Содержание
- Закон «Об образовании» и основные принципы государственной политики
- Принцип приоритетности образования
- Право на образование
- Гуманистичность образования
- Единство образовательного пространства
- Светское образование в светском государстве
- Государство и образование
Система образования в РФ и РБ
Основным документом, определяющим нашу жизнь в обществе является Конституция РФ и РБ. Для системы образования таким основополагающим документом (не исключая Конституции) является Закон «Об Образовании».
Впервые Закон «Об Образовании» в РФ был принят 10.07.1992г., на основе которого 29.10.1992г. был принят «Закон «Об Образовании» в РБ.
За это время произошли существенные изменения в обществе, системе образования. В Закон вносились многие поправки и с 1.01.2013 года вступила в силу Новая редакция Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ 21.12.2012г.) На его основе был принят закон «Об образовании в РБ».
Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:
* преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
* сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
* органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
* объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Все учебные заведения объединены в общую систему образования. При этом каждое учебное заведение работает по своей учебной программе. Поэтому система образования состоит не только из совокупности учебных заведений, но и из совокупности реализующихся в них образовательных программ.
Все учебные заведения работают по своим образовательным и профессиональным программам– документы государственного образца, определяющие содержание образования, направленного на решение задач последовательного повышения профессионального и образовательного уровня, подготовку специалистов соответствующих квалификаций.
Благодаря такой преемственности может быть осуществлен переход из одного заведения в другое соответствующего профиля и направленности.
Почему? Потому что все программы содержат необходимый уровень образования, который должен быть сформирован у всех –федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). ФГОС действует на территории всей РФ.
ФГОС определяет в обязательном порядке
1) минимум содержания основных образовательных программ (то, что должны знать все;
2) максимальный объем учебной нагрузки (допустимое количество часов в неделю);
3) требования к уровню подготовки выпускников;
4) условия и результаты обучения на определенных этапах в разных типах образовательных организациях.
Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование;
3) гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей;
4) единство образовательного пространства на территории РФ защита и развитие этнокультурных традиций народов РФ;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования РФ с системами образования других государств;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения форм получения образования, образовательной организации, согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав всех субъектов на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Организационной основой государственной политики является Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО). (Утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015г. №497).
Цель Программы —создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития РФ.
Нормативно – правовыми документами системы образования являются Международные акты — Конвенциях о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах – участниках, а также Законодательство РФ в области образования: закон «Об образовании в РФ».
На современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики образования являются:
развитие современной системы непрерывного профессионального образования;
повышение качества профессионального образования;
обеспечение доступности качественного общего образования;
повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
В законе даны определения основным понятиям в сфере образования.
выделяют 4 основных вида образования:
Уровни образования (по Закону РФ и РБ)
В законе произошли Изменение структуры уровней образования
Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений пед. образования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельности, но и реализация индивидуальных образовательных траекторий конкретной личностью с целью удовлетворения е образовательных потребностей.
С начала 90-х годов в России действует многоступенчатая система высшего образования, в которой человек получает образование не по узкой специальности (специалитет – 5 лет), а в рамках определенного направления по 2 уровням: бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года).
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование — общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание — организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства;
3) обучение — целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретение ими опыта применения научных знаний в повседневной жизни, формирование у обучающихся мотивации к получению образования на протяжении всей жизни;
4) уровень образования — формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности;
Читайте также:ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ?
5) образовательный ценз — уровень образования, который удостоверяется соответствующим документом об образовании и (или) квалификации и в соответствии с настоящим Федеральным законом является условием получения образования следующего уровня и (или) осуществления профессиональной деятельности;
6) академическая степень — характеристика уровня высшего образования в определенной области профессиональной деятельности;
7) квалификация — характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций;
8) федеральный государственный образовательный стандарт — нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направления подготовки.
9) образовательный стандарт — локальный нормативный акт, определяющий требования к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, самостоятельно устанавливаемые образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;
10) образовательная программа — утвержденная в установленном порядке учебно-методическая документация, определяющая основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогические условия получения образования определенного вида, уровня и направленности, требования к воспитанию и качеству подготовки обучающихся;
11) примерная образовательная программа — учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности, требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы;
12) общее образование — вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
13) профессиональное образование — вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности;
14) профессиональное обучение — вид образования, направленный на приобретение обучающимися опыта деятельности, знаний, умений и компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых (служебных) функций (определенного вида трудовой (служебной) деятельности (профессии)), который не сопровождается повышением уровня образования;
15) дополнительное образование — вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования;
16) обучающийся — лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) заключившее в установленном порядке договор об образовании (от имени которого в установленных настоящим Федеральным законом случаях заключен договор об образовании) и осваивающее образовательную программу, либо осваивающее образовательную программу в форме семейного образования или самообразования;
17) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, требующие для получения образования обеспечения специальных условий, отнесенные к указанной категории психолого-медико-педагогической комиссией;
18) образовательная деятельность — деятельность по реализации основных и дополнительных образовательных программ, осуществляемая управомоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
19) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая в качестве основного (уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность;
20) организация, осуществляющая обучение — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее наряду с основной (уставной) деятельностью образовательную деятельность (дополнительный вид деятельности);
21) организации, осуществляющие образовательную деятельность — юридические лица, которым настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии (образовательные организации и организации, осуществляющие обучение). В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
22) педагогические работники — физические лица, состоящие в трудовых (служебных) или гражданско-правовых отношениях с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательного процесса;
23) учебный план — документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, стажировок, предусмотренных образовательной программой, трудоемкость их освоения, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
24) образовательный процесс — процесс обучения, воспитания и развития при реализации образовательной программы, ее частей или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), осуществляемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем, либо в форме семейного образования или самообразования;
25) практика (учебная, производственная и преддипломная) — вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
26) профессиональная ориентация — деятельность по предоставлению информации и консультационной помощи обучающимся, направленная на содействие свободному и осознанному выбору ими будущей профессиональной деятельности, места и формы обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;
27) профильное обучение — форма организации образовательного процесса, основанная на дифференциации и индивидуализации содержания основной общеобразовательной программы основного общего, среднего общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной общеобразовательной программы;
28) направленность (профиль) образования — целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося, а также требования к результатам ее освоения;
29) средства обучения — приборы, оборудование, включая спортивные оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, электронные образовательные ресурсы и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы;
30) трудоемкость — количественная характеристика учебной нагрузки обучающегося, основанная на расчете времени и (или) сложности достижения учебного результата, затрачиваемого им на выполнение всех видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной программы, включая организованную самостоятельную работу;
31) аттестация обучающихся (выпускников) — процедура оценки степени и уровня освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины, модуля, образовательной программы;
32) образовательные услуги — комплекс мероприятий (действий) по осуществлению образовательного процесса в целях освоения обучающимися образовательной программы, ее частей или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
Читайте также:Отсутствие отопления по причине отсутствия собственника квартиры
33) качество образования — комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
34) участники отношений в сфере образования — органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальные предприниматели, педагогические работники, обучающиеся, их родители (законные представители), работодатели и их объединения и иные заинтересованные лица, осуществляющие деятельность в сфере образования
Иные понятия определяются в отдельных статьях настоящего Федерального закона.
| | следующая лекция ==> | |
Смесеобразование в карбюраторных двигателях. | | | Виды угроз информационной безопасности РФ |
Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 5903 | Нарушение авторских прав
Закон «Об образовании» и основные принципы государственной политики
Функция по формированию системы образования принадлежит государству. Данная функция заключается в следующем:
- построение структуры образования;
- определение основных принципов ее функционирования;
- выбор направления (перспектив) развития.
Главную роль в сфере образования играют принципы государственной политики. Этими принципами регламентируется работа всех образовательных учреждений и органов управления образованием в Российской Федерации. Образовательные программы обязательно должны отвечать данным принципам.
Принципы государственной политики в сфере образования отражены в Законе "Об образовании в Российской Федерации". Они заключаются в следующих двенадцати положениях:
- приоритетность образования;
- обеспечение права каждого человека на образование, отсутствие дискриминации в сфере образования;
- гуманистичность образования, приоритетность жизни и здоровья человека, учет прав и свобод личности, возможность свободного развития личности, воспитание в человеке взаимоуважения, трудолюбия, патриотизма, ответственности, культуры права, экологической культуры, рационального использования природных ресурсов;
- единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнических и культурных особенностей и традиций народов Российской Федерации;
- возможность интеграции системы образования РФ с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
- светское образование в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- свобода выбора при получении образования, учитывая склонности и потребности человека, обеспечение условий для самореализации человека, развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
- обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
- автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
- демократический характер управления образованием, обеспечение равных прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
- отсутствие ограничений и здоровая конкуренция в сфере образования;
- баланс государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Рассмотрим основные из этих принципов подробнее.
Принцип приоритетности образования
Приоритетность образования заключена в самой его сущности. Образование должно быть направлено на воспитание самостоятельного, способного к самостоятельному размышлению гражданина, принимающего активное участие в развитии окружающего социума. Образовательный процесс должен способствовать культурному развитию личности и, основываясь на равенстве возможностей, помогать человеку развивать свои способности и формировать личное мнение. Цель образования – сформировать личность, соблюдающую морально-нравственные нормы принятые в обществе и готовую принять на себя социальную ответственность.
В конце ХХ века приоритетность образования являлась в Российской Федерации формальной и не реализовывалась на практике. На сегодняшний день ситуация в значительной степени меняется. Ведется большая работа. В частности установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, которые отражают последние достижения науки. Особое внимание уделяется финансированию образовательных учреждений, за последнее время оно заметно выросло. В большинстве школ оборудованы компьютерные классы и выход в сеть Интернет. Строятся новые школы, вузы, техникумы. Это только первые шаги в выводе образования на приоритетные позиции.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Право на образование
Право на образование закреплено не только в законе «Об образовании», но и в Конституции РФ.
Право на образование имеет каждый гражданин РФ. В данном случае недопустима какая-либо дискриминация по половому, расовому, национальному, языковому признаку. Человек имеет право получить образование независимо от места проживания, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, должностного и имущественного положения, наличия судимости.
Гуманистичность образования
Гуманистичность образования заключается в признании высшей и безусловной ценности всех участников образовательного процесса. Главным приоритетом этого процесса является личность.
Реализация принципа гуманистичности обучения не может обойтись без следующих составляющих:
- личностно-центрированного подхода к обучению;
- ориентации на личностный рост и саморазвитие личности;
- отношения к обучаемому, как к субъекту самостоятельной работы и творчества;
- создание атмосферы доброжелательности, доверия и взаимоуважения между участниками образовательного процесса.
Единство образовательного пространства
Основным инструментарием для обеспечения единства образовательного пространства в Российской Федерации служат федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) и федеральные государственные требования. ФГОСы определяют требования к структуре основных образовательных программ, а так же к условиям реализации и результатам их освоения. Стандарты должны обеспечить преемственность образовательных программ и, одновременно, вариативность их содержания.
Следует отметить подводные камни данного положения. ФГОС подразумевают вариативность программ и при этом не закрепляют объема знаний, которые нужно усвоить ученику. Содержание описано общими словами и, хотя этот объем должен обеспечивать возможность продолжения образования на следующем уровне, в стандартах следующего уровня тоже отсутствует четко прописанное содержание. Соответственно, стандарт не может обеспечить единый уровень знаний по конкретным учебным дисциплинам. На одном и том же этапе образования могут дать совершенно разный уровень знаний. Насколько разный? Как захочет или сможет образовательное учреждение, как захочет или сможет получить учащийся.
Светское образование в светском государстве
Светскость образования определяется соблюдением следующих правовых критериев:
- недопустимость установления какого-либо мировоззрения, в том числе религиозного, в качестве обязательного в образовательных учреждениях;
- недопустимость вмешательства религиозных и общественных объединений в управление любыми образовательными учреждениями;
- недопустимость передачи религиозным и общественным объединениям полномочий и функций администраций государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу совести и слова;
- недопустимость принуждения при обучении религии или изучении религиозной культуры, а также к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;
- недопустимость проведения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозных обрядов;
- недопустимость направленности образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях на профессиональную религиозную (духовную) подготовку служителей религиозного культа.
Читайте также:Протокол патологоанатомического вскрытия человека образец
Принцип светскости образования — это реализация человеком свободы совести, обеспечение свободы выбора мировоззрения и устранение угрозы дискриминации по религиозным убеждениям.
Государство и образование
Государственная политика имеет важное значение в различных областях жизни общества. Но в образовании она должна быть особенно четкой и последовательной. От грамотного вмешательства государства в данную сферу жизни и формирования общества зависит насколько мыслящее, конкурентоспособное общество будет создано на территории Российской Федерации.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Принципы государственной политики в области образования
В России, как и в любом государстве, характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.
Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует:
1) право каждого жителя РФ на образование;
2) общедоступность, бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на предприятиях;
3) право бесплатно получить на конкурсной основе высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии;
4) обязательность основного общего образования; родители или лица, их заменяющие, обеспечивают его получение детьми;
5) установление Российской Федерацией федеральных государственных стандартов, поддержку основных форм образования и самообразования.
Основной субъект социальной политики, государство, осуществляет декларированные Конституцией РФ социальные гарантии через следующие функции:
1) обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности общества;
2) обеспечение политической устойчивости власти;
3) определение законодательной и нормативной базы социальной политики;
4) разработка целостной концепции, включающей в свою структуру ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения;
5) непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность иных субъектов социальной политики.
На сегодняшний день образовательная политика в России строится на принципах, сформулированных в ФЗ «Об образовании»:
– гуманистический характер образования с приоритетом таких общечеловеческих ценностей, как жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; привитие черт трудолюбия, гражданственности, уважения прав и свобод человека, патриотизма, любви к природе, семье;
– единство федерального образовательного и культурного пространства; защита и развитие национальных, региональных культурных традиций и особенностей в многонациональном государстве;
– общедоступность образования, соответствие его системы уровню и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;
– светский характер образования, получаемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
– свобода и плюрализм;
– демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;
– толерантность по отношению к социально незащищенным группам населения.
Основополагающим моментом в условиях демократического общества становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и т.д. Ребенка следует признать субъектом права. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.
Многие из творчески работающих педагогов органично вписались в новые образовательные процессы, направленные, прежде всего, на создание условий для востребованности знаний, умений и навыков в реальной действительности, трансформацию знаний на практике, на умение выстраивать успешный личный маршрут развития личности.
И в целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако, к сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Целью средней школы является лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в обыденной жизни, при общении с другими людьми, для получения необходимой профессии.
Педагогу необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своей креативности (творческих способностей).
Основная цель образования сегодня – создание адаптивной окружающей среды для развития природосообразных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования.
Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Одно из ее проявлений – интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.
Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.
Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. К примеру, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего поступать в случае набора нужного числа баллов в любой вуз, вызывает споры, но соответствует тенденции сближения с мировой практикой системы образования.
Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.
Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.
Источник: