Расследуйте анонимное письмо о результатах сообщите автору

Задание 1.Пронаблюдайте употребление слов есть — ку­шать, кричать — орать, которые довольно часто используются в речи неуместно. Выразите свое мнение.

Я КУШАЮ, А ВЫ ОРЕТЕ.

Можно сказать он ест, кушает, жрет. А как правильно? Как наи­более точно: я ем или кушаю?

В любой ситуации и в отношении к любому лицу употребительны нейтральные, межстилевые глаголы есть, поесть. Если о человеке го­ворят, что он не ест, а жрет, это 1) значит, что он ест неаккуратно, не­ряшливо, жадно или 2) указывает на степень аппетита. «Я хочу не есть, а жрать» (Ю. Бондарев); «Доктор посоветовал купцу есть бульон и цыпленка. Купец отнесся иронически. Сначала съел обед с ботвинь­ей и поросенком, потом, как бы вспомнив приказ доктора, велел по­дать бульон и цыпленка — и это тоже сожрал» (А. Чехов).

В глаголе кушать есть оттенок вежливости: есть вкусное, понемно­гу, не спеша, вкушая, дегустируя, испытывая удовольствие от этого. Открываем словарь В. И. Даля: «Кушать, кушивать, есть и пить, выра­жение более вежливое: кушать также значит отведывать». Поэтому употребляется это слово только при вежливом приглашении к еде. «Мать умоляет: «Ну скушай котлетку, Рувчик! Ну скушай хоть одну» (Б. Горбатов); «Она налила полную, до краев тарелку и сказала ласко­во: «Кушайте на здоровье!» (В. Панова).

С осторожностью в форме вежливости глагол кушать можно упот­реблять во 2-м лице множественного числа <вы кушаете),однако он легко может получить оттенок слащавости, лести. Ни в 1-м, ни в 3-м лицах глагол кушать не употребителен. Форма 3-го лица единственно­го числа может употребляться лишь как выражение нежности по отно­шению к ребенку: покушал, кушает.

Подтверждение сказанному находим в словаре С. И. Ожегова: «Ку­шать— есть, принимать пишу (употребляется при вежливом пригла­шении других к еде и по отношению к детям)» и в словаре русского языка (в 4 т.): «Теперь обычно употребляется при вежливом приглаше­нии к еде; в литературной речи в 1-м лице не употребляется». К сожа­лению, довольно часто слышим я покушала, мы кушаем. И получается смешно: очень пышно. «Почему они все кушают, а не едят? Откуда эта почтительность к своему желудочно-кишечному тракту?» — писал Ю. Герман.

И уж совсем неуместно слово кушать в грубой фразе: «Ну что ты орешь? Не хочу я кушать».

Вместо слова кричать мы давно слышим по любому поводу орать, особенно из уст молодежи.

Вспоминается такой случай. В регистратуре поликлиники две де­вушки откладывают карточки больных на прием к врачу. Одновре­менно обе обращаются к двум больным и спрашивают их фамилии. Больные отвечают, но разобрать нужную фамилию из двух, сказанных одновременно, трудно, и одна из работниц поликлиники кричит: «Что вы орете?», хотя со стороны больных даже намека на крик не было.

Привычными стали сцены на улице, когда мать кричит малышу: «Не ори!» Мне пришлось наблюдать такую картину. Молодая мать ка­тит коляску и ласковым голосом говорит ребенку, который «агукает»: «Ну что ты орешь? Ну что ты разорался?» Она даже не думает, что го­ворит ребенку грубость; не понимает, что не сочетаются тон и слово. И ребенок, привыкнув с детских лет слышать от матери это слово, воспримет его как норму и так же будет говорить окружающим и сво­им будущим детям.

Задание 2.Слова, употребленные без учета их семантики, за­мените нужными. Аргументируйте свой выбор. Отметьте пред­ложения, в которых имеются логические ошибки.

Пискарев имел два прогула, а также неоднократно посещал мед­вытрезвитель. 2. Выбив Клякину зуб, обвиняемый приступил к его из­биению. 3. Он сопровождал свои действия молча. 4. В нагрудном кар­мане его брюк было обнаружено две фотографии. 5. Помещение пред­ставляет собой куб размером 5 на 9 метров. 6. Севастьянов показал себя энергичным со стороны пьянства и прогулов. 7. Среди предъявленных мне голов крупного рогатого скота я признал быка по его физиономии. 8. Прошу вас разделить мою квартиру, так как прекратилось бракосо­четание. 9. Преступники были задержаны бригадиром, который огла­шал граждан села на очистку снега. 10. Пожар — такое мероприятие, которое приносит убытки. 11. При задержании он обманул свою фами­лию, назвавшись Сидоровым. 12. Я не собираюсь еще раз дублировать то, что совершила моя подзащитная. 13. Этот факт создал прямую уг­розу пожарообеспечения. 14. Судом установлена невозможность взаим­ного проживания сторон. 15. Обнаружено два трупа: один мертвый, а другой еще живой. 16. Аксеев, укрывшись мешком из-под картошки, остался на ночь в помещении склада для совершения недостачи.

19. Прошу вас тщательно подойти к моему делу, ибо я еще исправим.

Мать Конькова страдает сердечной деятельностью. 19. Беспричин­но, из хулиганских побуждений Чайкина учинила скандал. 20. Ограб­ленные перчатки они положили себе в карман. 21. В судебном заседа­нии установлено, что между Милюковым, Сычевым и Вагиным драка возникла взаимообразно. 22. Морев принимает активное участие в лич­

ной жизни. 23. 22 февраля я находился на телевизоре у соседей. 24. Подсудимые пошли на фабрику «Спартак» одолжить у знакомых ребят денег. 25. В беседе с Бурдиной выяснить что-либо не пришлось, так как Бурдина находилась в сильной степени опьянения. 26. Подоз­реваемый Шевцов пояснил, что 13 февраля 1999 года он дежурил на мероприятии. 27. Нож, которым он подколол мужа, я прилагаю к дока­зательствам. 28. При дополнительной проверке оказалось, что Спирина Мария и Николай носили девичью фамилию. 29. Расследуйте аноним­ное письмо, о результатах сообщите автору. 30. Подсудимый сначала его избил, а потом травмировал. 31. Рукоприкладство было совершено портфелем. 32. Совершение преступления стало возможным благодаря тому, что территория фабрики фактически никем не охраняется. 33. Государственный обвинитель подробно останавливался на той фа­буле обвинения, которая вменяется Мовшенко в вину. 34. Она имела намерение, что ее сын будет заниматься общественно полезным тру­дом. 35. В холодильнике буфета обнаружена баранья голова, принадле­жащая буфетчице Маминой. 36. Его родители были достаточно бедны­ми, не смогли дать сыну образования.

Задание 3.Исправьте ошибки, вызванные многословием или пропуском слов. Выделите примеры, где пропуск слов создает логические ошибки.

Ну что из себя представляют, товарищи судьи, вот сами подсуди­мые, которые находятся сегодня на скамье подсудимых? 2. Справка выдана гр-ну Мухину Н. С. в том, что он работал на кирпичном заводе и убыл по случаю смерти. 3. Как измерить ту глубину бездны, в кото­рую упал подсудимый? 4. Следует произвести неотложные действия по избиению потерпевшего Михалкина. 5. Неоднократно скот, закреп­ленный за ним, находился на посевах зеленки, по-прежнему пил, вел себя безобразно и был уволен из совхоза. 6. Правые колеса автомобиля вследствие опьянения сошли с дороги, и он опрокинулся. 7. В настоя­щее время работники отдела стали больше заниматься поджогами. 8. Брак изделий — сапоги яловые в количестве 19 штук — возложить на виновных ответчиков. 9. Ответчик иск не признал, показав, что иск не признает. 10. По мнению одного свидетеля, мнению которого, как и всех, верить мы не можем, Иванова давала прекрасные уроки.

Примерно в половине восьмого часа времени мы стали играть в хоккей. 12. Я видел, что эти мужчины пошли в сторону Парижской коммуны. 13. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову при­чинены легкие телесные повреждения. 14. Допрошенный в качестве обвиняемого Шмаев в предъявленном ему обвинении виновным себя признал полностью. 15. Своим преступлением Иванов подорвал орган

МВД. 16. Учитывая, что условия, способствовавшие совершению пре­ступления, явились результатом отсутствия недостаточно проводимой работы воспитательного характера среди населения, прошу принять меры по устранению причин и условий, способствовавших соверше­нию преступления. 17. Вещественные доказательства сданы в горотдел для привлечения к уголовной ответственности. 18. И, наконец, каби­нет, который, так сказать, ненадлежащим образом, несоответственны­ми мерами был закрыт. 19. Истец пояснил, что он расторгнул брак со своей бывшей женой потому, что она фарцовщица, т. е. спекулирует вещами по повышенным ценам. 20. Расследованием установлено: из дела усматривается, что Филиппова обвиняется в том, что 3 апреля 1999 года, придя в гости к своей подруге Симоновой, она учинила скандал, в результате которого развязала драку и причинила Симоно­вой К. С. легкие телесные повреждения.

Читайте также:Срок действия справки химико токсикологического исследования

Задание 4.Устраните ошибки, связанные с сочетаемостью слов.

Большую заслугу предварительному следствию сделали показа­ния Пятигорского. 2. Во время драки ему нанесены были многочис­ленные повреждения. 3. Обвиняемый сознался под тяжестью похи­щенной улики. 4. Учитывая, что машина ГАЗ-51 имеет большое значе­ние для расследования преступления, ее пришить к уголовному делу. 5. Следователь вынужден принять необходимые меры для резкого улучшения расследования преступления. 6. Дугин грубо оскорбил лич­ность потерпевшей, после чего запятнал ее новый костюм из бутылки вина. 7. Ответчик высокомерно относится к работе. 8. Иванова допус­тила нарушение своих трудовых обязанностей. 9. Кроме личного при­знания подсудимого, его вина установлена свидетелями Семени- шиной, Ивановой. 10. Будучи нетрезвым, он беспричинно, из хули­ганских побуждений применил к соседу телесные повреждения.

20. Автомашина ВЮ № 35-20 ударилась в трактор «Беларусь», а следо­вавшая за ней грузовая машина в автомашину ВЮ 35-20, в результате чего им были принесены многочисленные поломки и телесные повре­ждения. 12. Родители моего подзащитного достаточно бедны, не могут баловать сына. 13. В представленных предприятиями области меро­приятиях разработаны меры по борьбе с преступностью. 14. Ответчик выслан в районный суд. 15. Нож в ходе следствия установлен не был.

11.Попирая честь и достоинство личности истца, ответчица одновре­менно попирала и других соседей. 17. Директор наложил два приказа.

После избиения Антонова Сычук и Власова сели в такси и указали шоферу ехать в Покровку за водкой. 19. Преступлениями я не зани­мался. 20. Если она, скажем, допустим, не могла слышать шум, кото­рый имел место в купе, но шум, что человек выходит из купе, она, на­верно, бы видела. 21. Протоколом осмотра места происшествия уста­новлено. 22. Экипажем самолета было допущено авиапроисшествие. 23. Я верю в возможность преобразования личности моего подзащит­ного. 24. Глухов учинил разбой сервиза. 25. Поведение Салишина по­стоянно было чревато хорошими последствиями. 26. Совокупность не­брежного и неосторожного умысла в действиях подсудимого суд счи­тает доказанной. 27. Жердин нанес неизвестному лицу травмы на лицо. 28. Эти показания противоречат показаниям того общества, в котором находилась Шаркут. 29. Карташов сопровождал рукоприклад­ство нецензурным содержанием. 30. Имею циркулярную пилу, обору­дованную кустарным производством.

Задание 5.Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию. Подумай­те, где тавтология оправданна.

1. Гражданка Галерова бездействующими действиями совершила преступление, предусмотренное ст. 151 УК РФ. 2. Прицепляя прицеп, ответчик неправильно зацепил цепь, в результате чего создал возмож­ность отцепа. 3. Мною изъято два ствола от одноствольного и дву­ствольного гладкоствольного оружия. 4. Товар был забракован по не­качественным дефектам производственного характера. 5. Сычев догнал Милюкова, свалил его на землю, отобрал нож у Милюкова и нанес ему этим ножом ножевое ранение. 6. Исаков укусил его зубами за ру­ку. 7. На лице Петрова небольшие усы в области носа. 8. Свои требо­вания истец обосновывает необоснованными основаниями, основан­ными только на предположениях. 9. Подброшенная Скуратовым гиря имела траекторию, направленную в направлении черепа потерпевше­го, что доказано его показаниями. 10. Он выпивал спиртные напитки.

AAAAA.В кармане был обнаружен финский нож типа финского. 12. Про­должительность процесса длится несколько часов. 13. Ремзов, являясь неквалифицированным работником, в сговоре с наладчиком 5-го раз­ряда Кныкиным С. Т. совершил квалифицированное хищение, квали­фицирующееся по статье 89 УК РФ. 14. Был установлен факт установ­ления вины Шаркут. 15. С самого первого начала хочу сказать об осо­бенностях данного дела. 16. Салайонов ударов не наносил, ногами не пинал. 17. В работе ответчика отмечены ошибки и недостатки. 18. Эти характеристики положительно характеризуют моего подзащитного.

21. Соучастников объединяет единство целей. 20. Эти слова в протоко­ле запротоколированы. 21. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленным черепом на голове. 22. Милюков ушел к своей теще, но вскоре вернулся назад. 23. Мною, Лебеде- ным Л. Ф., в 14 часов дня был задержан гр-н Будкин. 24. Кислов при­чинил ему укус зубами пальцев правой руки.

22. Задание 6.Отметьте неуместное употребление местоимений и слова последний. Замените их, где надо, существительными.

Бортников обещал, что работа будет. Члены бригады стали гово­рить, что время идет, а заработка нет, что надо искать другую работу. Он вспомнил о разговоре с Ливиченко, обратился к нему, и он сказал, чтобы приходили и устраивались. 2. Поскольку СМУ-6 обеспечивало их транспортом недостаточно, а он ранее обещал Козабкову устроить его шофером в Норильске, то он попросил Бортникова переговорить по этому вопросу с начальником АТУ ТЭС, тот переговорил, а он затем пошел в отдел кадров и помог Козабкову устроиться шофером. 3. В тот же день колхозные и хозяйские коровы начали колоться, из-за этого между ними произошел скандал. В результате скандала Быкины ста­щили их с лошадей и немного потрясли за одежду. 4. Как в дальней­шем оказалось, ножом водителю угрожал гр-н Плескацевич, и он при­езжал к своей бывшей жене, но во время его приезда он уже уехал к себе в общежитие по ул. Коммунальная, № 429. К его приезду в обще­житие Плескацевич пьяный спал. 5. Рукосуева рассказала, что 5 февра­ля мы пришли с мужем домой, и он, и я были выпивши, и он стал скандалить. 6. На полке стояла ваза, и когда Латышева подошла к ней и хотела взять книгу, она упала на пол, из нее выпал небольшой свер­ток. 7. После того, как Плискин отошел от кассы, парень с усиками по­дошел к окошечку и назвался Кожевниковым, чему он очень удивился. 8. 1 июля во время обыска, проведенного на квартире Петрова В. П., был обнаружен и изъят залоговый билет № К-3875, по которому им 5 февраля 1991 года сдан на хранение в городской ломбард золотой браслет. 9. Старостин Н. Н. показал, что 21 марта около 21 часа он и милиционер Загребельный на патрульной машине проезжали по улице Садовой. Неожиданно он увидел, что на тротуаре, с левой стороны по ходу машины, двое мужчин, как выяснилось впоследствии, Романенко и Старовойтов, бьют парня. Он увидел происходящее с расстояния около 20 метров. Заметил, что Старовойтов нанес удар потерпевшему по лицу. Машина по инерции проехала мимо происшествия, в связи с чем он на время потерял эту группу из вида, а когда машина разверну­лась, то увидел, что лежавшего на земле парня ударил ногой Романен­ко. Он и Загребельный выскочили из машины. 10. Нож у него имеется, они занимались ремонтом машины, и поэтому он находился у него в кармане плаща. Он в этот момент нанес ему удар ножом. 11. Вотин преднамеренно убил Ботулу, который хотел отнять оружие у преступ­ника. Озверев, он обогнал Пленкина и, развернувшись, в упор убил своего начальника. 12. В январе 1993 года состояние здоровья Ясенкова Р. Т. ухудшилось, и сын перешел жить к отцу, так как необходим был уход за ним. 20 января 1993 года отец, Ясенков Р. Т., умер, а 26 августа его прописали в этой квартире. 13. На уговоры потерпевшего Карпов не реагировал, а при помощи гитары ругался нецензурной бранью и уг­Задание 6.Отметьте неуместное употребление местоимений и слова последний. Замените их, где надо, существительными.

1. Бортников обещал, что работа будет. Члены бригады стали гово­рить, что время идет, а заработка нет, что надо искать другую работу. Он вспомнил о разговоре с Ливиченко, обратился к нему, и он сказал, чтобы приходили и устраивались. 2. Поскольку СМУ-6 обеспечивало их транспортом недостаточно, а он ранее обещал Козабкову устроить его шофером в Норильске, то он попросил Бортникова переговорить по этому вопросу с начальником АТУ ТЭС, тот переговорил, а он затем пошел в отдел кадров и помог Козабкову устроиться шофером. 3. В тот же день колхозные и хозяйские коровы начали колоться, из-за этого между ними произошел скандал. В результате скандала Быкины ста­щили их с лошадей и немного потрясли за одежду. 4. Как в дальней­шем оказалось, ножом водителю угрожал гр-н Плескацевич, и он при­езжал к своей бывшей жене, но во время его приезда он уже уехал к себе в общежитие по ул. Коммунальная, № 429. К его приезду в обще­житие Плескацевич пьяный спал. 5. Рукосуева рассказала, что 5 февра­ля мы пришли с мужем домой, и он, и я были выпивши, и он стал скандалить. 6. На полке стояла ваза, и когда Латышева подошла к ней и хотела взять книгу, она упала на пол, из нее выпал небольшой свер­ток. 7. После того, как Плискин отошел от кассы, парень с усиками по­дошел к окошечку и назвался Кожевниковым, чему он очень удивился. 8. 1 июля во время обыска, проведенного на квартире Петрова В. П., был обнаружен и изъят залоговый билет № К-3875, по которому им 5 февраля 1991 года сдан на хранение в городской ломбард золотой браслет. 9. Старостин Н. Н. показал, что 21 марта около 21 часа он и милиционер Загребельный на патрульной машине проезжали по улице Садовой. Неожиданно он увидел, что на тротуаре, с левой стороны по ходу машины, двое мужчин, как выяснилось впоследствии, Романенко и Старовойтов, бьют парня. Он увидел происходящее с расстояния около 20 метров. Заметил, что Старовойтов нанес удар потерпевшему по лицу. Машина по инерции проехала мимо происшествия, в связи с чем он на время потерял эту группу из вида, а когда машина разверну­лась, то увидел, что лежавшего на земле парня ударил ногой Романен­ко. Он и Загребельный выскочили из машины. 10. Нож у него имеется, они занимались ремонтом машины, и поэтому он находился у него в кармане плаща. Он в этот момент нанес ему удар ножом. 11. Вотин преднамеренно убил Ботулу, который хотел отнять оружие у преступ­ника. Озверев, он обогнал Пленкина и, развернувшись, в упор убил своего начальника. 12. В январе 1993 года состояние здоровья Ясенкова Р. Т. ухудшилось, и сын перешел жить к отцу, так как необходим был уход за ним. 20 января 1993 года отец, Ясенков Р. Т., умер, а 26 августа его прописали в этой квартире. 13. На уговоры потерпевшего Карпов не реагировал, а при помощи гитары ругался нецензурной бранью и уг­

Читайте также:Удостоверение общественного помощника следователя следственного комитета

2. рожал последней убийством. 14. В записке, оставленной на имя потер­певшей, подсудимый просит терпеливо ждать своего возвращения с ку­рорта. 15. Таранец и Таеров пошли на конный двор, последний выста­вил раму в конюховке.

3. Задание 7.Проверьте по словарям значения слов, входящих в словосочетания юридического характера: репутация товаров (п. 6 ст. 40 НК РФ), ненадлежащая сторона(ст. 142 ГПК РФ), поворот исполнения решения(ст. 430 ГПК РФ), недобросовестно воспрепятствовать(ст. 157 ГК РФ), обременять имущество (ст. 209 ГК РФ). Выразите мнение, соответствуют ли эти слово­сочетания литературной норме.

4. Задание 8.Проверьте по словарям значения и сочетаемость слов, входящих в юридические термины: просрочка должника (ст. 405 ГК РФ), прекращение доверенности(ст. 188 ГК РФ), товари­щество на вере(ст. 82 ГК РФ), просрочка кредитора(ст. 406 ГК РФ). Определите, какие требования сочетаемости нарушены в них.

5. Задание 9.Подготовьте обвинительное выступление для им­провизированного товарищеского суда над условным работником следственного отдела, который из-за небрежного отношения к языку допускает в уголовных процессуальных актах большое ко­личество речевых ошибок, что затрудняет расследование преступ­лений. Используйте приведенный для упражнений материал.

6. Задание 10.Составьте протокол осмотра места происшествия (той аудитории, в которой находитесь). Не забывайте о точно­сти словоупотребления. Форму протокола, его реквизиты про­верьте по ст. 176, 177 УПК РФ.

7. Задание 11.Расскажите об употреблении в речи слов обрат­но, достаточно, забрать, орать, занять, пояснить, кушать. Приведите примеры из речи однокурсников, знакомых, а также примеры, «подслушанные» на улице, в транспорте, по радио, когда эти слова употребляются неуместно.

8. Задание 12.Познакомьтесь со словарем: Даль В. И.Словарь живого великорусского языка. Чем различается расположение слов в словаре В. И.Даля и в других толковых словарях? Как дается толкование слов? Чем вам нравится этот словарь? Вка­ком случае вы обратитесь к нему? Расскажите об этом на прак­тическом занятии.

9. Задание 13.Составьте тезисы своего выступления перед ра­ботниками РОВД или прокуратуры на тему «Точность слово­употребления в речи юриста».

§ 3. Закон противоречия

Сущность закона: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными — по крайней мере, одно из них необходимо ложно.

Требование закона противоречия выражает объективные свойства самих вещей. Как уже отмечалось, любой предмет качественно определен. Качест­венная определенность означает, что присущие предмету свойства, а также и само его существование, не могут быть и не быть, принадлежать и не при­надлежать ему в одно и то же время в одном и том же отношении. В против­ном случае предмет не был бы самим собой, потерял бы свою определен­ность и практическую значимость в общественной жизни. В процессе своей деятельности люди давно обнаружили данную закономерность, и это сказа­лось на формировании структурных особенностей правильной мысли. Если в самой действительности каждый предмет не может одновременно иметь и не иметь одно и то же свойство, то и человеческая мысль, если она стремит­ся быть истинной, тоже должна своей логической формой отражать объек­тивный порядок и связь вещей.

При этом необходимо иметь в виду, что закон противоречия действует в определенных границах, он распространяется не на все суждения, а только на несовместимые. Напомним, что несовместимыми называются суждения, которые одновременно не могут быть истинными. Несовместимость бывает двух видов: противоположная («Каждая юридическая норма относится к оп­ределенному институту права» — «Ни одна юридическая норма не относит­ся к определенному институту права») и противоречащая («Все органы госу­дарственной власти имеют право издавать законы и инструкции» — «Некоторые органы государственной власти не имеют право издавать зако­ны и инструкции»). Из приведенных примеров видно, что данный закон только указывает на ложность одного из двух логически несовместимых суждений. Но какое из них будет ложным, закон противоречия не позволя­ет определить. Вопрос о том, какое из двух суждений истинно, а какое лож­но, решается в процессе конкретного исследования и проверки на практике. Закон указывает лишь на то, что из истинности одного из несовместимых суждений с необходимостью следует ложность другого.

Охраняя непротиворечивость всякого правильного мышления, закон противоречия требует не допускать логической несовместимости в рассуж­дении об одном и том же предмете мысли, обеспечивает четкую определен­ность выводов и тем самым способствует их истинности. Приписывая одно­му и тому же предмету несовместимые свойства, можно допустить ошибку — логическое противоречие. Недопущение подобной ошибки в процессе рас­суждения связано, в первую очередь, с правильным пониманием логическо­го противоречия. Наклонность видеть логические противоречия там, где их нет, обязательно ведет к неверному истолкованию закона противоречия.

Нет логического противоречия, например, в следующем эпизоде: «Руча­юсь, — сказал продавец в зоомагазине, — что этот попугай будет повторять любое услышанное слово». Обрадованный покупатель приобрел чудо-птицу, но, когда пришел домой, обнаружил, что попугай нем, как рыба. Однако продавец не лгал, так как попугай. был глухим.

Нет противоречия и в утверждении: «Осень настала и еще не настала», подразумевающем, что хотя по календарю уже осень, а тепло, как летом. Од­нако логическое противоречие имеется, например, в следующих высказыва­ниях: «Эти проблемы, к сожалению, не решаются, но в целом их решить уда­ется», «Порядок в аудитории будем наводить до тех пор, пока порядка не будет», «В нагрудном кармане его брюк было обнаружено две фотографии», «Обнаружено два трупа: один мертвый, а другой еще живой», «Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору» и т. п. Что же такое логическое противоречие?

Логическое противоречие — это противоречие непоследовательного, пу­таного рассуждения. Оно принципиально отлично от диалектических проти­воречий, являющихся противоречиями самих реальных объектов и пред­ставляющих собой внутренний источник развития как объективного мира, так и человеческого мышления.

Читайте также:Почта россии сколько хранится посылка наложенным платежом

Например, рассматривая соотношение цены и стоимости товара, мы убеждаемся в том, что цена, как правило, не совпадает, находится в проти­воречии со стоимостью товара, однако при этом нельзя сказать, что она не соответствует ей.

Таким образом, логические и диалектические противоречия представля­ют собой два разных типа противоречий, которые нельзя путать, ибо их сме­шение ведет к нарушению одного из рассмотренных условий закона тожде­ства и подменяется предмет мысли.

При логически правильном мышлении наши рассуждения, отражающие самые глубокие противоречия предметного мира, остаются непротиворечи­выми. Существование реальных противоречий не нарушает законов фор­мальной логики — и о противоречивых процессах необходимо мыслить не­противоречиво, логически правильно. При этом важно знать и соблюдать на практике условия закона противоречия.

Во-первых, если мы утверждаем принадлежность предмету одного при­знака и в то же время отрицаем принадлежность этому же предмету другого признака, логического противоречия не будет. Например, «Все современные американские авианосцы имеют мощную противоракетную защиту» и «Ни один современный американский авианосец не имеет наклонной взлетно-посадочной полосы».

Во-вторых, не будет противоречия между суждениями, если речь идет о разных предметах. Например, «Гражданин К. совершил противоправное действие» и «Гражданин Н. не совершал противоправных действий».

В-третьих, противоречия не будет, если мы что-либо утверждаем и в то же самое время отрицаем относительно одного предмета, но который рас­сматриваем в разное время. Например, анализируя ответы обучаемого в на­чале и в конце семинара, преподаватель может сказать: «Ответ Николаева был неверным» и «Ответ Николаева был точным, верным и доказательным».

В-четвертых, противоречия не будет, если один и тот же предмет нашей мысли рассматривается в разных отношениях. Так, о студенте Никитине мы можем сказать, что он хорошо знает основы государства и права, так как его знания удовлетворяют требованиям, предъявляемым к выпускнику средней школы, и он успешно сдал соответствующий вступительный экзамен в юри­дический вуз. Однако этих знаний пока недостаточно для работы в качестве профессионального юриста, их следует приобрести в процессе обучения. В этом случае мы вправе сказать: «Студент Никитин плохо знает основы госу­дарства и права». В двух суждениях знания Никитиным основ государства и права рассматриваются с точки зрения разных требований, то есть в разных отношениях. Следовательно, эти суждения также не противоречат друг другу.

Соблюдать названные условия необходимо, в первую очередь, в строгом рассуждении, где противоречие недопустимо, так как смешивает истину с ложью. При расследовании уголовных дел это особенно важно. Вот почему применительно к расследованию преступления требования закона противоречия лежат в основе так называемой «семичленной формулы» криминалистики: кто, что, где, с чьей помощью, почему, каким образом и когда совершил преступление. Высказывание несовместимой мысли хотя бы в отношении одного признака сразу же меняет содержание преступления, вносит в расследование уголов­ного дела путаницу, вызывает сомнение в правильности принятых решений[12].

В процессе судебного разбирательства прокурор и адвокат, истец и ответ­чик выдвигают несовместимые положения, отстаивая свою позицию, оспа­ривая аргументы противной стороны. Поэтому закон противоречия требует тщательно анализировать все обстоятельства по делу, чтобы окончательное решение суда основывалось на достоверных и непротиворечивых фактах.

Статья 344 УПК РФ, перечисляя условия, при которых приговор признает­ся не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, выделяет наряду с другими, следующие два, непосредственно связанные с законом противоре­чия: 1) при наличии противоречивых доказательств, имеющих существенное значение для выводов суда, в приговоре не указано, по каким основаниям суд принял одни из этих доказательств и отверг другие; 2) выводы суда, изложенные в приговоре, содержат существенные противоречия, которые повлияли или могли повлиять на решение вопроса о виновности или невиновности осужденного или оправданного, на правильность применения уголовного за­кона или на определение меры наказания.

Таким образом, знание закона противоречия позволяет юристу сделать свое мышление непротиворечивым, избегать в нем субъективно-логических противоречий, а также уметь вскрывать и устранять встречающиеся логиче­ские противоречия в показаниях свидетеля, обвиняемого или потерпевшего.

1. М. рия Москвы заключила договор. с рядом социологических центров для проведения исследования общественного мнения жите­лей Москвы по вопросам (социо)демографической и (социально) экономической политики правительства Москвы. Сотрудники социоло­гического аген. ства провели опрос москвичей представляющих раз­личные (социально) профессиональные группы. В нем уча. ствовали (социально) активные москвичи. Опрос был посв. щен эф. ективност. работы органов госуправления и пр. в. легиям представителей власти. Результаты опроса были оценены по пятибалльной системе. Газета «АиФ» написала что (во) время зарубежных поездок свита (премьер) министра включает помо. ника председателя правительства старшего ад. ютанта двух замов руководителя ап. арата начальника (пресс) службы юрис. консульта (видео) и (звуко)операторов.

ЗАНЯТИЯ 2-3

1. Понятие «культура речи». Аспекты культуры речи.

2. Типы речевой культуры.

3. Понятие языковой нормы. Нормы императивные и диспозитивные. Виды норм.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. — М.: Наука, 1976. – 453 с.

Культура русской речи и эффективность общения. — М., 1996.

Морозов В.Э. Заметки о культуре речи и культуре общения. — Русская речь. – 2007. — № 4. – С.33-39. (см. Хрестоматию).

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис, 2005. – 362 с.

Сиротинина О.Б. Основные критерии хорошей речи (см. Хрестоматию).

Нормы современного русского литературного языка

Задание 6. Поставьте ударение в соответствии с нормами литературного языка. Укажите варианты.

Августовский, асбест, афера, блага, баржа, жаворонок, каучук, километр, комбайнер, мастерски, мышление, партер, плесневеть, портфель, ржаветь, творог, усугубить, экскурс, юродивый.

Газопровод, досуг, дремота, знамение, кремень, мусоропровод, пиала, приданое, свёкла, статуя, ходатайство, щавель.

Апокриф, апостроф, бюрократия, диоптрия, иконопись, ломота, мытарство, пасквиль, статус, статут, феерия, феномен.

Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, догмат, жизнеобеспечение, камбала.

Диалог, игрище, кладовая, колосс, недуг, пурпур, ракурс, столяр, узаконение, фарфор, христианин, экслибрис.

Баловать – балую – балует – балованный; звонить – звонит – звонишь – звонят; красивый – красивее – красивейший; начать – начал – начала – начали; ясли – яслей – в яслях.

Импичмент, дефис, саммит, маркетинг, пиццерия, диспансер, некролог, квартал, пуловер, нувориш, генезис, биогенез, феномен, эксперт, каталог.

Задание 7. Прочитайте. Какие трудности произношения наблюдаются в данных словах?

Дерматин, дикобраз, интриган, интриганка, интриганство, инцидент, компрометация, конкурентоспособность, прецедент, стипендиат, юрисконсульт, юриспруденция, будущий, заведующий, констатировать, скомпрометировать, следующий, оплаченный, уплаченный, насмехаться, инаугурация.

Задание 8. Найдите ошибки, квалифицируйте их.

1. Расследуйте анонимное письмо, о результатах сообщите автору.

2. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».

3. Рукоприкладство было совершено портфелем.

4. В холодильнике буфета обнаружена баранья голова, принадлежащая буфетчице Маминой.

5. В результате освидетельствования гр-ну Левдикову причинены легкие телесные повреждения.

6. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.

7. Салайонов ударов не наносил, ногами не пинал.

8. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленным черепом на голове.

9. Козел гражданки Динер травмировал брюки истца.

10. К Воронкову подошли двое лиц с неизвестными лицами.

Задание 9. Образуйте форму род. п. мн.ч. существительных:

1. Область, ведомость, простыня, плоскость, отрасль, мощность, прибыль, ступень, доска, дно, торт, шарф, порт, уголь, торг.

2. Ампер, апельсин, баклажан, баржа, ботинок, валенок, грамм, дупло, комментарий, кочерга, носок, свадьба, помидор, свеча, туфля, яблоко, полотенце, серьга, яблоня, брелок, бюллетень.

3. Башкир, бурят, грузин, армянин, киргиз, монгол, осетин, перс, туркмен, узбек, цыган, викинг, эскимос, якут.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 125 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник: lawsexp.com

 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧𝐥𝐢𝐠𝐚🌈™