить как при встрече, так и на официальных сайтах.
- Закрытые торги – встреча происходит лишь по приглашению. Вместе с заявкой на участие в торгах следует направить желаемую стоимость товара. Цена до последнего момента не оглашается. После анализа предложенной стоимости происходит обработка и регулировка ценовой политики.
В том случае, если торги не произошли, то в этот же день назначается дополнительное (повторное) проведение аукциона. При этом цена на все группы товаров должна быть снижена на 10-15%. Если имущество должника не было реализовано на вторичных торгах, то происходит дополнительное снижение стоимости.
Публичное предложение как один из этапов банкротства должно проходить по всем правилам. Для этого следует соблюдать порядок проведения аукциона:
- Оглашается товар с его полным наименованием, при этом уточняющие характеристики должны быть в буклетах или в другом варианте письменного вида. За товаром следует указать его стоимость с учетом уже сниженной цены.
- Вместе с наименованием продукта стоит указать и время, которое дается на его продажу. Заметьте, что в том случае, если товар не будет продан в назначенный час, стоимость на него необходимо снизить. Все это следует указывать в описании к товару.
- Аукцион заканчивается в том случае, если на товар нашелся покупатель с ценой не ниже представленной минимальной. Если несколько покупателей хотят приобрести один и тот же товар, то победителем будет считаться тот, кто первый даст цену. В случае победы юристы оформляют продажу имущества.
Публичное предложение имущества – идеальный вариант для тех покупателей, которые хотят приобрести товар по сниженной цене.
Как составить заявку на участие в торгах?
Без заявки невозможно стать участником торгов. Это простое правило, которое применяется для всех желающих приобрести собственность должника. Заявление является официальным юридическим документов, подтверждающим статус покупателя.
Для того чтобы составить заявку, необходимо следовать пошаговому алгоритму:
- Зарегистрироваться на выбранной торговой площадке, которая проводит аукцион.
- Заполнить предоставленную анкету, в которой необходимо указать персональные данные. Многие организаторы просят прикрепить ксерокопию паспорта, индивидуального номера налогоплательщика, СНИЛС.
- В случае необходимости оформить электронную подпись или же проверить ее исправность.
После того как процедура авторизации будет пройдена, можно приступать к поиску необходимых товаров. Существуют специальные сайты, которые специализируются на процедуре несостоятельности. На порталах представлены товары, которые участвуют в аукционах. Вводя ограничения и фильтрацию, можно быстро найти необходимые вещи.
В том случае, если вы определились с товаром, можно подавать заявку на участие в аукционе. При этом она должна включать в себя следующие пункты:
- полные сведения о торгах (наименование, место проведения, индивидуальный номер);
- если участник юридическое лицо, то указывается наименование компании, реквизиты, телефоны, имя директора и контактного лица;
- если участник физическое лицо, то следует оставить паспортные данные, данные о прописке и проживании, телефон.
Если на портале, на котором происходят торги, нет типовой анкеты для заполнения, ее необходимо составить самостоятельно и отгрузить на сайт.
Образец заявки на участие в торгах по продаже имущества должника вы можете скачать на нашем сайте по ссылке.
Помимо заявки, стоит приложить перечень необходимых документов. Это могут быть фотографии или отсканированные документы:
- ЕГРЮЛ;
- ЕГРИП;
- доверенность от лица директора предприятия, подтверждающая право на ведение торгов от имени фирмы;
- квитанция об оплате начальной суммы;
- квитанция об оплате организационного взноса.
Порядок продажи имущества должника
Порядок продажи залогового имущества должника предопределяется инстанцией, которая проводит продажу. Это может быть, с одной стороны, судебный орган, а с другой – несудебный.
Судебный пристав назначается исполнителем по продаже имущества. Он оформляет товар на публичных торгах и аукционах. Слушания проходят в открытом доступе для всех желающих.
До проведения публичного слушания судебные приставы направляют в адрес должника уведомление об имеющейся задолженности, о необходимых сроках ее погашения. При этом оговаривается мера пресечения, в данном случае это публичное предложение по продаже имущества должника.
В случае, если долг не погашен в установленные сроки, банк обращается в суд с исковым заявлением. Если должник выполнил исковые требования, то происходит отмена торгов по продаже имущества должника.
Читайте также:Реквизиты доверенности или иного документа подтверждающего полномочия
Если суд одобряет проведение публичных слушаний и погашение долга кредиторам, запускается алгоритм:
- судебные приставы сообщают должнику о проведении торгов (не позднее, чем за 10 дней);
- в открытом доступе публикуется информация о месте, времени проведения торгов, в сообщении указывается и наименование товаров, участвующих в аукционе с их начальной ценой;
- участники аукциона платят задаток;
- выигравшим торги считается участник, предложивший большую стоимость за товар;
- с победителями заключается договор купли-продажи;
- вырученная сумма направляется кредитору в счет погашения задолженности.
Может ли кредитор участвовать в торгах?
Многих должников интересует, а может ли кредитор участвовать в торгах по продаже имущества должника. Опираясь на действующий Федеральный закон «О несостоятельности», можно однозначно заключить, что кредитор имеет полное право на общих основаниях участвовать в торгах.
Для участия необходимо подать вместе со всеми заявку, оплатить организационный взнос и внести задаток, который составляет 5% от стоимости имущества. Однако, это будет реально, если кредитор не забрал собственность должника.
В ходе судебного заседания решается вопрос с кредитором, а именно со способом возмещения ему убытков. Это может быть как денежный вариант после продажи имущества, так и товарный вид. В последнем варианте кредитор заберет всю собственность по фиксированной низкой цене.
Читайте также, как осуществляется покупка дебиторской задолженности на торгах.
В каких случаях торги отменяются или признаются недействительными?
Публичные слушания могут быть отменены. Признание недействительными торгов по продаже имущества должника возможно в ряде случаев:
- если участников меньше 2-х человек;
- цену товара никто не повысил;
- участник, выигравший аукцион, не расплатился;
- победитель не подписал заключение о проведении торгов.
Процедура продажи имущества должника требует специальных знаний законодательства. Необходимо не просто провести торги, а соблюсти при этом все условия (время, место и порядок проведения). В противном случае, аукцион могут признать несостоявшимся.
Заключение
Изучив все тонкости и нюансы, можно однозначно сказать, что приобрести имущество по низкой цене вполне возможно, воспользовавшись специальными торгами. Кроме того, купленное имущество можно считать дополнительной инвестицией или способом заработка. Нередко многие покупатели затем перепродают товар по более выгодной цене.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
При продаже активов обанкротившихся лиц осуществляется такая процедура, как реализация имущества путем публичного предложения. Как и при проведении конкурсов или аукционов, участники процесса конкурируют между собой посредством увеличения цены, за которую они готовы приобрести тот или иной объект. Однако в данном случае можно начать борьбу с гораздо меньшей суммы по сравнению с первоначальной стоимостью реализуемого предмета. Рассмотрим, что представляют собой публичные предложения по продаже имущества должников и как ведется реализация.
Когда проводятся торги
Публичное предложение — это способ продажи собственности задолжавшего кредиторам лица по заниженной стоимости. Такая процедура инициируется, когда имущество должников остается нереализованным после проведения первичных и повторных торгов. Соответственно, если предыдущие два аукциона признаются несостоявшимися, то назначаются проводимые при помощи публичного предложения торги. Их главной отличительной особенностью является снижение цены объекта через установленные системой временные промежутки. Это позволяет участникам процесса приобретать недвижимость, земельные участки и другое имущество по максимально сниженной стоимости.
Существует 2 формы подачи предложений
Разновидности | Что происходит |
открытая; | предполагает организацию открытых аукционов, где стоимость каждого лота видна всем участникам процесса; |
закрытая; | стоимость указывается участником при оформлении заявки, поскольку первоначальная цена товара остается неизвестной до момента открытия процедуры. |
Согласно статистическим данным Минэкономразвития, более 90 % первичных и повторных торгов оказываются несостоявшимися. По этой причине наиболее распространенным форматом продажи имущества задолжавших физ- и юрлиц становится публичное предложение. От стандартных аукционов данная процедура отличается тем, что через определенные интервалы времени цена продаваемого объекта не увеличивается, а уменьшается. При этом суммы иногда снижаются даже на десятки миллионов рублей.
Победителем публичных аукционов признается тот, кто в установленный срок заявляет об участии в процессе и предлагает цену выше изначальной стоимости продажи лота. При подаче заявок несколькими гражданами право приобретения собственности должника переходит к участнику, который предложил максимальную цену за реализуемый предмет. Если два или более лица предлагают одинаковую сумму, объект передается тому, кто первым подал заявку на участие. Когда победитель определен, прием заявок завершается.
Что касается цели проведения публичных торгов, то они организуются для удовлетворения кредиторских требований. Вырученные от продажи вещей средства используются для погашения задолженности, возникшей у бывшего владельца имущества перед контрагентами. На стадии внешнего управления исполнительный орган может полностью продать собственность и за счет полученных денег вернуть долги кредиторам, чтобы восстановить платежеспособность задолжавшего лица.
При проведении аукциона на этапе конкурсного производства задачей управляющего является расчет с контрагентами уже после признания должника банкротом.
Порядок проведения процедуры
Современные аукционы с публичным предложением проводятся через интернет на электронных торговых площадках. В зависимости от правил подачи заявок на участие они бывают открытыми и закрытыми. Если для открытой формы проведения процедуры не характерно владение ограниченным оборотным капиталом, то для закрытой — характерно, как и указание стоимости объекта сразу в заявке. В первом же случае сначала подается заявка, и только после этого устанавливается цена.
В закрытых аукционах, как правило, реализуется залоговое имущество. Поэтому в соответствии с ФЗ № 127 «О несостоятельности» наиболее прозрачным вариантом считаются открытые торги посредством публичного предложения. Такая форма продажи активов должника обеспечивает конкуренцию за счет участия массы покупателей, в результате чего достигается максимально высокая цена.
Читайте также:Употребляя ненормативную лексику со средств массовой информации
Порядок проведения аукционов по банкротству предполагает прохождение следующих этапов.
- Публикация информации о предстоящем процессе: занимающееся торгами агентство сообщает через СМИ об объекте продажи, стартовой стоимости и других особенностях реализации предмета.
- Определение периода, по окончанию которого цена лота снизится на определенный процент.
- Непосредственно проведение публичных торгов, которые длятся до момента определения победителя, и подписание договора купли-продажи с выигравшим участником.
Традиционно торги по банкротству проходят в течение 30 дней, а срок приема заявок на участие чаще всего длится до 2 недель. Организатор процедуры получает задаток, после чего решает вопрос о количестве этапов и их длительности. Стоимость продаваемых вещей понижается через каждые 3–5 дней на 1–20 % от первоначально выставленного ценового номинала. Отдельно взятый период может использоваться участником процесса для заявления своей цены только 1 раз.
Следовательно, продажа имущественных активов обанкротившегося лица путем публичного предложения кардинально отличается от организации первичных и повторных торгов. Выражается это в том, что изначально заявленная цена лота не повышается. Она снижается через определенный промежуток времени.
Для проведения публичных аукционов характерна возможность активации предложения лишь после двух неудачных попыток реализовать имущество должника.
До вступления в силу поправок, предусмотренных Законом №432-ФЗ, к Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Далее – Закон о банкротстве), которыми были внесены изменения в п. 4, ст. 139 указанного закона реализация имущества должника посредством публичного предложения предусматривала признание победителем торгов — участника торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.
Фактически природа публичного предложения являлась аналогом акцепта оферты, по аналогии со ст. 438 ГК РФ. Должник, в лице организатора торгов, предлагал неограниченному кругу лиц приобрести имущество по цене, действующей для определенного периода публичного предложения. В случае если в определенном периоде никто «не принял оферту» по оговоренной цене, то цена последовательно снижалась либо до момента, когда хотя бы одно лицо изъявило желание приобрети имущество, либо когда цена снижалась до так называемой «цены отсечения». При этом с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращался.
Не смотря на то, что Закон о банкротстве оперирует понятием «торги», применительно к публичному предложению, тем не менее, по смыслу публичное предложение не являлось торгами. Понятие «торги», как способ заключения договора, четко не определено в ст. 447 ГК РФ. Тем не менее, можно выделить основные признаки такой формы реализации имущества должника как «торги». При проведении открытых торгов двумя базовыми признаками являются: привлечение максимального количества участников и конкуренция ценовых предложений, которая позволяет реализовать имущество с максимальной выгодой. Что касается публичного предложения, то до вступления в силу соответствующих поправок публичное предложение не удовлетворяло ни первому, ни второму признаку. Максимальное количество участников не имело смысла, так как договор заключался с участником, который первым представил заявку. По этой же причине говорить о конкуренции ценовых предложений было бессмысленно, так как договор заключался по цене предложения имущества, заранее определенной организатором торгов.
Указанное мнение подтверждалось судебной практикой [1] , согласно которой указывалось на отсутствие необходимости применения пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве с целью привлечения как можно большего числа покупателей для получения максимального результата, так как в данном случае общее количество заявок не имеет значения. При этом также было подтверждено положение о том, что продажа имущества посредством публичного предложения не является продажей на торгах по смыслу статьи 447 ГК РФ и пункта 5 статьи 110 Закона о банкротстве.
До внесения поправок в Закон о банкротстве сложилась практика, согласно которой ряд требований к процедуре проведения торгов посредством публичного предложения, предусмотренных Законом о банкротстве, не применялся, что приводило к нарушению прав участников торгов и ставило их в неравные условия. В частности, судами не применялись нормы абз. 11, п. 8, ст. 110 и положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, согласно которым срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем 25 рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов, а также обязанность организатора торгов не позднее, чем за 30 дней до даты проведения торгов опубликовать сообщение о продаже имущества. Такое положение дел приводило к тому, что организатор торгов мог начать прием заявок в публичном предложении на следующий день после публикации сообщения о проведении торгов, в первый же день получить первую заявку, прекратить прием заявок и заключить договор купли-продажи имущества. Жалобы на подобные действия организаторов торгов неоднократно рассматривались как судами, так и органами Федеральной антимонопольной службы. Тем не менее, зачастую, суды не находили нарушений в действиях организатора торгов. В частности судами указывалось [2] , что в продаже посредством публичного предложения решающее значение имеет период действия предложения. В противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее, чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в процедуре конкурсного производства не устанавливает 30-дневного срока для размещения сообщения о продаже имущества должника путем публичного предложения.
Также невозможно было определить понятие «проведение торгов» в публичном предложении. А как следствие, применить положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, о не менее чем 30-дневном сроке публикации до даты проведения торгов и определить срок приема заявок не менее 25 рабочих дней с момента публикации сообщения о торгах, так как прием заявок мог быть закончен в любой момент.
Читайте также:Соглашение о неразглашении персональных данных между организациями
Фактически ситуация радикально изменилась принятием Закона №432-ФЗ которым были внесены поправки в п. 4, ст. 139 Закона о банкротстве, согласно которым в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество. Можно говорить о том, что данное положение дел изменило природу публичного предложения, прировняв его к торгам, так как в данной трактовке определения победителя заложены базовые признаки торгов: привлечение максимального количества участников с целью получения максимального ценового предложения и конкуренция ценовых предложений.
В связи с изменением данного порядка необходимо учесть, что вся приведенная практика, скорее всего, будет пересмотрена в обратную сторону. Так, соблюдение срока не менее 25 рабочих дней на возможность подачи заявки на участие в торгах (абз. 11, п. 8, ст. 110 Закона о банкротстве) уже имеет совершенно понятный смысл: обеспечение возможности подачи заявки на участие в торгах максимально возможному количеству заинтересованных лиц. Также как и срок в 30 дней с момента публикации сообщения о торгах, предусмотренный п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве. Указанные сроки, как в случае торгов в форме аукциона, направлены, прежде всего, на возможность заявителя провести необходимые процедуры по регистрации на электронной площадке, ознакомиться с имуществом и подать заявку. Формальный подход по соблюдению сроков в 25 рабочих дней на подачу заявки может заключаться в том, что в первом периоде публичного предложения срок приема заявок может быть определен, как срок не менее 25 рабочих дней.
Остается неопределенным вопрос о понимании термина «проведение торгов» в публичном предложении в соответствии с новым порядком. Понимание данного термина важно при определении срока публикации сообщения о торгах не менее, чем за 30 дней до даты проведения торгов. Однако здесь можно обратиться к аналогиям. Согласно абз. 5, п. 13, ст. 110 Закона о банкротстве при проведении торгов с закрытой формой подачи ценовых предложений организатор торгов публично в день, во время и в месте, которые указаны в сообщении о проведении торгов, оглашает представленные участниками торгов предложения о цене. Организатор торгов рассматривает предложения участников торгов о цене и определяет победителя торгов. Часто встречается мнение о том, что «проведение торгов» является длящейся процедурой. Однако если определить момент времени, когда можно «провести» торги, то можно считать, что «проведение торгов» имеет определенные временные рамки. Как в аукционе с закрытой формой подачи ценовых предложений, так и в публичном предложении. До момента, пока не определены участники торгов, провести торги невозможно. Как и невозможно их провести до момента публичного оглашения ценовых предложений и их сравнения. То есть фактически «проведением торгов» можно считать процедуру сравнения представленных ценовых предложений.
В соответствии с новым порядком проведения торгов посредством публичного предложения, изложенным в п. 5.2. Приказа № 495 все зарегистрированные заявки на участие в торгах, направляются оператором электронной площадки организатору торгов не позднее тридцати минут после наступления окончания периода проведения торгов. Таким образом, организатор торгов, может рассмотреть поступившие заявки на участие в торгах посредством публичного предложения, определить участников торгов и сравнить ценовые предложения не ранее окончания первого периода проведения торгов. Следовательно, датой проведения торгов можно считать следующий день после окончания первого периода торгов.
Необходимо отметить, что заявитель может подать заявку на участие в торгах в «установленный срок», что фактически означает любой интервал времени в пределах «установленного срока», когда объявлен прием заявок. Следовательно ситуация при которой данный срок может быть сокращен, либо итоги торгов могут быть подведены до момента окончания «установленного срока» является недопустимой. В отличие от прежнего порядка подведения итогов публичного предложения, когда итоги торгов могли быть подведены в любой момент.
В заключение следует отметить, что положения абз. 5, п. 6.1.3. Приказа № 495 поставили точку в спорах относительно вопроса о выборе победителя торгов посредством публичного предложения исходя из поступления всех заявок в течение всех периодов публичного предложения или исходя из заявок, поступивших на определенном периоде публичного предложения. Приказом № 495 установлено, что заявки на участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов, рассматриваются только после рассмотрения заявок на участие в торгах, поступивших в течение предыдущего периода проведения торгов, если по результатам рассмотрения таких заявок не определен победитель торгов.
[1] Постановление 9 Арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 №09АП-17872/2013-ГК по Делу №А40-147200/12
[2] Определение ВС РФ от 27.07.2015 № 310-КГ15-9228 по Делу №А14-2428/2014; Определение ВАС РФ от 17.06.2014 № ВАС-7402/14 по Делу № А32-12336/2013
Источник: