Специалист по социальной работе квалификационные требования

Содержание

  1. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения
  2. Рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения
  3. Социальный работник
  4. Специалист по социальной работе
  5. Обзор документа
  6. Вопрос-ответ по теме
  7. Вопрос
  8. Ответ
  9. Популярные вопросы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

В целях оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)", предусмотренных приказом Минтруда России от 18 января 2013 года N 21 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения.

Приложение: на 4 листах.

А.В. Вовченко

Рекомендации
для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

Социальный работник

Должностные обязанности. Выявляет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке; информирует их о видах услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания. Осуществляет социальный патронаж (социальное сопровождение) обслуживаемой категории населения, в том числе: обеспечивает доставку на дом продуктов питания, горячих обедов, медикаментов по рецептам врача, промышленных товаров первой необходимости и других необходимых товаров; помогает поддержанию обслуживаемыми личной гигиены; оказывает помощь в приготовлении пищи; производит оплату коммунальных услуг и других услуг; оказывает содействие в уборке помещений. Сдает вещи в ремонт, химчистку, прачечную. Организует ремонт жилого помещения. Осуществляет обработку приусадебного участка. Организует обеспечение обслуживаемых топливом. Оказывает содействие в получении консультативно-информационных и правовых услуг, в том числе, по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления мер социальной поддержки и других социальных выплат. Проводит разъяснительную работу по обеспечению безопасности обслуживаемых клиентов. Осуществляет проверку правильности предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий. Оказывает содействие в проведении медико-социальной экспертизы, оформлении ИПР, в получении технических средств реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий. Оказывает содействие в предоставлении услуг "Социального такси" или другими транспортными службами. Обеспечивает качество предоставляемых социальных услуг. Оказывает первичную медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов. Оказывает первичную психотерапевтическую помощь. Сопровождает обслуживаемых в лечебные учреждения, посещает их при помещении в больницу. Имеет постоянные контакты с лечащим врачом обслуживаемых. Вызывает врача на дом. Оказывает содействие в поддержании контактов с родными, близкими. Помогает в написании писем и заявлений, в ознакомлении с печатными изданиями. Обеспечивает в целях наиболее эффективного оказания услуг клиентам взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, органами занятости, полицией и др. Организует оказание ритуальных услуг. Оказывает платные социальные услуги.

Соблюдает правила внутреннего распорядка, порядок работы со служебной информацией, правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности. Обеспечивает конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений об обслуживаемых клиентах.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации, на территории которого находится учреждение социального обслуживания, в котором работает социальный работник, и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов социальной защиты населения, основные положения законодательства об охране здоровья граждан, основные положения трудового законодательства, основные положения пенсионного законодательства, основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов; порядок установления групп, причин и сроков инвалидности; нормативные правовые акты, регламентирующие организацию социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, современные формы и методы социального обслуживания на дому; нормативные правовые акты, регламентирующие организации ведения домашнего хозяйства, санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях; основные приемы и методы оказания неотложной доврачебной помощи; основы психологии лиц старшего возраста; основы психологии профессионального общения, правила этики поведения; правила внутреннего трудового распорядка; правила охраны труда и пожарной безопасности; теорию и практику работы на компьютере.

Требования к квалификации:

начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Специалист по социальной работе

Должностные обязанности. Выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории.

Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

Читайте также:Приказы по административно хозяйственной деятельности примеры

Обзор документа

Приведены рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций соцобслуживания населения.

Они предназначены для разработки планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 гг.)".

Рекомендации касаются соцработников и специалистов по социальной работе. Указаны их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации.

Дополнить Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих квалификационной характеристикой "Специалист по социальной работе", изложив ее в следующей редакции:

Специалист по социальной работе

Должностные обязанности. Выявляет на предприятии (в объединении, организации, учреждении), в курируемом микрорайоне (округе) семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту. Содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению. Проводит среди населения работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-транспортного травматизма, правонарушений. Оказывает помощь в семейном воспитании, лицам, испытывающим негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы, работы, трудоустройстве несовершеннолетним, заключении трудовых договоров о работе по дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам. Проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними с асоциальным поведением. Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и лечебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Представляет в соответствующие органы материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления, опеки, попечительства. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.п. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, нормативные и другие руководящие материалы по социальной защите населения; психологию; социологию; специфику работы в различной социальной среде; основы общей и семейной педагогики; формы и методы воспитательной работы и просвещения; нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, права несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов; основы уголовного и гражданского права; порядок и организацию установления опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения; организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни; национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции региона; нормы и правила дорожного движения, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы.

Специалист по социальной работе высшей категории: высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе I категории не менее 3 лет.

Специалист по социальной работе I категории: высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе II категории не менее 3 лет.

Специалист по социальной работе II категории: высшее образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 3 лет.

Специалист по социальной работе: высшее образование без предъявления требований к стажу работы и наличие сертификата специалиста по социальной работе или среднее специальное образование, наличие сертификата специалиста по социальной работе и стаж работы в учебно-воспитательных, медицинских учреждениях или органах социальной защиты не менее 5 лет.

Приложение 2
к постановлению Госкомтруда СССР
от 23 апреля 1991 г. N 92

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Каким должно быть образование у специалиста по социальной работе профильным или любым высшим или средним профессиональным если учитывать профстандарт? Пример: работник имеет высшее образование, специальность учитель физики, должен ли он пройти переподготовку?

Ответ

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

За что ГИТ будет штрафовать кадровиков.

Возможные наименования должностей Специалист по социальной работе
Требования к образованию и обучению Высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе Отсутствие медицинских противопоказаний*(3).

В стандарте не указано на то, что образование должно быть профильным. То есть это может быть любое высшее образование. И, следую указанной выше формулировке, в таком случае переподготовка не нужна.

При этом отметим, что требования к образованию в данном стандарте сформулированы не совсем корректно.

Так, согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016) дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, — в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, — в области кадастровой деятельности.

Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Читайте также:Реорганизация детского сада путем присоединения к школе

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов. (Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам")

Популярные вопросы

То есть ситуация, когда гражданин получает доп. образование по программе профессиональной переподготовке при отсутствии высшего и (или) среднего профессионального образования в принципе невозможна.

В связи с чем, а также во избежание возможных претензий проверяющих органов, повышения профессионального уровня, грамотности самого работника мы все же настоятельно рекомендуем отправить сотрудника на переподготовку в соответствие с профилем деятельности.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В отличие от применяемых сегодня ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции, отвечающей реалиям современного бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты идут на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент утратили свою актуальность и уже не могут в полной мере отвечать современным требованиям бизнеса и реальным условиям рынка труда.

Современный профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции, содержащие перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения данной трудовой функции. В зависимости от наличия соответствующих знаний и умений, а значит, и возможности выполнять ту или иную функцию определяется и уровень квалификации работника.

В результате работодатели смогут широко применять профессиональные стандарты в следующих целях:

  • формирования кадровой политики и управления персоналом, в том числе определения трудовой функции работника для ее фиксирования в трудовом договоре или должностной инструкции;
  • организации обучения и аттестации работников в качестве ориентира и проверки наличия у работников знаний и навыков работы, необходимых современному специалисту;
  • тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также установления систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Помимо прочего, профстандарты будут применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б», «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.

При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:

  • повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
  • снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
  • легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
  • эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.

Работникам же внедрение профстандартов позволит:

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
  • более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
  • планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
  • получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.

Внимание: 2 мая 2015 года был опубликован Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, согласно закону, с 1 июля 2016 года работодатели обязаны будут применять профстандарты, только если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. В остальных случаях, когда обязательность применения содержащихся в профстандартах квалификационных характеристик не установлена, применять профстандарты будут в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников.

Читайте также:Установка тревожной кнопки в образовательном учреждении

Кроме того, формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции будут осуществлять на основе соответствующих профессиональных стандартов при их наличии.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, установит Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Как происходит разработка профессиональных стандартов

Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которая будет реализована постепенно. В планах на ближайшие три года утверждение порядка 800 стандартов по самым разным направлениям. В настоящее время большинство стандартов находятся в стадии разработки. В то же время в числе первых утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в таблице.

Разработка стандартов происходит в соответствии с утвержденными планами. Среди них:

  • план разработки профессиональных стандартов на 2014–2016 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р;
  • план-график подготовки профессиональных стандартов в 2013–2014 годах, утвержденный приказом Минтруда России от 30 ноября 2012 г. № 565.

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу prof.standart@niitss.ru (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

На это указывает пункт 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения приведены на сайте Минтруда России.

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23.

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200.

Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов

До введения профессиональных стандартов и признания ныне действующих квалификационных справочников утратившими силу обязанность менять должностные инструкции не возникает.

В настоящее время профессиональные стандарты только разрабатывают. Перечень утвержденных стандартов приведен в таблице. Их массовое применение и использование начнется не ранее 2015 года, а возможно, даже позже.

После того как основные профстандарты разработают и утвердят, будет сформирован новый классификатор профессий, разделенный для конкретных отраслей, областей профессиональной деятельности. Планируется, что после этого ныне действующий квалификационный справочник будет отменен, и вот тогда уже, вероятно, потребуются отдельные изменения в должностных инструкциях работников.

Вместе с тем уже сейчас организации, принимая новых работников на должности, по которым профессиональные стандарты утверждены, при необходимости могут пересматривать должностные инструкции и включать в них навыки, знания и умения из новых профстандартов. Однако в настоящее время это является именно правом, а не обязанностью организации.

Источник: lawsexp.com

 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧𝐥𝐢𝐠𝐚🌈™