Содержание
- Должностная инструкция повара ДОУ по профстандарту
- Новости
- 14 декабря 2017 года ВНИИ труда Минтруда России и Российское общество «Знание» провели вебинар «Применение профессиональных стандартов»
- Из этой статьи Вы узнаете:
- Понятие профстандарта
- Где применяются профстандарты
- Для кого профстандарты станут обязательными
- Редакция рекомендует
- Как подготовиться к переходу на профстандарты
- Сформировать рабочую группу и разработать план перехода на профстандарты
- Кто составляет профстандарты:
- Правильно соотнести должности с профстандартами
- Принять решение, какие должности стоит переименовать
- Профстандарты для специалистов в сфере управления персоналом, которые находятся в разработке
- Пример
- Проверить, соответствуют ли сотрудники требованиям профстандарта
- Пример
- Какие требования предъявляет профстандарт к кадровикам
- Как применять профстандарты
- Пример
- Должностная инструкция повара ДОУ по профстандарту
- Новости
- 14 декабря 2017 года ВНИИ труда Минтруда России и Российское общество «Знание» провели вебинар «Применение профессиональных стандартов»
- Из этой статьи Вы узнаете:
- Понятие профстандарта
- Где применяются профстандарты
- Для кого профстандарты станут обязательными
- Редакция рекомендует
- Как подготовиться к переходу на профстандарты
- Сформировать рабочую группу и разработать план перехода на профстандарты
- Кто составляет профстандарты:
- Правильно соотнести должности с профстандартами
- Принять решение, какие должности стоит переименовать
- Профстандарты для специалистов в сфере управления персоналом, которые находятся в разработке
- Пример
- Проверить, соответствуют ли сотрудники требованиям профстандарта
- Пример
- Какие требования предъявляет профстандарт к кадровикам
- Как применять профстандарты
- Пример
Должностная инструкция
повара ДОУ по профстандарту
- имеющее среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
- прошедшее профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки по основному производству организации питания; программе переподготовки специалистов;
- имеющее стаж работы не менее года на третьем квалификационном уровне в основном производстве организаций питания для сотрудников, имеющих профессиональное обучение (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих);
- стаж работы не менее шести месяцев на третьем квалификационном уровне в основном производстве организаций питания для сотрудников, имеющих среднее профессиональное образование.
- наличие медицинской книжки установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, профилактических прививках;
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.8. Выполняет свои обязанности в ДОУ (детском саду) согласно должностной инструкции повара с учетом профстандарта, трудового и хозяйственного законодательства, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности, приказов и распоряжений заведующего дошкольным образовательным учреждением.
1.9.
- решениями органов управления образования всех уровней, касающихся организации питания в дошкольных образовательных учреждениях;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Коллективным договором;
- Уставом и локальными актами дошкольного образовательного учреждения;
- установленным цикличным 10-дневным меню для детей дошкольного возраста;
- методическими рекомендациями по организации и проведению производственного контроля на объектах, занятых производством и реализацией пищевых продуктов;
- приказами, инструкциями и распоряжениями по организации питания в дошкольных образовательных организациях.
- нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность дошкольных образовательных организаций;
- требования к качеству, срокам и условиям хранения, порционированию, оформлению и подаче блюд, напитков и кулинарных изделий разнообразного ассортимента;
- специфику производственной деятельности дошкольного образовательного учреждения, технологические процессы и режимы производства блюд, напитков и кулинарных изделий;
- рецептуру и современные технологии приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий разнообразного ассортимента;
- нормы расхода сырья и полуфабрикатов, используемых при производстве блюд, напитков и кулинарных изделий, правила учета и выдачи продуктов;
- виды технологического оборудования, используемого при производстве блюд, напитков и кулинарных изделий, технические характеристики и условия его эксплуатации;
- правила, приемы и последовательность выполнения операций по подготовке продуктов к тепловой обработке;
- назначение и правила эксплуатации технологического оборудования, установленного в ДОУ;
- требования охраны труда, производственной санитарии и пожарной и электробезопасности в дошкольном образовательном учреждении;
- основы и значение питания детей раннего и дошкольного возраста;
- характеристику и биологическую ценность различных пищевых продуктов;
- особенности кулинарной обработки продуктов для детей разного возраста;
- график и правила закладки продуктов для приготовления готовой пищи для детей;
- режим и продолжительность тепловой обработки и других процессов: варки, жарки, припускания, выпечки в процессе приготовления пищи для детей;
- объем блюд, соответствующий возрасту воспитанников;
- правила пользования таблицей замены продуктов;
- санитарные правила содержания пищеблока в детском саду;
- правила личной гигиены; меры предупреждения пищевых отравлений;
- правила и график выдачи пищи.
- производить анализ и оценку пищеблока (кухни) в материальных ресурсах и персонале;
- оценивать наличие сырья и материалов для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий и прогнозировать потребность в них в соответствии с имеющимися условиями хранения;
- организовывать обучение работников пищеблока (кухни) на рабочих местах технологиям приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
- изготовлять блюда, напитки и кулинарные изделия по технологическим картам;
- комбинировать различные способы приготовления и сочетания основных продуктов с дополнительными ингредиентами для создания гармоничных блюд, напитков и кулинарных изделий;
- соблюдать при приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий требования к качеству и безопасности их приготовления;
- оценивать качество приготовления и безопасность готовых блюд, напитков и кулинарных изделий;
- составлять калькуляцию на блюда, напитки и кулинарные изделия.
1.12. Повар должен строго соблюдать в ДОУ должностную инструкцию, разработанную на основе Профстандарта, Конвенцию ООН о правах ребенка, инструкцию по охране труда на рабочем месте в детском саду, другие инструкции по охране труда при эксплуатации технологического оборудования и выполнения работ с кухонным инвентарем и оборудованием.
1.13. Работник должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в дошкольном образовательном учреждении.
3. Должностные обязанности
3.1.
- ежедневно готовит списки необходимых для пищеблока (кухни) продуктов и товаров, передавая их лицу, ответственному за закупки;
- осуществляет подготовку сырья и полуфабрикатов для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
- оценивает наличие персонала и материальных ресурсов, необходимых для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
- контролирует хранение и расход продуктов, используемых при производстве блюд, напитков и кулинарных изделий;
- обеспечивает подготовку рабочего места к началу рабочего дня.
3.2.
3.2.1. Разрабатывает меню/ассортимент и рецепты блюд, напитков и кулинарных изделий.
3.2.2. Осуществляет подготовку сырья и полуфабрикатов для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий.
3.2.3.
- вязких, полу-вязких, протертых и рассыпчатых каш из различных круп;
- отварных, тушеных, запеченных, пюре и других овощных блюд;
- овощных, фруктовых, фруктово-овощных салатов, винегретов;
- мясных бульонов и бульонов из мяса птицы;
- вегетарианских, пюре-образных, холодных и заправочных на мясном бульоне супов;
- томатных, сметанных, молочных и фруктовых соусов;
- суфле, тефтелей, котлет, гуляша и других блюд из мясных, куриных и рыбных продуктов, субпродуктов (печени, языка);
- запеканок из крупы, овощей с мясом, яиц и творога;
- молочных и яичных блюд;
- горячих и холодных напитков;
- компотов, киселей и других третьих блюд;
- витаминизированных напитков быстрого приготовления (из концентрата);
- дрожжевого и пресного теста, выпечки из него булочек, пирожков, оладий, ватрушек и других кулинарных изделий.
- качество приготовления и безопасность блюд, напитков и кулинарных изделий.
- хранение и расход продуктов на пищеблоке (кухне) дошкольного образовательного учреждения;
- безопасность готовых блюд, напитков и кулинарных изделий.
- находиться на рабочем месте в спецодежде;
- ежедневно утром подробно знакомиться с утвержденным в ДОУ меню-раскладкой на предстоящий день, развешивать продукты, предназначенные на каждый прием пищи, в отдельную тару;
- соблюдать соответствие веса порционных блюд выходу блюда, указанному в меню-раскладке, утвержденному в дошкольном образовательном учреждении;
- при кулинарной обработке пищевых продуктов соблюдать технологические требования;
- принимать от кладовщика продукты по утвержденному в ДОУ меню-раскладке на завтрашний день под роспись;
- точно производить подготовку и закладку продуктов согласно меню-раскладке, утвержденному в детском саду;
- использовать в своей работе только вымеренную тару;
- соблюдать правила разделки и приготовления блюд на специальных столах и специально промаркированным инвентарем;
- при работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов;
- весь кухонный инвентарь хранить раздельно и использовать строго по назначению, не допускать использование посуды с отбитыми краями, трещинами, скопами, деформированную, с поврежденной эмалью, пластмассовую и приборы из алюминия;
- соблюдать соответствие веса порционных блюд выходу блюда, указанному в меню-раскладке;
- соблюдать при кулинарной обработке пищевых продуктов гигиенические требования в технологических процессах приготовления блюд;
- в первый день поступления мяса произвести его разделку на мякоть и кости, сообщив данные кладовщику;
- соблюдать правила кулинарной обработки овощей для сохранения витаминов;
- штучные продукты повар должен выдавать на группы по счету согласно тетради учета детей на группах.
- маркировку технологического оборудования, инвентаря, посуды, тары в соответствии с санитарными требованиями для сырых и готовых продуктов;
- выдачу готовой пищи только после снятия пробы медицинским работником и заведующим дошкольным образовательным учреждением с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и внесением соответствующей записи в бракеражный журнал готовых блюд.
3.5. Повар является на работу в дошкольное образовательное учреждение строго согласно утвержденному графику работы пищеблока (кухни).
3.6. Обеспечивает доброкачественное приготовление пищи на пищеблоке.
3.7. Ежедневно оставляет суточную пробу готовой порционной продукции в полном объеме, 1 блюдо и гарниры не менее 100 г. Пробу необходимо отбирать в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную тару) и сохранять в течение 48 часов в специальном холодильнике или в специальном холодильнике, предназначенном для хранения кисломолочных продуктов при температуре +2 — +6 °С.
3.8. Фиксирует вес пищевых отходов в меню-раскладке при обработке или подготовке к приготовлению сырых продуктов (овощи, мясо, рыба, кура, фрукты).
3.9. В процессе работы соблюдает положения должностной инструкции повара ДОУ, разработанной на основе профстандарта, трудовую дисциплину и установленный в детском саду режим дня, санитарно-гигиенические нормы на рабочем месте, правила и требования охраны труда и пожарной безопасности.
3.10. Поддерживает надлежащий порядок на своем рабочем месте, бережно и аккуратно использует вверенное имущество.
3.11. Соблюдает культуру и этику общения с сотрудниками и коллегами по работе, этические нормы поведения в дошкольном образовательном учреждении, в быту и общественных местах.
3.12. Систематически улучшает свои знания, повышает квалификацию и профессиональное мастерство с помощью теоретической подготовки и практической деятельности, своевременно проходит периодические медицинские осмотры.
Читайте также:Уведомление виновника дтп о проведении независимой экспертизы
4. Права
4.1. Не использовать недоброкачественные продукты для приготовления блюд.
4.2. Вносить свои предложения по улучшению организации питания в дошкольном образовательном учреждении и в частности по улучшению работы пищеблока (кухни).
4.3. Приостановить выполнение работ в случае выявления нарушений норм охраны труда и противопожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил.
4.4. Требовать от администрации ДОУ адекватной замены поставщика продуктов при наличии обоснованных претензий.
4.5. На участие в управлении ДОУ в пределах своей компетенции и в порядке, установленном Уставом дошкольного образовательного учреждения.
4.6. На обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором между администрацией и работниками дошкольного образовательного учреждения.
4.7. Участвовать в обсуждении проектов решений, касающихся организации питания в дошкольном образовательном учреждении.
4.8. Запрашивать у администрации ДОУ, получать и применять информационные материалы, нормативные и правовые документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.9. На получение от работников дошкольного образовательного учреждения информации, необходимой для осуществления своей профессиональной деятельности.
4.10. На моральное и материальное поощрение, а также на защиту собственных интересов и интересов сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
4.11. Знакомиться с проектами решений администрации дошкольного образовательного учреждения, касающимися его рабочей деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.12. На защиту профессиональной чести и достоинства, неразглашение дисциплинарного (служебного) расследования, исключая случаи предусмотренные законом. На защиту своих профессиональных интересов самостоятельно и (или через законного представителя, в том числе адвоката), в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с несоблюдением норм профессиональной этики.
4.13. Повар ДОУ имеет все права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом ДОУ, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами дошкольного образовательного учреждения, а также право на социальные гарантии.
4.14. Повышать свою профессиональную квалификацию.
- за качество и соответствие готовых блюд меню-раскладке, утвержденному в дошкольном образовательном учреждении;
- за соблюдение технологии приготовления блюд и своевременную выдачу питания согласно графику выдачи с соблюдением нормы готовых блюд;
- за сохранность пищевых продуктов после их выдачи;
- за соблюдение режима питания в дошкольном образовательном учреждении;
- за неоказание первой доврачебной помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации дошкольного образовательного учреждения несчастного случая;
- за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации в дошкольном образовательном учреждении.
5.2. За нарушение или ненадлежащее исполнение Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, законных требований заведующего детским садом и иных локальных нормативных актов, повар несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенным трудовым законодательством Российской Федерации. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка повар ДОУ может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации". Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За невыполнение требований охраны труда, несоблюдения правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм повар несет ответственность в пределах определенных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение ДОУ или участникам воспитательно-образовательного процесса материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей повар несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, определенных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей профессиональной деятельности повар несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим дошкольным образовательным учреждением.
6.2. Взаимодействует в своей деятельности с медицинской сестрой, завхозом, шеф-поваром (заведующим производством) и кухонными работниками.
6.3. Получает от заведующего ДОУ, шеф-повара, медицинского работника информацию нормативно-правового, организационного и хозяйственного характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.
6.4. Постоянно обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения, заместителем заведующего по административно-хозяйственной работе (завхозом), медицинским работником.
6.5. Информирует заместителя директора по административно-хозяйственной работе (завхоза), шеф-повара обо всех недостатках в организации условий его деятельности, соответствии рабочего места нормам охраны труда и пожарной безопасности. Вносит свои предложения по устранению недостатков, по оптимизации работы повара.
6.6. Своевременно информирует заведующего ДОУ (при отсутствии – иное должностное лицо) о несчастном случае, завхоза – о возникновении аварийных ситуаций в работе систем водоснабжения, канализации, а также при других выявленных нарушениях санитарных правил, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений в дошкольном образовательном учреждении.
6.7. Всю информацию, полученную на совещаниях, семинарах, предоставляет шеф-повару (заведующему) сразу после ее получения.
6.8. Выполняет разовые поручения заведующего дошкольным образовательным учреждением и шеф-повара.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления повара в ДОУ с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
Министерство труда
и социальной защиты
Новости
14 декабря 2017 года ВНИИ труда Минтруда России и Российское общество «Знание» провели вебинар «Применение профессиональных стандартов»
14 декабря 2017 года ВНИИ труда Минтруда России и Российское общество «Знание» провели вебинар «Применение профессиональных стандартов». Мероприятие было направлено на просвещение широкой аудитории по вопросам, связанным с внедрением профессиональных стандартов в практику кадровой работы организаций. В вебинаре приняли участие свыше 16 тысяч человек. В ходе мероприятия поступило более 1600 вопросов и комментариев.
Спикером вебинара выступила директор Центра развития профессиональных квалификации ВНИИ труда Минтруда России, эксперт в области разработки и применения профессиональных стандартов Ольга ЗАЙЦЕВА. Вел интерактивное мероприятие эксперт общества «Знание», руководитель проектов кафедры педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ Андрей ВИЛЬЧИНСКИЙ. Особое внимание было уделено правовой базе профессиональных стандартов, профильным разделам сайтов Минтруда России и ВНИИ труда, сохранению права работника на льготы за особые условия труда в контексте профстандартов, аттестации работников, этапам и плану-графику применения профессиональных стандартов.
В ходе вебинара от его участников поступило более 1600 вопросов и комментариев. Ответы на наиболее острые из них или вопросы массового характера Ольга ЗАЙЦЕВА дала в ходе прямой трансляции.
Все поступившие в ходе вебинара обращения будут проанализированы и учтены при подготовке следующих публичных мероприятий, а также в дальнейшей информационно-просветительской работе ВНИИ труда Минтруда России и Общества «Знание». Кроме того, ответы на вопросы в обезличенном формате будут размещены на сайте ВНИИ труда.
Читайте также:Переименованием переподчинением адресных объектов что это значит
С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профстандарты, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). Для остальных работников профстандарты носят рекомендательный характер.
Из этой статьи Вы узнаете:
Работодатели, руководствуясь профстандартом, могут внести изменения в должностные инструкции, штатное расписание, пересмотреть локальные акты (п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).
Понятие профстандарта
Профстандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Такое определение дает ч.2 ст.195.1 Трудового кодекса.
Профессиональный стандарт – новое понятие, внесенное в Трудовой кодекс только в конце 2012 года. Необходимость введения профстандартов была обусловлена тем, что характеристики должностей, содержащиеся в Единых квалификационных справочниках, уже не соответствовали современной ситуации на рынке труда. Описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер. В нем используются более современные конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Эти особенности профессиональных стандартов делают их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования.
Где применяются профстандарты
- при формировании кадровой политики;
- в управлении персоналом;
- при организации обучения и аттестации работников;
- при разработке должностных инструкций,
- при тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам;
- при установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления (подп. «а» п.25 Правил).
Правила разработки, утверждения и применения профстандартов утверждены постановлением Правительства России от 22 января 2013 г. № 23.
Для кого профстандарты станут обязательными
Первоначально планировалось сделать профстандарты обязательными для применения в государственных и муниципальных организациях. Этот законопроект о применении профстандартов был внесен на рассмотрение в Госдуму России год назад – в мае 2014 года. Однако в процессе обсуждения текст законопроекта о профстандартах был изменен.
Итак, с 1 июля 2016 года начинает действовать новая статья Трудового кодекса – 195.3. Она определеяет порядок применения профессиональных стандартов.
Новые правила устанавливают ситуации, когда применение профстандартов становится обязательным для работодателей. Так, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ будут установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований становятся обязательны для применения работодателями (ст.195.3 ТК РФ в редакции, действующей с 1 июля 2015 г.).
Таким образом, для того, чтобы профтандарт стал обязательным для применения работодателем, нужно, чтобы требования к квалификации, необходимой работнику, были установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Например, лица, принимаемые на подземные работы, должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным профессиональным стандартом (или квалификационным справочником). Такое правило предусмотрено ч.1 ст.330.2 Трудового кодекса. Соответственно, применение работодателем профессионального стандарта (или квалификационного справочника) в данной ситуации обязательно.
Существует точка зрения, согласно которой с 1 июля 2016 года все работодатели в обязательном порядке должны будут применять профессиональные стандарты. Сторонники этой позиции обосновывают свой вывод следующим: по новым правилам профстандарты обязательны для применения работодателями, если Трудовым кодексом, федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлены требования к квалификации. Сам профессиональный стандарт утверждается приказом Минтруда России, а это нормативно-правовой акт. Соответственно, если есть такой правовой акт, то применять его обязательно.
По нашему мнению, данная позиция не соответствует законодательству и принципу введения профстандартов. Необходимые требования к квалификации должны быть установлены сторонним нормативным правовым актом, а не самим профстандартом. В противном случае отсутствует юридическая логика и утрачивает смысл часть 2 статьи 195.3 Трудового кодекса (в редакции, действующей с 1 июля 2016 г.), которой устанавливается порядок применения профстандартов работодателями, в отношении которых не введен принцип обязательности.
Работодатели, для которых не будет установлена обязанность применения профстандартов, будут применять характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. Иными словами, работодатели будут применять профстандарты с учетом собственной специфики деятельности, они могут принять во внимание отдельные положения профстандартов.
Также отметим, что законодатель, приняв решение о примении профстандартов, не определил методику их введения в действие. В этой связи многие вопросы работодателей остаются без ответов. Это вызывает серьезную обеспокоенность у профессионального сообщества. В частности Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выступает с инициативой отсрочить вступление в силу новых положений Трудового кодекса о профстадартах до тех пор, пока не будет определен механизм действий работодателей по применению профстандартов.
Редакция рекомендует
Как подготовиться к переходу на профстандарты
Разберем вместе, как сформировать рабочую группу и разработать план по внедрению профстандартов, как соотнести профессиональный стандарт с конкретной должностью, как проверить, соответствуют ли сотрудники профстандартам.
С 1 июля 2016 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). С этого времени профессиональные стандарты станут обязательными для некоторых видов деятельности (ст. 195.3 ТК РФ, с 1 июля 2016 г.). Многие работодатели озадачены вопросом, как подготовиться к переходу на профстандарты. Минтруду России было предписано утвердить методические рекомендации по применению профстандартов, однако пока такие рекомендации не изданы 1 . В 2015 году профстандарты прошли проверку на работоспособность в 18 госкомпаниях. С учетом их опыта разберем, с чего начать работу по внедрению профстандартов в организации.
Сформировать рабочую группу и разработать план перехода на профстандарты
Одному сотруднику внедрить профстандарты в организации не под силу. Оптимальный вариант – сформировать рабочую группу и поручить ей разработать план действий по переходу на профстандарты. Для этого руководитель издает приказ в произвольной форме, в котором прописывает состав рабочей группы.
Желательно, чтобы в рабочую группу вошли представители ключевых структурных подразделений, обязательно из отдела управления персоналом, юридического и планово-экономического отделов, бухгалтерии. Им придется обращаться к профстандартам в ежедневной работе 2 .
Кто составляет профстандарты:
- объединения работодателей;
- работодатели;
- профессиональные сообщества;
- саморегулируемые организации;
- иные некоммерческие организации с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций
Составьте подробный план перехода на профстандарты. Разбейте его на задания, которые можно отслеживать. Напишите, что необходимо сделать, к какому сроку (промежуточные сроки, к которым исполнитель должен сдать часть работы или проект документа), укажите ответственных (отдельную рабочую группу, реализующую пункт плана) и др. (образец ниже).
План утверждает руководитель организации или рабочей группы (зависит от переданных полномочий). После чего сотрудники-исполнители знакомятся с планом под роспись.
Правильно соотнести должности с профстандартами
Первое, что предстоит сделать рабочей группе, – выяснить, какие профстандарты вышли и есть ли у вас такие виды профессиональной деятельности. Чтобы понять, касаются ли профстандарты вашей организации, положите перед глазами штатное расписание, подумайте, для чего нужна та или иная должность, ради чего она создана. Затем откройте несколько профстандартов, которые могут подойти под конкретные должности, и найдите в начале каждого из документов графу «Основная цель вида профессиональной деятельности» (Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н). Сравните основную цель профессии по стандарту с целью работы по должности в вашей организации.
Делая выборку стандартов, обращайте внимание также на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений. Эта графа может служить дополнительной подсказкой (но ни в коем случае не основной). Так вы подберете верный стандарт для конкретной должности. Составьте отчет по результатам работы на этом этапе (образец ниже).
Может быть так, что вы не найдете в тексте профстандарта должность (профессию) работника. Не совершайте распространенную ошибку, считая, что на эту конкретную позицию стандарт не распространяется. Название профстандарта не есть наименование должности. Профессиональный стандарт разрабатывается не на должность или профессию, а на вид профессиональной деятельности. Вид профессиональной деятельности – это совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда (п. 2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России № 170н).
Читайте также:Проявила себя как ответственный работник характеристика
Принять решение, какие должности стоит переименовать
Если в организации есть виды профессиональной деятельности, по которым вышли стандарты, проверьте, насколько существующая система работы по имеющейся позиции соответствует данным стандарта. Обратите внимание на наименование должности, содержание трудовой функции, прописанной в трудовых договорах работников или должностных инструкциях (абз. 3 ч. второй ст. 57 ТК РФ).
Профстандарты для специалистов в сфере управления персоналом, которые находятся в разработке
- Специалист по развитию и обучению персонала
- Специалист по оценке персонала
- Специалист по оформлению трудовых отношений
- Специалист в области урегулирования трудовых конфликтов (социальной политики)
- Специалист по организационному развитию
- Специалист по компенсациям и льготам
- Специалист по трудовой миграции
- Специалист по социальной политике и трудовым отношениям
Если работа по какой-то должности, профессии, специальности дает работнику право на компенсации, льготы либо связана с ограничениями, то в трудовом договоре название должности нужно указывать так же, как оно приведено в профстандарте или в квалификационных справочниках (абз. 3 ч. второй ст. 57, ч. третья ст. 195.1 ТК РФ).
В текстах профессионального стандарта и классификационного справочника встречаются расхождения. Должность, предложенная в профстандарте, может не совпадать с должностью в списке вредных профессий, дающих право на льготную пенсию. Тождественность наименований таких должностей должно установить Правительство РФ, однако пока это не сделано.
В случае спора, как назвать должность, рекомендуем обсуждать этот вопрос на заседании рабочей группы по внедрению профстандартов. Решение оформлять протоколом. При проверке протокол поможет обосновать, почему наименование должности не совпадает с той, что предложена в профстандарте. Такой порядок позволит подстраховаться от рисков не только в случае претензий со стороны инспекционных органов, но и при трудовых конфликтах с работниками.
Пример
В коллективном договоре ООО «Энерго» закреплено, что требования профстандартов обязательны для применения в организации с 1 июля 2016 года. В компании создана рабочая группа, которая разработала план мероприятий по переходу на профстандарты. Когда сверяли наименования должностей и профессий в штатном расписании и в профстандартах, то обнаружили расхождение. В штатном расписании записана должность «Инженер по охране труда». Это наименование не предусмотрено соответствующим профстандартом в качестве возможного (раздел III профстандарта «Специалист в области охраны труда», утвержденного приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н). Были составлены проекты приказов: о внесении изменений в штатное расписание с 1 июля 2016 года, о переводе. Инженера по охране труда письменно уведомили о переводе на должность специалиста по охране труда с 1 июля 2016 года.
Проверить, соответствуют ли сотрудники требованиям профстандарта
Профстандарт представляет собой подробный список требований к образованию, опыту работы, знаниям и умениям для разных уровней квалификации специалиста. Например, директору по персоналу достаточно иметь высшее экономическое образование, хотя бы одно удостоверение о повышении квалификации и опыт практической работы в области управления персоналом на руководящих должностях не менее пяти лет. Такие требования установлены по обобщенной трудовой функции 3.8, входящей в профстандарт «Специалист по управлению персоналом», утвержденный приказом Минтруда России от 6 октября 2015 г. № 691н.
Проверьте, соответствуют ли работающие сотрудники базовым требованиям принятого стандарта, достаточно ли у них опыта и образования (если такие требования есть в самом стандарте). Если квалификация сотрудника не дотягивает до критериев, прописанных в стандарте, ему можно предложить перевод на другую подходящую работу или направить на обучение.
Обучение может оплачивать работодатель или сотрудник. Организация сама определяет, нужно ли ей за свой счет обучать работника (ч. первая ст. 196 ТК РФ). Порядок обучения можно закрепить в коллективном договоре, трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему, в ученическом договоре (ч. вторая ст. 196, 199 ТК РФ). В зависимости от вида обучения организация обязана предоставить сотруднику определенные гарантии и компенсации (ст. 196 ТК РФ). Например, когда сотрудника направляют на курсы повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется основное место работы и средний заработок (ст. 187 ТК РФ).
Пример
ООО «Марта» перечислило вузу 10 000 руб. за обучение сотрудника Романа С. Один из пунктов договора об обучении гласит, что сотрудник, получивший образование за счет организации, обязуется отработать в компании последующие два года после окончания вуза.
Закон позволяет включить в трудовой, ученический договоры пункт об обязательной отработке (ч. четвертая ст. 57, ст. 199 ТК РФ). Это условие до определенной степени гарантирует, что сотрудник, повысивший свою квалификацию за счет работодателя, сразу не уволится. Если же это произойдет, организация сможет компенсировать понесенные затраты, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (ст. 249 ТК РФ). Срок отработки должен быть обоснованным.
В некоторых случаях организации обязаны проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование сотрудников (ч. четвертая ст. 196 ТК РФ). Например, работодатель обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников (п. 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Повышение квалификации медиков каждые пять лет – одно из лицензионных требований для работодателя, который ведет медицинскую деятельность (подп. «г» п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Также является обязательным дополнительное профобразование гражданских служащих и т. д. (п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Как только выясните потребности работников в обучении и повышении квалификации, составьте проект плана обучения персонала на текущий год и утвердите его у руководителя организации. Укажите в плане: Ф.И.О. и должности сотрудников, какая подготовка (переподготовка) им необходима и почему, срок, даты и формат образовательных мероприятий, критерии выбора провайдера. Наличие такого документа пригодится при проверке. Он подтверждает, что работодатель стремится исполнить закон.
Какие требования предъявляет профстандарт к кадровикам
Любой профессиональный стандарт содержит описание трудовых функций, выполняемых по данному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, осуществляющих эти функции (п. 6 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н).В первом разделе профстандарта для специалиста по управлению персоналом определена цель этого вида деятельности. Он обеспечивает, чтобы система управления персоналом работала эффективно и помогала достигнуть целей организации (раздел I профстандарта кадровика).
В стандарте предусмотрено восемь основных трудовых функций (раздел II профстандарта кадровика). Для каждого из этих направлений требуется определенный уровень квалификации, наличие соответствующего образования, а иногда и опыт практической работы (таблица ниже).
Как применять профстандарты
Для некоторых сотрудников профстандарты станут обязательными с 1 июля 2016 года (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ). Организации обязаны будут применять профстандарты, если требования к квалификации сотрудника прописаны в законе или другом нормативном документе.
Пример
В публичных акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах для главного бухгалтера обязательно (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ):
- высшее образование (не обязательно по профессии);
- стаж работы, связанной с ведением бухучета, составлением отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет. Если же высшего образования в области бухучета и аудита нет, то стаж должен быть не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
- отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики (раздел VIII УК РФ).
Другие компании вправе нанять работника, который не соответствует перечисленным требованиям (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12 марта 2015 г. № АПЛ15-57). Главное, чтобы сотрудник справлялся со своими обязанностями.
Обратите внимание, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то должности нужно указывать в соответствии с квалификационными справочниками или профстандартами (абз. 3 ч. второй ст. 57, ч. третья ст. 195.1 ТК РФ).
Источник: