Административно-правовые отношения это урегулированные административно-правовой нормой управленческие отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой. Особенности административно-правовых отношений:
1) это властные отношения, т. е. они обусловлены неравенством участников отношений;
2) это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами;
3) для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;
4) возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;
5) могут возникать по инициативе любой из сторон, согласие второй стороны необязательно;
6) споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;
7) при нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;
8) по своей сути – организационные, т. е. направлены на организацию совместной деятельности людей и их коллективов.
Среди элементов административно-правовых отношений можно назвать субъекты административно-правовых отношений, объекты административно-правовых отношений, содержание административно-правовых отношений.
Субъект административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.
Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие, общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др.
Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение. Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т. п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т. п.), поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии), результаты поведения участников правоотношений (последствия, к которым привело то или иное действие или бездействие).
Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и обязанностей участников административно-правовых отношений.
Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
По порождаемым последствиям существуют правообразующие, пра-воизменяющие и правопрекращающие юридические факты.
По форме проявления: положительные, с наличием которых административно-правовая норма связывает возникновение правоотношений; отрицательные, отсутствие которых необходимо для возникновения правоотношений.
По связи с волей субъекта: события – факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения; действия – факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения.
По содержанию административно-правовые отношения делятся на: материальные – общественные отношения в сфере управления, урегулированные материальными нормами административного права; процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на основе административно-процессуальных норм.
По функциям права: регулятивные отношения – складывающиеся на основе регулятивных административно-правовых норм, и охранительные – складывающиеся на основе охранительных административно-правовых норм.
По характеру связей между участниками правоотношений: вертикальные – отношения «власть – подчиненный»; горизонтальные – отношения между несоподчиненными субъектами административного права.
По характеру юридических фактов: отношения, порожденные правомерными действиями, порожденные неправомерными действиями и порожденные событиями.
В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений: внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением принципов взаимодействия между управленческими структурами, отношений между работниками внутри управленческой структуры; внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления.
В зависимости от способа защиты: отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во внесудебном (административном) порядке.
Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 427 | Нарушение авторских прав
Общественные отношения, регулируемые административным правом
В теории права при классификации его отраслей выделяют два критерия: предмет и метод правового регулирования, позволяющие различать самостоятельные отрасли права.
Административное право вполне удовлетворяет этим критериям. Главным из них является все же особенность предмета, т.е. круга, общественных отношений, регулируемых нормами административного права. Базовыми общественными отношениями, составляющими предмет административного права в качестве самостоятельной отрасли, являются организационные отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления государственного управления. С учетом сферы и оснований возникновения эти отношения называются также управленческими. Управленческие отношения выделяются среди общественных отношений, регулируемых нормами российского права, рядом признаков. 1. Главный признак — это основания их возникновения: организация и осуществление государственного управления. Все другие признаки от него производны.
2. Управленческие отношения основаны, как правило, на юридической зависимости одной стороны от другой. Их стороны юридически не равноправны. Одна из них имеет приоритет в принятии решений в отношении другой. Иными словами, управленческие отношения — это властные отношения в том смысле, что одна из сторон обладает полномочиями принимать властные решения в отношении другой. Это означает, что не всякое общественное отношение в сфере государственного управления является управленческим, регулируемым административным правом. Здесь могут возникать гражданские, трудовые, финансовые, земельные и другие отношения.
Общественные отношения, регулируемые гражданским правом, также могут быть основаны на властном подчинении одной стороны другой, например, хозяйственных товариществ и обществ с дочерними обществами. Однако в отличие от управленческих отношений, регулируемых административным правом, их стороны выступают в качестве субъектов гражданского права и преследуют гражданско-правовые последствия, связанные с: участием в гражданском обороте.
3. Необходимо особо подчеркнуть, что управленческие отношения представляют собой вид организационных отношений, ибо в сфере государственного управления также возникают организационные отношения по поводу реализации гражданской правоспособности юридических лиц (при заключении и исполнении договоров ит.д.), трудовых отношений (при заключении коллективных договоров, наборе работников и т.д.), самоорганизации законодательных (представительных), судебных органов и т.п. Особый организационный характер управленческих отношений определяется тем, что они возникают в связи с осуществлением функций управления. Он определяет сущность управленческих отношений, являющихся преобладающими в сфере управления.
Читайте также:Функциональные обязанности среднего медицинского персонала
Управленческие отношения могут возникать по поводу имущества, более того, весьма часто являются одновременно имущественными (при создании унитарных предприятий, передаче объектов государственной собственности от одного собственника другому и т.д.). Однако они не приобретают при этом, подобно гражданским, эквивалентно-возмездный характер, не имеют денежного выражения и не подлежат денежной оценке. Предусмотренная в некоторых случаях плата за совершаемые органами публичной власти действия (мероприятия) не является обычно следствием гражданско-правовых сделок, а есть результат односторонних властных решений и выражается в возмещении тех или иных затрат в виде сборов, пошлин (за регистрацию юридических лиц, автотранспортных средств и т.п.). Объектом управленческих отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой, не может быть оказание государственных услуг властного характера.
4. Характер конкретных управленческих отношений зависит от многих факторов, в том числе от целей деятельности субъектов, избранных способов их достижения. Хотя и частной, но яркой иллюстрацией этого могут служить отношения с участием судебных приставов и судебных, приставов-исполнителей. Первые действуют подобно тому, как и должностные лица, выполняющие функции по охране многих других конкретных, в том числе и режимных, объектов. Они обеспечивают соблюдение относящихся к ним правил и при необходимости вступают в отношения с друга ми субъектами. Приставы-исполнители сосредоточены на обеспечении практического исполнения судебных исполнительных листов в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве и о судебных приставах. В их отношениях нередко присутствует элемент принудительного воздействия на лиц, добровольно не выполняющих судебные решения.
5. По сфере возникновения различают управленческие отношения, ограниченные рамками каждого органа государственного управления (внутренние управленческие отношения), и отношения этих органов с их объектами (объектами-субъектами) управления (внешние управленческие отношения).
Внешние управленческие отношения характеризуются множественностью видов их субъектов. Каждый вид отличается от другого вида по своей природе, назначению, правовому положению. Под этим углом зрения могут быть выделены их подвиды. Например, Правительство РФ и федеральные министерства. Этим определяется множественность вариантов управленческих отношений между их субъектами. Наиболее типичные из них могут быть объединены в следующие группы.
I. Органов государственного управления с:
- физическими лицами, прежде всего гражданами РФ, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства;
- государственными и негосударственными организациями различных видов и форм собственности;
- другими органами управления между собой как по вертикали, так и по горизонтали;
- государственными служащими;
- исполнительными органами муниципальных образований;
- муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
- муниципальными служащими.
II. Государственных служащих между собой и муниципальными служащими.
III. Отношения, возникающие в системе местного самоуправления. Традиционное представление, распространенное в специальной литературе, о том, что предметом административного права являются общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, не учитывают того, что особой разновидностью публичного управления в РФ выступает функционирование исполнительной власти в муниципальных образованиях. Вследствие этого здесь возникают общественные отношения, однотипные с государственно-управленческими отношениями, с особенностями, присущими системе местного самоуправления. Основания, сферы и характер возникающих здесь отношений, регулируемых административным правом, определены Федеральным законом от 16 сентября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Их вариантами могут быть отношения органов местного самоуправления с:
- физическими лицами;
- муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
- муниципальными служащими.
Такого рода отношения могут возникать также между муниципальными служащими.
Однако сфера отношений в системе местного самоуправления, относящихся к предмету административного права, особая: она включает лишь внешние отношения исполнительных органов местного самоуправления (их должностных лиц) с физическими лицами, муниципальными предприятиями и учреждениями, а также иными расположенными на территории муниципальных образований организациями и другими объектами. Самоорганизация системы местного самоуправления находится вне сферы административного права. Она регулируется муниципальным правом.
IV. Управленческие отношения могут возникать также между предприятиями и учреждениями, их должностными лицами, наделенными полномочиями публичной власти, с физическими лицами и их организациями. В литературе данная сфера общественных отношений, относящаяся к предмету административного права, как правило, специально не выделяется. Между тем многие задачи и функции управления смещены именно на уровень предприятий и учреждений, в результате функционирования которых реализуется административная правосубъектность физических лиц и их организаций, например, регистрирующих, надзорных, пограничных, таможенных и др.
Как известно, работа многих предприятий и учреждений непосредственно сопряжена с обеспечением общественного порядка и эксплуатацией объектов повышенной опасности. Поэтому их должностные лица наделяются полномочиями по непосредственному’ применению административною принуждения в случаях и в порядке, установленных нормативными правовыми актами (командиры воздушных кораблей, капитаны морских и речных судов и др.). Такие полномочия нередко предоставляются работникам предприятий и учреждений независимо от форм собственности, поскольку имеют общее назначение — обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, хотя основания их реализации и характер применяемых мер устанавливаются с учетом содержания основной деятельности того или иного предприятия и учреждения, например, санитарного надзора, пожарного надзора и т.д.
Достаточно разветвленную систему составляют управленческие отношения, возникающие вследствие внутреннего контроля соблюдения пропускного режима, организуемого самими предприятиями и учреждениями и другими организациями.
V. Предметом административного права прежде всего или главным образом являются общественные отношения, возникающие в процессе позитивной деятельности субъектов управленческого процесса. Однако его нормами всецело регламентируется административная, а в пределах, предусмотренных нормативными правовыми актами, дисциплинарная и материальная ответственность. Возникающие в этих и некоторых других случаях отношения обладают особым характером — относятся к сфере юрисдикции органов государственного управления и имеют правоохранительную направленность. Следовательно, к предмету административного права относятся разнообразные общественные отношения, имеющие как общие, так и специфические черты. Объединяет их то, что в них участвуют субъекты публичной власти, выполняющие административно-правовые полномочия.
Читайте также:Реально ли взять ипотеку без официального трудоустройства
VI. К предмету административного права относятся также отношения управленческого характера, возникающие в системе законодательной и судебной власти, прокурорского надзора. Такие отношения возникают преимущественно в связи с формированием в соответствующих органах управленческого аппарата, руководством его деятельностью, а иногда, кроме того, с самим формированием соответствующих органов, например, органов прокуратуры, либо применением мер поощрения и ответственности к их государственным служащим и другим работникам.
Указанные отношения автономны для данных органов и не входят в структуру управленческих отношений, выражающих управление как самостоятельный вид государственной деятельности.
Данное обстоятельство позволяет различать управленческую деятельность в широком смысле в той мере, в какой она свойственна всем государственным и муниципальным органам, и в узком смысле, субъектами которой выступают органы государственного управления и местного самоуправления.
Следовательно, предмет административного права образуют довольно разнообразные общественные отношения, которые не позволяют лаконично определить как данный предмет, исчерпывающе отразив их в нем, так и само административное право. Поэтому прежде, чем определить эти понятия, необходимо ответить на вопрос о том, какие именно общественные отношения составляют основу предмета административного права и какие относятся к нему потому, что являются по своему характеру однородными с образующими его отношениями. Такую основу образуют управленческие отношения, которые возникают в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления, направленной на исполнение законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов в различных сферах и отраслях российского общества.
С этой точки зрения административное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления и местного самоуправления по исполнению законов и подзаконных актов в различных сферах и отраслях российского общества.
VII. Весьма важно иметь в виду, что в литературе все настойчивее утверждается мысль о том, что сведение предмета административного права лишь к управленческим отношениям является в известной степени односторонней его трактовкой и не отражает реального объема административно-правового регулирования. В частности, констатируется, что «административное право регулирует не только управленческую деятельность, но и управляемую деятельность.
Пример тому — правила дорожного движения, поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение» 1 Советское административное право. М.: Юридическая литература, 1981.С. 4. . Подчеркивается также, что административное право регулирует не только собственно управленческие отношения, за рамки собственно управленческих отношений выводится установление различных административно-правовых режимов и регламентация некоторых других отношений 2 См.: Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 87. .
Хотя проблема ставится в разных плоскостях, но, по существу, данная точка зрения, как представляется, имеет право на существование.
Возможность выделения управляемой деятельности как объекта административного права вытекает из самой природы публичного управления. Однако это уже иной ракурс административно-правового регулирования, состоящий в его участии в формировании общественных отношений, выражающих виды управляемой деятельности. Участники таких отношений не персонифицированы, в отличие от управленческих отношений, которые возникают между конкретными субъектами в процессе правоисполнительной либо правоприменительной деятельности органов управления либо реализации субъективных прав участников таких отношений. Кроме того, нередко фактическая деятельность людей во исполнение предписаний правовых норм осуществляется вне управленческих отношений, особенно регламентируемая технико-юридическими нормами, например, воплощением в проекте на строительство объекта требований противопожарных, санитарных и других правил.
Регламентацию нормами административного права видов управляемой деятельности можно характеризовать как управленческие отношения в объективном смысле, ибо при этом определяются права и обязанности потенциальных участников отношений, а также отношений субъекта публичного управления к урегулированным таким образом отношениям. Например, к управляемому виду деятельности относится регистрация граждан РФ по месту их пребывания и постоянного места жительства. Непосредственным субъектом, урегулировавшим порядок данного вида деятельности (отношений), является Правительство РФ.
Нормы административного права составляют элемент публичного правопорядка и, следовательно, имеют прямое отношение к регламентации видов управляемой деятельности.
Однако с точки зрения административного права вряд ли можно согласиться с мнением, что все виды деятельности управляемы. Нельзя отвлекаться от гражданского общества, отношения в котором не позволяют публичной власти проникать во все сферы его жизнедеятельности. Отношения здесь регулируются не только правовыми нормами, но и другими социальными нормами.
Имеется также немало административно-правовых норм, которые регулируют отношения, не являющиеся управленческими. Например, нормы-дефиниции, нормы, определяющие круг субъектов, на которых распространяется действие нормативных правовых актов, закрепляющие требования к содержанию фактической деятельности тех или иных работников, и т.п.
Административное право
1. Понятие и сущность административного права
2. Функции административного права
1. Административное право — одна из важнейших отраслей права.
Правовая система — юридическая доктрина, юридическая практика, система права.
Административное право- совокупность правовых норм, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией гос. упр. деятельности
Является публичной отраслью права, призванной обеспечивать публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами в разных сферах в рамках предмета его регулирования.
Читайте также:Признаки современного государственного кадастра недвижимости
Нормами административного права обеспечиваются интересы общества, государства, различных коллективных образований, права и интересы граждан, охрана общественного порядка и государственной безопасности
Предмет административного права: управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти.
управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти.
Отд. управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере деятельности негосударственных учреждений, образований и организаций
Управленческие отношения в ходе осуществления негосударственными учреждениями, организациями образования определенных административных полномочий.
Административное право регулирует отношения во всех сферах общественных отношений: экономика, культура, образование, определяя систему и структуру органов, задействованных в этих отношениях.
Административное право устанавливает многие правила поведения граждан, должностных лиц, организаций.: правила дорожного движения, правила в сфере торговли, строительства
Методы административного права представляют собой определённые правовые средства и способы регулирования воздействия норм на поведён. участи управленческих отношений.
Метод административного права носит эмпирический характер в способах:
Предписание, запрет, дозволение.
Предписание — это возложение приёмов юридической обязанности, совершенные те или иные действия в условиях, предусмотренных нормой права
Непосредственное выражение предписание находит в определении нормы административного права, задач и функций органов государственной власти, прав и обязанностей должностных лиц этого органа.
Предписание наиболее типично для административного права как средство распорядительного характера.
Запрет — это возложение юридических обязанностей или совершение в определенных условиях, предусмотренных правовой нормы.
Дозволение — это юридическое разрешение совершать в условиях правовой нормы те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Принципы административного права — руководящие начала, идеи заложенные в основах права регулирования управленческих отношений.
К так. Принципу: принцип приоритета личности, её прав, свобод и интереса, принцип разделен. Властей, принцип федерализма, принцип законности, принцип гласности.
Категории дающие возможности определить внешние проявления административного права в правовой системе и системе права:
1. Регулятивная (основные ф.)
2. Охранительная (основные ф.)
1. Регулятивная выражается в создании нормами административного права определенного режима, организации деятельности органов государственной власти. Установление взаимных прав и обязанностей субъектов правоотношений, определение их правового статуса.
2. Охранительная — обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов управленческих отношений
Правоисполнительная — заключается в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти
Правотворческая — выражается в наделении субъектов государственного управления полномочиями по принятию административных правовых норм по рассматриваемой сфере.
Организационная – исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса реализации административных правовых норм.
В сфере государственного управления:
Координационная — выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.
Система административного права — внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.
Включает 2 юридические системы:
Общая и особенная части.
В общую входят: понятие и система государственного управления, цель, принципы и функции административного права, субъекты,
Нормы административного права и административные правоотношения.
Норма административного права, как и норма другой отрасли права, это правило общего характера, конкретная мера возможного, должного или обязательного поведения участников управленческих отношений, установленная или санкционированная государством, гарантирующая их реализацию специальными мерами государственного стимулирования или принуждения.
Особенностью норм административного права является то, что они являются регулятором управленческих отношений в сфере государственного управления, преимущественно в сфере деятельности органов исполнительной власти.
Структуру норм административного права составляют гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза – условие ( возраст, стаж время место)
Диспозиция — правило поведения
Виды административных правоотношений
По предмету правового регулирования:
-Материальный и процессуальный
По методу воздействия:
Административные правоотношения — общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления и урегулированные нормами права.
В структуру административных правоотношений входят:
1. Субъекты (участник)
2. Объект (общественные отношения в сфере государственного управления по поводу которых участники вступают в правоотношения.
1) Субъективные права
2) Юридические обязанности
Признаки административных правоотношений:
1. Являются отношениями властного характера, где один из субъектов наделён публично-властными полномочиями в сфере государственного управления.
2. При нарушении требований административных норм субъект правоотношений несёт ответственность перед государством.
3. Связано с реализацией управленческих полномочий, возникают по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны необязательно.
Источники административного права — внешние формы выражения административных правовых норм которыми являются по юридической силе нормативно-правовые акты.
На федеральном органе источниками административного права являются:
— указы и распоряжения президента,
— Постановления и распоряжение правительства
— Нормативно-правовые акты ФОИВ
На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:
— Конституции субъектов РФ, уставы субъектов РФ (краев, областей, городов федерального значения)
— Законы субъектов РФ (правовые акты органов местного самоуправления)
— Нормативно-правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ и высших органов исполнительной власти субъектов РФ
Также источником административного права является общепризнанный принцип международного права, Международные договоры русифицированные и принятые РФ.
Согласно ч. 4 ст. 15 конституции РФ международные нормы имеют приоритет перед внутренними.
Источник: