Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В хозяйственном ведении МУП находится муниципальное недвижимое имущество — здание. МУП получило согласие собственника имущества на продажу здания. Денежные средства от продажи поступили на расчетный счет предприятия.
Обязано ли предприятие вернуть вырученные средства собственнику имущества (за минусом остаточной стоимости проданного имущества, а также средств, связанных с расходами по его продаже), или в соответствующий бюджет перечисляется только часть прибыли, что предусмотрено п. 1 ст. 295 ГК РФ и п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях"?
© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Продажа имущества в хозяйственном ведении возможна во всех случаях, кроме одного — имущество необходимо для деятельности предприятия.
Правила продажи зависят от вида имущества. Так, если вы продаете недвижимость, получите согласие собственника. Если же речь идет о движимом имуществе, то здесь согласие нужно только для крупных сделок или сделок с заинтересованностью. Однако и в том и в другом случае до получения согласия проведите оценку имущества. Продавать имущество, как правило, следует на торгах. В противном случае вас могут наказать по ст. 14.9 КоАП РФ.
1. Как оценить имущество унитарного предприятия
Проводите оценку в двух случаях:
- на продажу имущества требуется согласие (ч. 1, 2 ст. 8 Закона об оценочной деятельности);
- вы продаете недвижимость арендатору — субъекту малого или среднего предпринимательства по преимущественному праву покупки (ч. 3 ст. 4 Закона N 159-ФЗ).
Чтобы получить оценку, заключите договор с оценщиком или оценочной организацией. Это нужно сделать по правилам Закона N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Договор на оценку должен содержать условия, перечисленные в ст. 10 Закона об оценочной деятельности.
По результатам оценки исполнитель обязан предоставить отчет об оценке. Цена, указанная в нем, является рекомендуемой для определения начальной цены торгов и считается достоверной в течение шести месяцев (ст. ст. 11, 12 Закона об оценочной деятельности).
На основании отчета вы сможете определить начальную цену, когда будете проводить торги по продаже имущества. Если имущество покупает субъект малого или среднего предпринимательства по преимущественному праву покупки, то оценочная цена будет выкупной (ст. 3 Закона N 159-ФЗ).
2. Как составить проект договора купли-продажи имущества унитарного предприятия
Типового договора купли-продажи имущества унитарного предприятия нет. Возможно, такой договор утвердил ваш учредитель. Если нет, то укажите в проекте договора как минимум следующее:
- условия, которые покупатель должен выполнить в отношении имущества. В случае с объектами культурного наследия договор без таких условий ничтожен (п. п. 7, 10 ст. 48 Закона об объектах культурного наследия);
- условия, подтверждающие преимущественное право покупателя, если предприятие продает недвижимость арендатору — субъекту малого или среднего предпринимательства (ч. 11 ст. 4 Закона N 159-ФЗ).
Читайте также:Распечатать ситуационный план земельного участка самостоятельно
Во всем остальном договор должен соответствовать общим правилам Гражданского кодекса РФ о купле-продаже и продаже недвижимости.
3. Как унитарному предприятию получить согласие на продажу недвижимости
Согласие собственника на продажу недвижимости нужно в силу п. 2 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях.
ФГУПам, за некоторыми исключениями, согласие дает Росимущество.
ФГУП обращается в Росимущество через орган, в ведении которого находится. Росимущество принимает решение в срок 15 рабочих дней. Если 30 рабочих дней решения нет, то сделка согласована (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739, п. 5.17.1 Положения о Росимуществе, п. п. 4.1.26, 4.2.18 Положения о территориальном органе Росимущества).
Предприятия субъектов РФ и МУПы согласовывают продажу с уполномоченными органами субъектов РФ и местного самоуправления. Порядок определяется региональными и местными актами (ст. 26.12 Закона об органах субъектов РФ, ст. 51 Закона о местном самоуправлении).
4. Как унитарному предприятию получить согласие на крупную сделку или сделку с заинтересованностью
Если речь идет о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, то вам нужно получить согласие.
Крупной сделкой для унитарного предприятия будет сделка, размер которой превысит 50 тыс. МРОТ или 10% уставного фонда (п. 1 ст. 23 Закона об унитарных предприятиях). Если ваше предприятие включено в федеральный план приватизации, то крупной будет считаться также сделка, цена которой превышает 5% активов (п. 3 ст. 14 Закона о приватизации).
Сделкой с заинтересованностью продажа имущества будет считаться, если руководство продавца связано с руководством покупателя семейными, трудовыми или корпоративными отношениями. На это указано в п. 1 ст. 22 Закона об унитарных предприятиях.
ФГУПы согласовывают крупные сделки и сделки с заинтересованностью с органами, в ведении которых они находятся (абз. «е», «ж» п. 1, абз. «е», «ж» п. 1.1 Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739).
В регионах и муниципальных образованиях могут быть свои правила. См., например: Порядок согласования собственником имущества сделок государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы.
5. Как провести торги по продаже имущества унитарного предприятия
5.1. Обязательно ли проводить торги
Торги нужно проводить, если вы ФГУП и продаете недвижимость (п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739, Письмо ФАС России от 05.08.2013 N АГ/30312/13). Исключение — продажа имущества арендатору — субъекту малого или среднего предпринимательства.
Во всех остальных случаях вы вправе их не проводить, но рекомендуем это все-таки сделать либо получить у ФАС России согласие на продажу без торгов (предоставление преференции).
Дело в том, что есть судебная практика, согласно которой торги не нужны, но с этим не согласна ФАС России. Она считает продажу такого имущества без торгов незаконной государственной или муниципальной преференцией (Письма ФАС России от 13.01.2011 N АЦ/422, от 05.08.2013 N АГ/30312/13).
Должностное лицо, которое утвердило согласие на продажу без торгов, могут привлечь к ответственности по ст. 14.9 КоАП РФ. Также антимонопольный орган выдаст предписание о возврате имущества (ст. 21 Закона о защите конкуренции).
5.2. В каком порядке проводить торги
Общего порядка проведения торгов нет.
Если вы ФГУП и продаете недвижимость, то проведите аукцион по Правилам проведения торгов по договорам с государственным и муниципальным имуществом.
- создайте аукционную комиссию;
- подготовьте аукционную документацию;
- разместите документацию и извещение об аукционе на сайте www.torgi.gov.ru/;
- зарегистрируйте заявки и примите задатки, если вы устанавливали требование о задатке;
- рассмотрите заявки и примите решение о признании того или иного заявителя участником аукциона или об отказе в допуске к аукциону. Оформите решение протоколом рассмотрения заявок и разместите на сайте www.torgi.gov.ru/;
- проведите аукцион по размеру арендной платы и выберите победителя. Записывайте ход торгов на видео или аудио. Результаты оформите протоколом в двух экземплярах.
Читайте также:Положение о проведении медосмотра на предприятии образец
В остальных случаях можно руководствоваться следующим.
Если ваш учредитель установил специальный порядок, то применяйте его. Если нет, то проводите:
- аукцион, когда покупатель не должен выполнить в отношении имущества никаких условий;
- конкурс, если покупатель должен выполнить какие-то условия в отношении имущества (например, обеспечить реставрацию и сохранность объекта культурного наследия).
Чтобы выяснить, по каким правилам (торгов, аукциона или конкурса) проводить аукцион или конкурс, обратитесь в территориальный орган ФАС России. Именно эта служба рассматривает дела об административных правонарушениях, связанных с обязательными торгами (ст. 23.48 КоАП РФ).
Если территориальный орган ФАС предпишет проводить торги самостоятельно (то есть без ссылок на конкретные правила), то определите разовый порядок в извещении о торгах (п. 2 ст. 448 ГК РФ).
6. Как зарегистрировать переход права собственности на недвижимость
Переход права собственности на недвижимость нужно регистрировать (ст. 131 ГК РФ).
Для этого продавец и покупатель обращаются в Росреестр.
Регистрация перехода права при продаже имущества, находящегося хозяйственном ведении, проходит в том же порядке, что и регистрация при продаже имущества в оперативном управлении.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
от 5 августа 2013 г. N АГ/30312/13
ИМУЩЕСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ
УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ
ИЛИ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее — Закон о государственных и муниципальных предприятиях) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия.
При приватизации государственного или муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Положения Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее — Закона о приватизации) не распространяется на отчуждение государственными унитарными предприятиями (далее по тексту — ГУП) и муниципальными унитарными предприятиями (далее по тексту — МУП), закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (пункт 9 части 2 статьи 3 Закона о приватизации).
Продажа Федерального имущества, закрепленного за федеральными ГУПами, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия". В порядке, установленном Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 сделки по продаже федерального недвижимого имущества осуществляются путем продажи федерального недвижимого имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.
Читайте также:Приобрести декларацию соответствия ТР ТС
При этом в отношении имущества субъекта, закрепленного за ГУПами, и муниципального имущества, закрепленного за МУПами, законодательством не установлены обязательное проведение публичных торгов, а также процедура таких торгов.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной преференцией, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.
При этом, согласно части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции, государственной или муниципальной преференцией не является предоставление преимущества отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.
Таким образом, отчуждение государственного или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, и без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества.
Также статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, дача собственником имущества согласия (задания) на отчуждение государственным или муниципальным предприятием или учреждением государственного или муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, приватизация государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов — торгов (конкурсов, аукционов).
Собственник имущества, осуществляя согласование продажи ГУПом или МУПом имущества без проведения торгов, нарушает статью 15 Закона о защите конкуренции.
Судебная практика и законодательство — ФАС России от 05.08.2013 N АГ/30312/13 "Об отчуждении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления"
ФАС России сообщает, что в ходе исследования вопроса правомерности согласования продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее — Унитарные предприятия) без проведения торгов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с поручением N АГ/30312/13 от 05.08.2013 во многих субъектах Российской Федерации были выявлены признаки нарушений антимонопольного законодательства, в связи с чем сообщаем следующее.
Источник: