Учебная нагрузка в образовательном учреждении определяется

Содержание

  1. Время начало и окончания занятий (пункт 10.4.)
  2. Учебная нагрузка (пункт 10.6. и 10.11)
  3. Расписание уроков (пункт 10.6. и 10.8.)
  4. Продолжительность урока (пункт 10.9.)
  5. Особенности обучения первоклассников (пункт 10.10.)
  6. Перемены (пункт 10.12. и 10.13.)
  7. Статьи по теме
  8. Понятие учебной нагрузки в образовательном учреждении
  9. Распределение учебной нагрузки педагога
  10. Учебная нагрузка в образовательном учреждении: учителя и преподаватели
  11. Учебная нагрузка педагогов, находящихся в отпуске по уходу за ребенком
  12. Учебная нагрузка педагога и режим рабочего времени
  13. Учебная нагрузка педагога и длительность рабочего дня перед праздничными и выходными днями

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» режим учебных занятий учащихся определяется локальными нормативными актами (как правило, это устав и правила внутреннего распорядка школы, а также учебный план). Возможность ознакомления с данными документами должна быть обеспечена образовательной организацией для учащихся, их родителей (законных представителей) (статья 28 указанного закона). Соблюдение режима учебного дня является обязательным как для образовательной организации, так и для родителей (статьи 41 и 44 указанного закона).

Время начало и окончания занятий (пункт 10.4.)

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

Учебная нагрузка (пункт 10.6. и 10.11)

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

  • для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 5 — 7 классов — не более 7 уроков;
  • для обучающихся 8 — 11 классов — не более 8 уроков.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей

Максимально допустимая недельная нагрузка

в академических часах

при 6-дневной неделе,

при 5-дневной неделе,

Организация профильного обучения в 10 — 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

  • для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4 классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 — 6 классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 — 11 классов — не более 7 уроков.

Расписание уроков (пункт 10.6. и 10.8.)

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 — 4 классов — 2 — 3 уроках; для обучающихся 5 — 11-х классов — на 2 — 4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4 уроках.

Продолжительность урока (пункт 10.9.)

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 — 80%.

Особенности обучения первоклассников (пункт 10.10.)

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока в день по 40 минут каждый).
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:

  • полдника и прогулок для всех учащихся;
  • полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения.

Перемены (пункт 10.12. и 10.13.)

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Читайте также:Операция по удалению катаракты бесплатно для пенсионеров

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

Статьи по теме

Приказ № 1601 фиксирует порядок закрепления учебной нагрузки педагога , которая прописана в трудовом договоре (далее — Порядок) и регламентирует порядок внесения изменений в верхний предел нагрузки. Учебная нагрузка в образовательном учреждении устанавливается до начала спортивного сезона или учебного года локальным нормативным актом, ориентируясь на педагогов, которые выполняют учебную и педагогическую деятельность. Объем работы прописывается в трудовом договоре .

Понятие учебной нагрузки в образовательном учреждении

Учебная нагрузка — количественная составляющая трудовой деятельности учителя, преподавателя, педагога и старшего педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя и старшего тренера-преподавателя, поэтому ее объем является обязательной составляющей трудового договора и вытекающими правовыми аспектами.

Пунктами 1.5 и 1.6 Порядка установлены ограничения на снижение объема учебной нагрузки в образовательном учреждении по инициативе работодателя. Объем работы по инициативе работодателя может быть сокращен только в том случае, когда соответственно сокращается число классов, занимающихся групп, учащихся, количества часов по учебным планам и графикам. Снижение объема работы может влиять на размер заработной платы, но работодатель обязан уведомить об этом не позднее чем за два месяца.

Распределение учебной нагрузки педагога

Учебная нагрузка педагогического рабтника на будущий год определяется перед тем, как он уходит в отпуск. Это нужно сделать не только для того, чтобы сотрудник понимал объем работы на новый учебный год, но также для того, чтобы своевременно уведомить его о снижении нагрузки согласно п. 1.6 Порядка.

Если не соблюдать эти условия, то после окончания отпуска педработников, работодателю придется на протяжении двух месяцев сохранять им прежний размер заработной платы (то есть в течение того срока, за который должен был предупредить работника об изменении условий трудового договора и объема работы).

Учебная нагрузка в образовательном учреждении: учителя и преподаватели

Учебная нагрузка учителей рассчитывается, опираясь на количество часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения ОО и не ограничивается верхним пределом. Преподавателям ОО, которые выполняют образовательную деятельность в области физической культуры и спорта, искусств нагрузки рассчитывается аналогичным образом. Те учителя, которые не могут получить учебную нагрузку педагога в том объеме, который соответствует норме часов работы преподавателя, должны получать гарантированную ставку заработной платы в полном объеме при условии, что они будут иметь догрузку иной педагогической работой (однако формы догрузки не определены в Приказе № 1601). Выплата ставки заработной платы в полном размере на указанных условиях гарантируется учителям, указанным в п. 2.2 Порядка.

Работодатель вправе лично определять вид догрузки, опираясь на п. 2.5 Положения № 69. Чтобы сохранить полную ставку, например, учителям начальных классов предлагается работа в группе продленного дня (далее — ГПД). Важно, что работа в счет догрузки не должна превышать количество рабочих часов в неделю не достающих до 18, независимо от того, за какую норму часов педагогической работы в неделю устанавливается ставка заработной платы воспитателям ГПД.

Вычисления догрузки в этом случае предельно просты. Учитель младших классов, который не преподает отдельные предметы и имеет учебную нагрузку педагога в неделю 16, 14 или менее часов, вправе получить от работодателя догрузку педагогической работы соответственно на 2, 4 или более часов в неделю (или иного количества, не достающего до 18) для получения полной ставки заработной платы. Если учитель начальных классов, которые в качестве догрузки взяли работу воспитателя ГПД и выполняют ее в объеме, который превышает необходимое количество часов, тогда отработанное время подлежит оплате согласно должности воспитателя ГПД на условиях, установленных нормативными актами, имея в виду, что ставка заработной платы воспитателей в ГПД устанавливается за 30 ч в неделю.

Если сотрудник выполняет в одной образовательной организации педагогическую работу на разных должностях, это нельзя считать совместительством, а потому необходимо дополнительно оплачивать, согласно п. 2 постановления Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры». Если же педагогическая работа выполняется в одноименных должностях, тогда она считается педработой сверх нормы часов, а не совместительством, а потому оплачивается пропорционально объему педработы, согласно положению прим. 4 п. 1 к Приказу № 1601.

При этом гарантировано сохраняется заработная плата в заданном размере, если в течение учебного года по независящим от них причинам был снижен объем работы по сравнению в запланированной нагрузкой за начало года. Изменения применяются после того, как истечет двухмесячный срок, в который работодатель письменно уведомил учителей о снижении нагрузки, указывая причины, спровоцировавшие подобные изменения, согласно п. 1.5 Порядка.

Согласно гл. III Порядка определение учебной нагрузки педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования и учебной (тренировочной) нагрузки тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей и ее изменение выполняется, учитывая специфику выполнения дополнительных общеобразовательных программ в области искусств, физической культуры и спорта, программ спортивной подготовки применительно к положениям гл. II Порядка, если имеются схожие основания для их применения.

Читайте также:Ходатайство о передачи автомобиля на ответственное хранение

Учебная нагрузка педагогов, находящихся в отпуске по уходу за ребенком

Приказом № 1601 впервые на федеральном уровне регламентирован ход определения рабочей нагрузки учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей, которые пребывают в отпуске по отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Названная категория специалистов получает рабочую нагрузку на общих основаниях, включая тех, для кого образовательная организация является основным местом работы, для них сохраняется объем работы и преемственность преподавания предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах (классах-комплектах), группах, исключая случаи, предусмотренные п. 1.7 Порядка.

Сохранения необходимого объема работы и преемственность преподавания достигается за счет предоставления учителям и преподавателям выпускных групп и классов нагрузки в классах и группах, в которых только начинается изучение преподаваемых ними дисциплин, курсов, предметов. После расчета рабочей нагрузки учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям, которые пребывают в отпуске по уходу за ребенком, объем работ на указанный период (до достижения ребенком возраста трех лет) распределяется между другими педработниками. После выхода работника из отпуска или приеме сотрудника на постоянной основе, педработники, которые выполняли определенные задачи временно, прекращают их выполнение.

Определение и изменение учебной нагрузки лиц, замещающих должности педагогических работников по совместительству, а также путем замещения таких должностей наряду с работой, определенной трудовым договором (в т. ч. руководителями ОО, их заместителями, другими работниками наряду со своей основной работой), осуществляется в порядке, предусмотренном гл. I-IV и VI Порядка.

Особое внимание следует обратить на п. 5.4 Порядка, в котором урегулирован вопрос по оформлению выполнения учебной нагрузки лицами, выполняющими такую работу наряду с работой, определенной трудовым договором, т. е. наряду с работой в должности руководителя, заместителя руководителя, педагога-психолога и т. д.

Оформление выполнения работы в указанных случаях осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты.

Учебная нагрузка педагога и режим рабочего времени

Длительность рабочего дня и норм часов педработника регулируется Приказом № 1601 и Положением № 69. Наличие каникулярного периода обуславливает особенности режима рабочего времени педагогических работников ОО. Каникулярное время является временем отдыха для учащихся и временем работы для сотрудников сферы образования, если только они не совпадают с ежегодным оплачиваемым отпуском работника. Регулирование режима рабочего времени в каникулярный и неканикулярный период не подлежит изменению, однако характер работ существенно изменяется.

Соответствующие положения прописываются в должных инструкциях, регламентируя уточнение перечня работ, свойственных должности. В заданный период учителя и преподаватели преимущественно занимаются методической, педагогической, организационной работой в пределах нормируемой части их рабочего времени, соответствующей установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул. Увеличение объема работ в период каникул возможно только в том случае, если на этот период намечены соответствующие виды работ и мероприятий. Оплата труда за указанный каникулярный период соответствует той, что была установлена при тарификации до каникул.

Аналогичные нормы Положения № 69 действуют для регулирования рабочего времени работников ОО в период отмены учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, а также в периоды проведения выборов и единого государственного экзамена или государственной итоговой аттестации на базе образовательного учреждения. Привлечь к работе сотрудника в период, который не совпадает с отпуском, руководитель может только на основании распорядительных актов ОО и с согласия работника.

Учебная нагрузка педагога и длительность рабочего дня перед праздничными и выходными днями

Длительность рабочего дня накануне нерабочих праздничных и выходных дней определяется согласно ст. 95 ТК РФ, в которой зафиксировано, что продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час, что распространяется и на педработников. При этом рабочее время учителей, преподавателей ОО, которые осуществляют образовательные программы среднего профессионального образования, педагогов и старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, включает нормируемую части (18 ч в неделю либо 720 ч в год – установленная рабочая нагрузка) и часть рабочего времени, не имеющей четких границ. Вторая часть связана с должностными обязанностями, правилами внутреннего трудового распорядка и уставом ОО, планами, графиками. Учитывая это, длительность рабочего дня сокращают на один час от рабочего времени, связанного с педагогической деятельностью. Если уменьшение продолжительности смены невозможно в силу непрерывного действия организации, сотрудник получает дополнительное время отдыха.

«Бюллетень Министерства образования и науки РФ».

«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

«Собрание законодательства РФ».

2. Специальный государственный орган, функция которого – осуществление надзора за точным и единообразным исполнением закона, называется:

3 . Основные положения о правах ребенка закреплены в (во):

Конвенции о правах ребенка.

Всеобщей декларации прав человека.

Международном пакте о гражданских правах.

4 . Муниципальные образовательные организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

только в форме учреждения.

в любой организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством.

в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

только в формах учреждения или автономной некоммерческой организации.

5. На уровне субъектов РФ типовые положения об образовательных учреждениях, учитывающие региональную специфику:

могут издаваться, но только путем принятия закона субъекта РФ.

могут издаваться, но только об учреждениях общего образования.

не могут издаваться.

Читайте также:Этапы проведения инвентаризации имущества и обязательств организации

6 . К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:

рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ.

любые, выбранные педагогом из перечня, рекомендованного образовательным учреждением.

рекомендованные методической службой.

предложенные издателем учебной литературы.

7. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:

8. Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным называется:

9. При отчислении обучающегося из общеобразовательного учреждения за неоднократное грубое нарушение Устава учреждения необходимо согласие:

органа управления образованием.

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

органов школьного самоуправления.

10. Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают наступление юридических последствий, называются:

11. Согласно Закону РФ «Об образовании» организация питания в образовательных учреждениях возлагается:

на организации общественного питания.

на образовательное учреждение

на органы местного самоуправления.

на все вышеперечисленные организации.

12. Создание условий для получения детьми среднего (полного) общего образования согласно Семейному кодексу РФ возлагается на:

органы управления образованием.

родителей (законных представителей).

13. Для включения в трудовой договор с педагогическими работниками обязательным является:

условие об обязательном социальном страховании работника.

условие об испытании.

условие о неразглашении тайны усыновления (удочерения) обучающихся.

условие о систематическом повышении квалификации работника.

14. За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

перевод на нижеоплачиваемую должность.

увольнение по соответствующим основаниям.

лишение доплат, надбавок и других поощрительных выплат.

15. Гарантии и компенсации педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при соблюдении следующих условий:

при получении образования соответствующего уровня впервые.

при получении образования в соответствии с занимаемой должностью.

при согласии руководителя образовательного учреждения.

если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного учреждения.

16. При приеме в школу администрация образовательного учреждения обязана познакомить ребенка и его родителей с:

должностными инструкциями учителей, которые будут вести занятия с ребенком.

Уставом образовательного учреждения.

коллективным трудовым договором.

правилами внутреннего трудового распорядка.

17. Согласно действующему законодательству, срочный трудовой договор в обязательном порядке заключается:

с поступающим на работу лицом, являющимся пенсионером по возрасту.

с заместителями руководителя образовательного учреждения.

на время исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется место работы.

с лицами, поступающими на работу по совместительству.

18. Система оплаты труда работников образовательного учреждения устанавливается:

Коллективным договором, соглашением и (или) локальными нормативными актами образовательного учреждения.

исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

постановлением Правительства РФ.

19 . Ответственность за нарушение законодательства в области образования несут:

только физические лица.

только должностные лица, нарушившие или допустившие нарушение законодательства.

только юридические лица, нарушившие законодательство.

все юридические или физические лица, нарушившие законодательство.

20. Закону РФ «Об образовании» соответствует следующая классификация образовательных учреждений:

учреждения частные, общественных и религиозных организаций, смешанные.

общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, кооперативы образовательного профиля.

учреждения общеобразовательные, профессионального образования, дополнительного образования.

государственные, муниципальные, негосударственные образовательные учреждения.

21. Учредителями муниципального общеобразовательного учреждения могут быть:

орган управления имуществом муниципального образования.

любые муниципальные образования.

только муниципальные районы и городские округа.

глава местной администрации.

22. Наличие у образовательного учреждения свидетельства о государственной аккредитации свидетельствует:

о соответствии деятельности образовательного учреждения требованиям утвержденного Устава.

о соответствии содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных стандартов, о государственном статусе этого образовательного учреждения, о соответствии уровня реализуемых образовательных программ государственным требованиям.

о соответствии основных образовательных программ требованиям базисного учебного плана и (или) утвержденным государством примерным образовательным программам.

о соответствии условий обучения, предлагаемых образовательным учреждением, государственным требованиям.

23. Ликвидация сельского муниципального общеобразовательного учреждения осуществляется:

на основании решения муниципального органа управления образованием.

в порядке, установленном органом местного самоуправления, на территории которого находится учреждение.

в порядке, установленном органом местного самоуправления, на территории которого находится образовательное учреждение, но только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

по решению государственного органа управления образованием субъекта РФ.

24. Допустимо ли при приеме ребенка для обучения в 1-й класс проведение различных форм проверки его готовности к обучению в конкретной школе?

допустимо при приеме в школу повышенного уровня.

допустимо в форме тестирования.

допустимо по решению Совета учреждения.

25. Учебная нагрузка, режим занятий обучающегося в общеобразовательном учреждении определяется:

решением Совета образовательного учреждения.

Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

расписанием учебных занятий.

26. К нормируемой части рабочего времени педагогического работника относится:

организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся (воспитанников).

выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов.

организация и проведение факультативных занятий.

дежурства в учреждении в период образовательного процесса в целях обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.

27. Режим рабочего времени всех работников образовательного учреждения в каникулярный период устанавливается:

решением муниципального органа управления образованием.

локальными актами учреждения.

решением педагогического совета образовательного учреждения.

решением общественных органов управления образовательным учреждением.

28. В каникулярный период педагогические работники:

могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.

осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул.

в соответствии с приказом директора образовательного учреждения могут привлекаться к выполнению разовых работ на базе данного образовательного учреждения.

занимаются повышением своей квалификации вне стен образовательного учреждения.

29. При проведении мероприятий по контролю (надзору) проверяющим обязательно должны быть предъявлены следующие документы:

распоряжение (приказ) о проведении проверки.

план-задание на проведение мероприятий по контролю (надзору).

Источник: lawsexp.com

 𝐰𝐨𝐦𝐚𝐧𝐥𝐢𝐠𝐚🌈™