Чем отличается юриспруденция от правоохранительной деятельности

Содержание

  1. Описание
  2. Области исследований
  3. 1. Судебная деятельность
  4. 2. Прокурорская деятельность
  5. 3. Правозащитная и правоохранительная деятельность
  6. Юриспруденция
  7. Правоохранительная деятельность
  8. Общее
  9. Задачи и функции правоохранительной деятельности
  10. Виды правоохранительных органов
  11. Правоохранительная деятельность — средство обеспечения порядка в обществе

Описание


Области исследований

1. Судебная деятельность

1.1. Судебная деятельность, ее понятие и значение в системе других видов юридической деятельности, а также сущностные отличительные черты.

1.2. История судебных систем. Генезис и историческое развитие судопроизводства и его видов.

1.3. Социально-правовое предназначение правосудия в современном правовом государстве; обеспечение правосудием непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина – в соответствии с конституционными и международно-правовыми стандартами.

1.4. Суд как государственный орган, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть.

1.5. Полномочия органов судебной власти, их содержание и пределы – в конституционной системе разделения властей.

1.6. Осуществление правосудия как исключительное полномочие судебной власти, понятие и основные признаки правосудия; принципы правосудия; юридическая сила актов правосудия и обеспечение их исполнения принудительной силой государства.

1.7. Судебный контроль за содержанием нормативного регулирования как сущностное полномочие судебной власти, реализуемое во всех видах юрисдикции; судебное толкование применимого права.

1.8. Понятие, содержание и принципы судебного контроля в конституционном правосудии; юридическая сила актов конституционного правосудия в соотношении с правоприменительными актами других органов судебной власти; взаимодействие судов в осуществлении конституционного судебного контроля.

1.9. Иные полномочия органов судебной власти, их цели, содержание, пределы, обусловленность задачами по обеспечению независимого и полного осуществления правосудия.

1.10. Понятие и виды судопроизводства, их развитие и связь с развитием судебной системы; формы специализации в судебной деятельности; значение и перспективы внесудебного и досудебного урегулирования правовых споров применительно к отдельным видам судопроизводства.

1.11. Конституционное и законодательное регулирование судебной системы Российской Федерации, ее понятие, основные черты и структура. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, пути совершенствования их организации и функционирования. Соотношение и взаимодействие национальной и наднациональной юрисдикций.

1.12. Статус судей — его правовые и этические основы. Статус присяжных и арбитражных заседателей. Участие в отправлении правосудия как конституционное право и обязанность гражданина; значение участия граждан в правосудии в качестве одной из его конституционных гарантий.

1.13. Правовые и социальные гарантии независимости судей, их несменяемость и неприкосновенность; виды и социальная обусловленность иммунитетов судьи; процедуры привлечения судьи к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности; механизмы обеспечения независимого статуса судей, а также самостоятельного и независимого осуществления деятельности судов.

1.14. Формирование судейского корпуса. Развитие моделей профессиональной подготовки, отбора и пополнения судейского корпуса: социально-правовые и сравнительные аспекты.

1.15. Правовые, организационные, ресурсные и иные условия функционирования органов судебной власти. Организационное обеспечение деятельности судов.

1.16. Судейское сообщество и его органы, их роль в совершенствовании судебной деятельности и защите статуса судей.

1.17. Осуществление в предусмотренных законом процессуальных формах надзора за судебной деятельностью и другие механизмы формирования судебной практики.

2. Прокурорская деятельность

2.1. Прокурорский надзор, его понятие, задачи и соотношение с другими правоохранительными функциями.

2.2. История возникновения и развития прокуратуры.

2.3. Законодательство о прокурорском надзоре, его история и перспективы развития.

2.4. Прокуратура в законодательстве и правовой практике зарубежных государств.

2.5. Основные задачи и направления прокурорского надзора.

2.6. Система прокуратуры Российской Федерации и структура ее органов, принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, взаимодействие органов прокуратуры с другими правоохранительными органами.

2.7. Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за соблюдением Конституции и законов, действующих на территории Российской Федерации, предмет и пределы данного направления прокурорского надзора.

2.8. Прокурорский надзор за исполнением законов в деятельности органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

2.9. Прокурорский надзор за законностью в процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

2.10. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

2.11. Прокурорский надзор за исполнением законов органами и должностными лицами в сфере административной юрисдикции.

2.12. Задачи и полномочия прокуратуры в области уголовного преследования лиц, совершивших преступления.

2.13. Задачи прокуратуры по координации борьбы правоохранительных органов с преступностью.

2.14. Участие прокуроров в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел.

Читайте также:Проект перепланировки квартиры пример электрооборудование dwg

2.15. Правовоспитательная (праворазъяснительная) деятельность органов прокуратуры.

2.16. Полномочия прокуратуры в организации международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью.

2.17. Взаимодействие органов прокуратуры с государственными и общественными контрольными механизмами в системе мер обеспечения законности.

2.18. Служба в прокуратуре как вид государственной службы и правовой статус ее работников.

3. Правозащитная и правоохранительная деятельность

3.1. Понятие правозащитной деятельности, ее место среди других видов юридической деятельности –судебной, прокурорской и правоохранительной деятельности; система организаций и институтов, осуществляющих правозащитную деятельность, их взаимоотношения с государственными органами.

3.2. Понятие правоохранительной деятельности в системе других видов юридической деятельности. Органы публичной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность. Роль общественных советов в деятельности правоохранительных органов.

3.3. Цели, задачи, принципы и отличия правозащитной и правоохранительной деятельности – в связи с обеспечением частных и публичных интересов.

3.4. Исторический, национальный и зарубежный опыт организации правозащитной и правоохранительной деятельности.

3.5. Правозащитные аспекты в деятельности государственных институтов власти. Правозащитные аспекты в деятельности судов. Правозащитные аспекты в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Правозащитная деятельность органов прокуратуры. Правозащитная деятельность правоохранительных органов.

3.6. Международные правозащитные организации: правовые основы деятельности, цели, задачи.

3.7. Адвокатура, понятие, цели и задачи адвокатуры, роль в обеспечении конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь и в реализации других прав физических и юридических лиц.

3.8. Основные функции адвокатуры и виды оказываемой адвокатами юридической помощи; регулирование и организация деятельности адвокатуры по оказанию юридической помощи, субсидируемой государством. 3

.9. Правовые основы и принципы организации и деятельности адвокатуры. Порядок образования адвокатских палат, устройство органов самоуправления. Взаимоотношения адвокатуры с государственными органами, с правозащитными и иными общественными организациями.

3.10. Организационные формы деятельности адвокатов: их развитие, социальная обусловленность и отличительные черты.

3.11. Статус адвоката: его основные характеристики, порядок приобретения, приостановления и прекращения. Требования, предъявляемые к адвокату. Профессиональные права и обязанности адвоката. Конституционные и процессуальные гарантии деятельности адвоката при осуществлении судопроизводства на началах состязательности и равноправия сторон.

3.12. Квалификационные комиссии адвокатских палат, их состав, функции и порядок деятельности.

3.13. Адвокатская этика. Кодекс профессиональной этики адвоката. Основания и процедуры дисциплинарной ответственности адвоката.

3.14. Международные связи российской адвокатуры.

3.15. Исторический и зарубежный опыт правовой организации и деятельности адвокатуры.

3.16. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации как институт парламентского контроля в сфере защиты прав и свобод. Развитие института омбудсмена в России и зарубежных государствах.

3.17. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Функции, основные направления и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

3.18. Взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с судом и правоохранительными органами государства. Особенности его процессуального статуса в судопроизводстве.

3.19. Неправительственные правозащитные организации. Их общая правая характеристика, формы деятельности, взаимосвязь с институтом адвокатуры.

3.20. Формы оказания юридической помощи свободно практикующими специалистами (аудиторами, медиаторами).

3.21. Нотариат, понятие, цели и задачи нотариата и нотариальной деятельности, его роль в обеспечении прав физических и юридических лиц.

3.22. Основные функции нотариата, виды и формы нотариальных действий.

3.23. Правовые основы и принципы организации и деятельности частного нотариата, устройство органов самоуправления (нотариальных палат), взаимоотношения нотариата с государственными органами.

3.24. Статус нотариуса, особенности его получения, профессиональные права и обязанности нотариуса, нотариальная этика.

3.25. Исторический и зарубежный опыт организации и деятельности нотариата.

3.26. Организация и правовые основы функционирования служб, органов и подразделений системы МВД РФ, непосредственно выполняющих правоохранительные функции и обеспечивающих их исполнение.

3.27. Полиция и ее роль в выявлении, предупреждении, пресечении и расследовании преступлений, борьбе с иными правонарушениями.

3.28. Организация и правовые основы функционирования подразделений, выполняющих правоохранительные функции в системе других органов исполнительной власти.

3.29. Организация предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, ее правовые основы и принципы.

3.30. Служба в органах, выполняющих правоохранительные функции, и профессиональная этика их работников.

Современное общество так устроено, что многие сферы его деятельности постоянно нуждаются в регуляции и контроле. Регулировать нужно не только жизнь одного гражданина, но им деятельность огромного количества общественных организаций, занимающихся различными проблемами. Для этого в рамках законодательства используются юриспруденция и правоохранительная деятельность.

Юриспруденция

Для современного общества такой термин, как «юриспруденция» имеет в виду деятельность, направленную непосредственно на регулирование, поддержание и охрану общественных отношений, осуществляемую при помощи основного набора методов, присущих данной дисциплине.

Читайте также:Обязана ли управляющая компания предоставлять копии документов

Сферой юриспруденции считается правоведение, которое представляет собой определенную совокупность множества юридических наук, также она представлена в виде отдельно взятой практической юридической деятельности.

Юриспруденцией принято считать совокупность знаний из областей правовых основ, наукой, изучающей свойства, присущие государству и праву.

Под юриспруденцией на сегодняшний день принято понимать следующие понятия, тесным образом связанные между собой.

  1. Наука о государстве и праве. Она направлена на изучение результатов правового регулирования, вследствие чего выдвигаются правовые идеи о внесении какого-либо рода изменений в способы и целостный механизм регулирования общества.
  2. Совокупность знаний о праве, государстве, управленческой деятельности: именно их наличие позволяет профессионально заниматься юридической деятельностью.
  3. Деятельность юристов и применение юридических знаний на практике.

Наука о праве сама по себе является довольно таки древней наукой, на протяжении веков она не раз привлекала к себе пытливое внимание ученых мужей многих стран.

Роль юриспруденции всегда определялась степенью ее значимости в период социальной, либо политической борьбы, в ходе которой решение правовых вопросов было главнейшим способом разрешения возникшего конфликта.

Правоохранительная деятельность

Под термином «правоохранительная деятельность» принято понимать деятельность, относящуюся к государственным и общественным организациям, проводимую с целью охраны права. Данный процесс происходит с привлечением уполномоченных специально органов и различного рода общественными формированиями способом применения мер, связанных с ответственностью (в юридическом плане), что установлено в рамках закона, и соблюдением определенных законодательством процедур.

Правоохранительная деятельность, являясь формой осознанного и одновременно активного отношению к окружающему миру, в свой состав включает:

Целью для правоохранительной деятельности принято считать охрану права.

Конечным итогом режима законности становится правопорядок, который основывается на принципах права и складывается в результате осуществления ряда принципов законности.

Правоохранительная деятельность рассматривается с научной точки зрения в широком и узком смысле.

  1. Является деятельностью, затрагивающей все государственные органы (три ветви власти: законодательная, судебная и исполнительная), обеспечивающей нормативное соблюдение личных и неимущественных прав и свобод граждан, дальнейшую их реализацию, правопорядок и, соответственно, законность.
  2. Деятельность, относящаяся к специально управомоченным (компетентным) органам обеспечения правопорядка и законности, существующим для исполнения таких задач, как:выявление, пресечение и предупреждения правонарушения.

Также посредством правоохранительной деятельности могут применяться к правонарушителям различного рода санкции и меры воздействия в виде определения наказания за содеянное преступление.

Общее

Юриспруденция и правоохранительная деятельность регламентированы правовыми рамками закона и действуют исключительно, согласовываясь со всеми нормами.

В последнее время грамотно спланированное проведение правоохранительной деятельности становятся все более востребованным среди рядовых граждан. Правоведение как наука пользуется огромной популярностью у абитуриентов, о чем свидетельствуют огромные очереди в приемные комиссии в соответствующих вузах и достаточно высокая конкуренция среди поступающих.

Это можно объяснить привилегиями сотрудников правоохранительной системы и престижностью самой работы, возможностью стремительного карьерного роста и внутренними убеждениями молодого гражданина своего государства. Для того чтобы связать свою жизнь с этой специальностью, необходимо знать некоторые специфики и функции правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность – это работа специально уполномоченных государственных структур, которая проводится с целью охраны права.

Само понятие рассматривается специалистами в широком и узком смысле. Первый – это функционал всех институтов государственного подчинения, занимающихся обеспечением соблюдения свобод и прав граждан. Второй подразумевает деятельность специально-уполномоченных структур, основной целью которых выступает охрана права от грубых нарушений, обеспечение полноценной свободы. Осуществление указанных обязанностей производится в пределах законах и строго установленном порядке.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

На сегодняшний день выделяют такие признаки правоохранительной деятельности:

  • все правовые действия проводятся исключительно в соответствии с законом;
  • строго прописан порядок действий, регулируемый законодательством;
  • юридические меры точно определены и включают конкретный список полномочий, которые можно обосновать правом.

Понимание обеспечения режима легальности и государственной дисциплины помогает ответить на такие вопросы: как и кем, какими методами и средствами обеспечивается и поддерживается должный уровень законности и дисциплины в государстве? Ответом на данную дилемму служит сложная и многогранная система правоохранительной деятельности конкретной страны.

Задачи и функции правоохранительной деятельности

Рисунок 1. Цели и задачи правоохранительной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Традиционно в официальных документах указываются такие государственные институты:

  • органы оперативно-розыскной деятельности;
  • судовые инстанции;
  • МВД и Минюст;
  • таможня;
  • прокуратура и общественные организации определенного типа работы.

Основное предназначение правоохранительной деятельности заключается в обеспечении режима законности в демократическом обществе, подразумевающего неукоснительное соблюдение и выполнение всех существующих юридических норм, особенно тех, которые прописаны в законах, а также всех правовых предписаний гражданами, должностными лицами, и государственными органами.

Читайте также:Расторжение контракта в связи с отсутствием потребности

Можно выделить и общие понятия, которые в обязательном порядке отвечают на конкретный признак. Это принципы соответствуют функционалу институтов, правовых структур, а также их прямых полномочий и направлений. Необходимо также знать, для чего предназначается правоохранительная деятельность. Ее функции выступают одним из главных предметов обязательного изучения.

Среди ключевых задач можно выделить следующие:

  • предоставление контроля за соблюдением всех прав Конституции РФ;
  • установление и поддержание правосудия;
  • организационное обеспечение комплексной работы судов на высоком уровне;
  • расследование и выявление грубых преступлений;
  • юридическая профессиональная помощь, охрана законодательства от имени общества, защита свобод и прав граждан;
  • нотариальная защита всех интересов общества.

Каждую из вышеуказанных целей должен выполнять определенный орган, однако все они тесно взаимосвязаны, и деятельность одних непременно влияет на результат работы других прямо или косвенно.

Виды правоохранительных органов

В общем, все виды правоохранительной системы можно разделить на три главных группы, каждая из которых выполняет определенный вид правовой деятельности, а именно: выявление и оперативное расследование преступлений, обеспечение порядка и безопасности и юридическое консультирование.

В этом случае, первая группа занимается только досудебным этапом, то есть пытается раскрыть преступление и обозначит его мотивы. Также в юрисдикции данных органов находится судебное дознание и следствие. Контроль за порядком осуществляют сотрудники полиции, центральная задача которых заключается предотвращении преступлений, их выявлении и пресечении. Кроме того, к основным функциям указанной структуры можно добавить предоставление охраны определенных социальных объектов, административный мониторинг разных сфер деятельности.

В настоящее время существует интернациональная полиция, деятельность которой осуществляется по всему миру и имеет больше реальных возможностей для объективного расследования особо важных дел. Последний вид – это институты юридической помощи. В их состав входят нотариат и адвокатура, нотариат. Спорным моментом является мнение об отнесении к указанным правительственным органам адвокатуры и определенных частных детективных или охранных служб.

Определяя место судебных и правоохранительных органов в концепции работы органов государства, стоит исходить из принципа грамотного разделения власти. Посредством такого принципа место правовых структур определяется функциями конкретного вида государственной деятельности, которые обеспечивают выполнение стоящих перед ними ключевых задач: защита общества, личности и государства.

Правоохранительная деятельность — средство обеспечения порядка в обществе

Правопорядок, который базируется на праве и законе жизнедеятельности общества и государства, обязательно включают в свою основу беспрекословное соблюдение норм и требований законности абсолютно всеми его субъектами.

В понятие правовой дисциплины входят два взаимодополняющих главных элемента: во-первых, присутствие и соблюдение определенной системы правил и норм поведения людей; во-вторых, практическое выполнение этих правил всеми обязанными субъектами. Отсутствие любого аспектов полностью исключает само понятие дисциплины в этом социуме.

Выделяют много разновидностей дисциплины по отраслевому, субъективному и функциональному признакам, в зависимости от того, для кого и кто устанавливает эти правила.

Гражданское право определяет правила жизнедеятельности общества, которые складывались исторически, на основе обычаев, традиций и конфессиональных верований, отражающих специфику профессионального и национального менталитета социума. В ее состав входят: ритуальная дисциплина, общежитейское общение субъектов определенного социума, религиозная сфера, неписаные кодексы профессиональной гордости и другие.

Соотношение и взаимодействие категорий легальности и государственной дисциплины таковы: требования правовой дисциплины должны быть закреплены в законодательстве и подзаконных актах; их выполнение можно отнести одновременно и к сфере законности, и государственной дисциплине; исполнение нужд некоторых правовых систем охватывается только понятием законности.

Одним из главных элементов содержательных свойств категорий государственной дисциплины и законности выступают реальный режим состояния легальности в жизнедеятельности определенного общества и государства, а также методы обязательного обеспечения порядка правоохранительной деятельности на конкретном этапе исторического развития современного общества.

Правила и нормы поведения, которые устанавливаются для участников и членов разнообразных общественных объединений их соответствующими руководящими органами, стоит рассматривать как виды общественной дисциплины: профсоюзной, партийной, дисциплины членов многочисленных профессиональных общественных структур, творческих организаций, клубов по интересам и органов общественной самодеятельности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник: lawsexp.com

 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧𝐥𝐢𝐠𝐚🌈™