Разработайте новую конструкцию входной двери окна портфеля

1. Разъясните ситуацию

За стеной раздался звон.

В комнату ворвался Джон.

Но полу вода бежит,

За окном раскрытым

Мери мертвая лежит

На стекле разбитом.

2. Очень красивая женщина, плохо разбираясь в правилах дорожного движения (у нее даже не было прав на вождение автомобиля), остановилась, на железнодорожном переезде, что строжайше запрещено для всех миллионов транспорта, развернулась и, не обращая внимания на знак одностороннею движения, двинулась в противоположном направлении. Все происходило на глазах полисмена, но он не реагировал на это. Почему?

Метод фокальных объектов (МФО) относится к ассоциативным методам поиска решений. Слово фокальный означает, что объект находится в фокусе вашего внимания.

Суть метода состоит в том, что признаки нескольких случайно им выбранныхобъектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию мышления.

Метод дает хорошие результаты при поиске новых и модификации известных технологий и устройств. Кроме того, он может быть использован для тренировки воображения.

Этапы решения задачи с помощью МФО

1. Анализ условий задачи, определение недостатков исходного объекта.

2. Выбор нескольких случайных предметов, не имеющих отношения к задаче.

3. Определение и запись в таблицу 6—10 признаков случайных предметов.

4. Генерация (выработка) новых технических решений путем соединения признаков случайных предметов с исходным объектом, доработка и анализ полученных решений.

5. Оценка найденных решений и выбор лучшего из них, отвечающего условиям задачи.

Покажем пошаговую реализацию МФО на примере задачи «Выбор объекта и цели его усовершенствования».

1. Совершенствуемый (фокальный) объект — часы. Цель — расширение ассортимента продукции завода для увеличения спроса.

2. Выбор 3—4 произвольных (наугад из словаря, технического журнала, книги) объектов (не обязательно технических). Например, лист, катер, клетка, сетка.

3. Составление списков характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват (включаются не только основные, но и малозначительные признаки), тем лучше (см. таблицу).

4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов (см. таблицу, с. 51).

5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. Рассмотрим ассоциации: часы цветные, нетонущие, складные, самонастраивающиеся. Могут применяться в морских условиях; самонастраиваются на волну спутников связи; могут быть использованы в аварийных ситуациях с целью спасательных работ. Вместе с тем удобны и компактны.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Здесь cерьезно и профессионально могут быть обсуждены и выбраны несколько хороших вариантов решений, имеющих свои достоинства в разных условиях применения.

Фокальный объект, случайно выбранные объектов. Психологическая инерция.

Практическая работа

1. Разработайте новую конструкцию входной двери (окна, портфеля и т.д.) с помощью метода фокальных объектов.

2. В Англии продаются товары для любителей розырышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, так как в горячем они плавятся; зонтики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остается один каркас; авторучки с чернилами, которыми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают.

Предложите свою техническую шутку. Помните, что ома должна быть не злой, не пугающей, а, наоборот, вызывающей улыбку и создающей хорошее настроение.

Вопросы:

1 В чем сущность метода фокальных объектов?

2. Каковы преимущества и недостатки метода фокальных объектов по сравнению с методом ассоциаций?

3. Назовите основные этапы решения творческих задач методом фокальных объектов.

• При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор — застрявший, ветер — завывающий, лампочка — вспыхнувшая, забор — грязный, покосившийся, кошка — голодная, цветок — дырявый.

• Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования — это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.

• Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект — будильник, то надо выписать ВСЕ варианты — голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут.

Метод фокальных объектов включает следующие процедуры:

1. определение фокуса ключевого слова (выражения), которое содержит сущность проблемы. Если проблема состоит в поиске новых функций (свойств) технического объекта, фокусом может быть его наименование (например, телевизор, карандаш и др.);

2. выбор случайных имен существительных. При этом проще эти имена случайным образом заимствовать из книг, газет и т. д. Рекомендуется использовать слова, не связанные напрямую с объектом проектирования (например, пластмасса, лампа, космос, волнение и т.д.);

• определение признаков имен существительных из п. 2. в виде имен прилагательных (например, пластмасса — стареющая, легкая; лампа — ультрафиолетовая, люминесцентная; космос — безграничный, вечный). Поскольку целью п. 3 является получение случайных имен прилагательных, то их можно добавлять, "заимствуя" у объектов, не вошедших в п. 2 (например, вкусный, мокрый и т.п.). При этом рекомендуется использовать слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.

3. связывание прилагательных из п. 3 с фокусом из п.1 и поиск по аналогии ассоциативных решений конкретной проблемы (напр., стареющий телевизор — телевизор, меняющий во времени цвет передачи; ультрафиолетовый телевизор — телевизор, который облучает людей ультрафиолетовыми лучами, когда они смотрят передачу);

4. оценка полученных решений с точки зрения новизны и возможности реализации.

Метод фокальных объектов имеет и ряд модификаций:

– вместо прилагательных (п. 3) случайным образом выбираются имена существительные, которые связываются с фокусом (напр., телевизор — стол; телевизор — шариковая ручка);

– вместо прилагательных случайным образом выбираются глаголы (например, рисовать, писать, хранить и т.д.).

Таким образом, метод фокальных объектов базируется на установлении ассоциативным путем, прежде всего, связей между фокусом и случайным словом, которое может определять свойства, назначение или структуру системы или объекта.

Читайте также:Сопроводительное письмо в прокуратуру с документами образец

Можно расширить метод, если использовать остальные части речи: числительное, местоимение, наречие, предлог, союз, междометие и частица (например, числительное – три телевизора; местоимение – наш телевизор).

Не исключено, что некоторые существующие технические объекты обязаны своим созданием методу фокальных объектов: музыкальная свеча, музыкальный стакан, ароматный будильник, корабль-театр, цилиндрический дом и др.

Метод фокальных объектов может быть полезен и как средство для тренировки и развития фантазии и ассоциативного мышления. Существует ряд компьютерных программ, поддерживающих процедуры случайного ассоциативного поиска для метода фокальных объектов.

Пример 1:

Необходимо найти новую нишу на рынке мочалок для душа. Чтобы решить эту задачу мы можем пойти двумя путями:

· Первый, это усовершенствовать те мочалки, которые уже есть на рынке,

· второе, это создать новый уникальный продукт взамен мочалки, но сохраняющий ее главную полезную функцию.

Решение задачи о «Мочалке» методом фокальный объектов:

1. Выбираем совершенствуемый объект или явление (прототип, помещаемый в "фокус" — фокальный объект) и цель изменения; Для нас это Мочалка, нужно чтобы мочалка. Необходимо найти новые возможности ее выпуска на рынок.

2. Выбираем несколько случайных объектов (3-5). Например: стул, пароход, расческа, звезда, клубника.

3. Составляем для каждого случайного объекта перечень возможных признаков и свойств.

Таблица 1. Объекты и их свойства.

Стул Пароход Расческа Звезда Клубника
Жесткий С трубой С ворсинками Блестящая Необычная по форме
Кожаный Большой Массажная Яркая С хвостиком
Деревянный Пустой внутри С ручкой Пятиконечная Сладкая
С механизмом С якорем Пластмассовая Морская Сочная

4. Генерируем идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.

А) Мочалка пропитанная гелем (сочная) и в форме клубники (необычная по форме)

Б) Мочалка с ворсинками и с ручкой (для удобства мыть спину)

В) Большая мочалка, с механизмом (мочалка по высоте душевой кабинки, которая крутится и моет вас)

5. Оцениваем полученные идеи и отбираем полезные решения.

Пример 2:

1)Объект – кастрюля (фокальный объект). Цель — расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.

2)Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета.

3)Признаки случайных объектов:

Дерево – высокое, зеленое, голое, срубленное, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.

Лампа – электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.

Кошка – живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.

Сигарета – дымящаяся, вредная, с фильтром, с опиумом, смятая, брошенная, отсыревшая, горящая.

4)Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки:

нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля; сигареты: дымящаяся кастрюля, кастрюля с фильтром.

5) Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями — кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой; разбитая кастрюля — кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд; нюхающая кастрюля — кастрюля с индикатором, определяющим подгорание пищи; мяукающая кастрюля — подающая сигнал об окончании варки и т.д.

Пример 3:

1)Совершенствуемый объект — фонарик.

2)Случайные объекты — очки, валенок, парашют.

3)Характерные свойства или признаки случайных объектов Очки: солнечные, защитные, модные.

Валенки: теплые, мягкие, деревенские.

Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

4)Новые сочетания

Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.

Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.

Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

5)Развиваем полученные идеи:

Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.

Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.

Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Практическая работа

1.Разработайте новую конструкцию входной двери (окна, портфеля, компьютера и т.д.) с помощью метода фокальных объектов.

2.В Англии продаются товары для любителей розыгрышей: чайные ложки, которыми можно помешивать лишь холодный чай, так как в горячем они плавятся; зонтики с верхом, тающим под струями первого дождя, так что остается один каркас; авторучки с чернилами, которыми можно «неосторожно» обрызгать костюм или платье, но через несколько минут пятна полностью исчезают.

Предложите свою техническую шутку. Помните, что она должна быть не злой, не пугающей, а, наоборот, вызывающей улыбку и создающей хорошее настроение.

ПРИЛОЖЕНИЕ к занятию 1.

Примечание:во всех интерактивных заданияхстуденты делятся на подгруппы (по 4-5 чел) проводим упражнение. После работы в подгруппе по заданию и генерации вариантов решений задач, группы по очереди представляют свои решения.

Разминки:

Упражнение «Назови число»

Описание упражнения.

Каждый из участников, поочередно выступая в роли водящего, называет любое число от 1 до числа, равного количеству участников в группе. Должно одновременно встать столько человек, какое число названо. Если это удалось, то водящим становится следующий участник, если не удалось — прежний водящий называет новые числа до тех пор, пока задание не будет выполнено.

Содержание практических занятий

Практическая работа № 1

Понятие творчества и развитие творческих способностей

1. Переведите на понятный язык отрывок из шуточно­
го стихотворения Льюиса Кэрролла:

Варкалось. Хливкие шорьки

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

2. Попытайтесь определить самостоятельно особенно­сти и результаты художественного и научного творчества. В чем сложность оценки результатов творчества?

3. Выскажите свое понимание творчества и действий, составляющих творческий процесс.

Тесты на изучение креативности (способности к творчеству)

Показатели креативности, используемые в тестах:

а) продуктивность (легкость или «беглость» генериро­вания идей, сюжетов, ассоциаций в заданиях открытого
типа, в которых можно давать множество различных отве­тов) — измеряется общим числом сюжетов, идей разных
категорий;

б) гибкость — измеряется числом сюжетов, идей раз­ных категорий, взглядов на проблему;

в) оригинальность — определяется числом редко встре­чающихся ответов; например, критерием отнесения ответа
к оригинальному может быть ответ, встречающийся не
более чем у двух участников в группе из 10 человек.

Незавершенные фигуры (тест Торренса)

Инструкция. Дорисуйте следующие фигуры (рис. 1) до целой картинки, придумайте и напишите названия. Мож­но нарисовать несколько картинок по каждой фигуре.

Читайте также:Старшеклассник под руководством учителя обществознания осуществляет

Решение необычных ситуаций (тест Торренса)

Придумайте и предложите письменно решение не­обычных ситуаций.

1. Что будет на Земле, если все люди станут легкими как пушинки?

2. Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будете делать?

3. На Землю высадилось несколько тысяч иноплане­тян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпри­мете?

Сравните оригинальность и объем всех ответов.

Рассказ по картинке (тест Торренса)

Инструкция. Для проведения данного теста необходимо сформи­ровать группу из нескольких человек. Каждый берет себе по одной картин­ке и пробует рассказать о настоящем и будущем того предмета или чело­века, которые на ней изображены (рис. 2).

Сравните оригинальность и объ­ем рассказа, т. е. силу и продуктив­ность творческого воображения.

Методика «Четыре скрепки» (тест )

Инструкция. Вам даны 4 скрепки (рис. 3). Попытайтесь, пожалуйста, со­ставить из них различные фигуры, сюже­ты. На листе бумаги зарисуйте (условно) каждую фигуру и подпишите ее приду­манным вами названием. Общее время работы — 7 минут.

Определяются такие качества ума, как продуктивность, гибкость (важно учитывать, что, например, все составленные буквы относятся только к одному типу), ориги­нальность. Если вам удалось составить более 20 сюжетов 10 различных типов, если среди них обнаружено несколь­ко оригинальных фигур, то можно считать, что у вас хоро­шее образное воображение.

Методика «Девять точек» (тест )

Провести, не отрывая руки от листа, через все 9 точек 4 прямых отрезка (рис. 4). Не проводить дваж­ды по одной линии!

Все записывают решения на своих листах бумаги и пытаются ре­шить задачу, не советуясь друг с другом. Через 7 минут можно прочитать подсказку. Хороший показатель интеллектуальной активности — если вы отказались от подсказок и не берете задачу для решения на дом. Лучший показатель креативности — са­мостоятельное решение этой задачи.

Тест-опросник Г. Дэвиса

1. Я думаю, что я аккуратен(тна).

2. Мне интересно знать, что делается в других классах школы.

3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родите­лями, а не один (одна).

4. Я люблю быть лучше всех в чем-либо.

5. Если у меня есть сладости, то редко делюсь ими с кем-то еще.

6. Я очень переживаю, если работа, которую делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.

7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

8. В детстве я не был(а) заводилой среди сверстников.

9. Я иногда поступаю по-детски.

10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничто не может меня остановить.

11. Я предпочитаю работать с другими и не могу рабо­тать один (одна).

12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоя­щему хорошо.

13. Если даже я уверен (а), что прав(а), стараюсь ме­нять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

15. Я часто скучаю.

16. Я достигну известности, когда вырасту.

17. Я люблю смотреть на красивые вещи.

18. Я предпочитаю знакомые игры новым.

19. Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

21. Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.

Ключ к опроснику

Креативность — в случае ответов (+) по вопросам: 2,4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (—) по вопро­сам: 1,3,5, 11, 13, 14,15, 18,20,21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креа­тивность.

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Нужно помнить, что это еще нереализованные, «дремлющие» способности.

1 — отношение к беспорядку;

2 — интерес к окружающему;

3 — готовность к риску, к неожиданному;

4 — желание выделиться;

5 — альтруизм или эгоизм;

6 — недовольство собой (самооценка);

7 — наличие любознательности;

10 — инициатива, сила воли;

11 — индивидуализм или коллективизм (интроверт
или экстраверт);

13 — независимость (или зависимость) от других;

14 — боязнь ошибки;

15 — наличие (или отсутствие увлечений);

16 — жизненная установка;

17 — чувство красоты;

18 — стремление к новизне;

19 — рефлексия, способность к анализу;

20 — азартность или осмотрительность;

21— исследовательская активность.

Практическая работа № 2

Метод мозговой атаки

Решите предложенные или другие, поставленные учителем проблемы методом МА. Для этого с помощью тестов выделите группы генераторов идей и аналитиков (по 6—8 человек).

Тесты для отбора в группу генераторов идей

Тест на оригинальность

Вдалеке от всех космических трасс лежала маленькая угасающая звездная система. Но вот возникла потреб­ность в создании новой трассы, проходящей через эту сис­тему. Для создания космической базы на единственную планету этой системы был послан автоматический развед­чик. Видеокамеры показали мрачный безжизненный ландшафт. На каменистой поверхности беспорядочно раз­бросаны овальные камешки, сглаженные частыми урага­нами. Во время начавшегося урагана связь с разведчиком пропадает. На планету высылается пилотируемый транс­портный корабль с модулем станции. На корабле также имеется научно-исследовательская лаборатория для подробного изучения планеты. Посадка прошла благо­получно. Недалеко были обнаружены резиновые амор­тизаторы и керамические фрагменты двигателей и электроники — остатки автоматического разведчика. Экипаж начинает запланированную работу, когда орби­тальный метеозонд сообщает о надвигающемся урага­не. Во время урагана связь с Землей нарушается. На Земле в центре космических исследований начинают вол­новаться. В это время связь возобновляется на несколько секунд, и капитан корабля успевает лишь прокричать:

«Никогда не приземляйтесь на эту планету, не изучив ис­торию ее. Больше корабль на связь не выходил. »

Предложите окончание этого рассказа (или перечис­лите всевозможные последствия данной ситуации).

Тесты на семантическую (понятийную) гибкость

• Дано пять объектов: авторучка, огурец, шарик, кар­манные часы, лампочка, но только с помощью одного из
них можно разжечь огонь. Как?

• Даны два предмета: ручка и палочка. Необходимо
соединить их так, чтобы получился полезный третий пред­мет.

Пояснение: семантический — здесь: устанавливающий отношения между словом и понятием.

Тест на образную адаптивную гибкость

Читайте также:Целитель алексей анатольевич на титова волгоград отзывы

Из шести целых спичек сложите 4 равносторонних треугольника, при этом каждая сторона должна равняться длине спички.

Пояснение: адаптивный — здесь: приспосабливаю­щийся к разным условиям.

Тест на семантическую спонтанную гибкость

• Предложить всевозможные способы применения обычных вещей: ластик, ручка, ложка, банка и пр.

• Перечислить как можно больше объектов, принад­лежащих к классу канцелярских принадлежностей, к сто­ловой посуде.

Пояснение: спонтанный — здесь: внутренне подготов­ленный к ответу без раздумий.

Тесты для отбора в группу аналитиков

• Человек наклонился над водой и рассматривает свое
отражение.

Задайте по этой картине как можно больше вопросов.

Придумайте как можно больше причин этого события.

Перечислите все его возможные последствия.

• Предложите способы изменения (модернизации)
игрушек: куклы Барби, солдатиков.

• Задайте как можно больше вопросов о радио (или
другом предмете).

• Представьте, что к облакам привязаны веревки,
спускающиеся до земли. Что из этого может получиться?

Задачи для группы генераторов идей.

1. Служащие в новом здании фирмы стали все чаще жаловаться на плохую работу лифтов, особенно в часы пик: долгое утомительное ожидание, нарастающее раздражение. Перед руководством фирмы встала проблема – либо увеличить число лифтов, либо заменить лифты на скоростные, либо установить компьютерный центр, который следил бы за работой лифтов. Все это было слишком дорого, поэтому пригласили консультантов по творческому решению задач. Как разрешить эту проблему простыми средствами?

2. Предложите как можно больше различных способов крепления на классной доска схем, выполненных на плотной бумаге.

3. В стоге сена надо найти иголку. Предложите свой способ поиска.

4. Для спасения летчика, спустившегося на парашюте в море, разработан специальный надувной плотик. Плотик имеет герметичный отсек для запаса питьевой воды, застегивающийся на водонепроницаемую молнию. Плотик практически непотопляем при любом шторме. Однако при испытаниях у плотика выявился существенный недостаток: во время шторма он переворачивался. Как устранить этот недостаток? Увеличить вес можно не более чем на 3 — 5 кг.

Практическая работа № 3.

Метод контрольных вопросов.

1. В одном проектном институте был несгораемый шкаф с чрезвычайно важными секретными чертежами. Не надеясь на обычный замок, инженеры решили сконструи­ровать для шкафа замок новой конструкции, который дол­жен охранять содержимое даже в следующих случаях:

• если кто-нибудь применит самую усовершенство­ванную отмычку;

• если ключ подменят, украдут или сделают слепок;

• если забылся секрет замка, например шифр;

• если кто-нибудь из сотрудников без ведома началь­ника захочет самовольно взять чертежи.

Предложите идею такого замка.

2. Известны способы сигнализации о пожаре в произ­водственных помещениях в виде подачи звуковых сигна­лов. Но в крупных цехах с высоким уровнем шума и свето­выми бликами от электросварки звуковой сигнал может быть не услышан, а световой — не увиден. Предложите надежный способ сигнализации (обесточивать нельзя!).

3. Железорудный концентрат, перевозимый на судах с несанкционированными трюмами, даже при незначитель­ной качке ведет себя как жидкость. Такая масса при кренах перетекает от одного борта к другому, создавая угрозу пе­реворачивания. Предложите варианты устранения этого недостатка.

4. Попробуйте воспользоваться списком контрольных вопросов Т. Эйлоарта при создании приспособления: для подвески ручной сумки (например, в транспорте); для соз­дания приспособления для сверления отверстий под углом к поверхности

Практическая работа № 4

Метод обратной мозговой атаки

1. Одна из зарубежных фирм, выпускавшая ножи для
очистки картофеля, начала испытывать трудности со сбы­том продукции. Ножи делались из прочной стали, были
красивыми, с удобной пластмассовой ручкой и быстро за­воевывали популярность. Но через несколько лет спрос
резко упал: ножи не ломались, медленно стачивались, а
значит, домохозяйкам новые ножи не требовались. Фир­ма, не желая терпеть убытки, обратилась к специалистам
по творческому решению задач: как повысить спрос на
эти ножи, не снижая качества и без затрат на дополни­тельную рекламу? Предложите свой способ решения,
желательно — бесплатный.

2. Существуют на производстве большие механиче­ские ножи, под которые подкладывают разные материалы, а затем нажатием рукоятки включают привод, опускаю­щий нож. Беда, если рабочий зазевается или поправит ру­кой материал во время опускания ножа! Конечно, рабочий знает, что этого делать нельзя, но, если он работает 10 лет и каждые 2 минуты включает нож, неужели он ни разу не ошибется? Чтобы избежать травмы, в конструкцию маши­ны вводят штанги, отталкивающие руку, или опускающие­ся решетки. Но согласитесь, что получить удар железной штангой или решеткой по руке тоже неприятно. Нет ли лучшего решения?

3. Деловая игра. В учебных мастерских школ ребята изготавливают различные изделия. Выберите ка­кие-то конкретные изделия (лучше, если они изготавлива­ются для реализации) и с помощью метода обратной МА исследуйте их с целью совершенствования, улучшения экс­плуатационных качеств, дизайнерской проработки и т. д.

Практическая работа № 5

1. Конкурс «Генераторы идей».

• Класс разделяется на группы по 4—5 человек. Каж­дая группа в течение 5 минут должна придумать и записать
наибольшее число символических аналогий (метафор)
для одного из предметов (доска, часы, книга, карта, окно).

• Каждая группа в течение 5—7 минут должна найти
и записать наибольшее число примеров использования в
технике аналогии.

2. Задача «Балласт».

В условиях Сибири железнодорожная насыпь уклады­вается на грунт с вечной мерзлотой, который оттаивает ле­том сверху на 40—50 см. Во время осенних дождей насыпь полностью пропитывается влагой. В европейской части страны, где нет вечной мерзлоты, большая часть влаги из насыпи уходит в грунт, в насыпи остается лишь незначи­тельная часть влаги. В Сибири же влаге уходить некуда, и она остается в насыпи. Зимой, с наступлением морозов, влага замерзает, расширяется в объеме и вспучивает желез­нодорожное полотно. Нарушается нормальное функцио­нирование железной дороги. Как быть?

Ответ найдите с помощью приема «личная аналогия» (представьте себя грунтом насыпи).

4. Дано несколько предметов: карандаш, утюг, стул,
электрическая плитка, кафель. Составьте список функций,
которые эти предметы выполняют. Против каждой функ­ции в составленном списке впишите предметы (аналоги),
выполняющие такие же функции. Например (см. таблицу):

Источник: lawsexp.com

 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧𝐥𝐢𝐠𝐚🌈™